حْنُ أَعْلَمُ بِمَا يَسْتَمِعُونَ بِهِ إِذْ يَسْتَمِعُونَ إِلَيْكَ وَإِذْ هُمْ نَجْوَى إِذْ يَقُولُ الظَّالِمُونَ إِن تَتَّبِعُونَ إِلَّا رَجُلًا مَّسْحُورًا انظُرْ كَيْفَ ضَرَبُوا لَكَ الْأَمْثَالَ فَضَلُّوا فَلَا يَسْتَطِيعُونَ سَبِيلًا
«Мы знаем, почему они слушают тебя [и твое чтение Куръана]. А когда они [язычники] тайком совещаются, то злодеи говорят: «Вы просто следуете за околдованным человеком». Посмотри, с кем только они тебя не сравнивают [говоря, что ты сумасшедший, колдун и поэт]. Они сошли [с истинного пути] и уже не смогут найти дорогу [обратно – из-за таких обвинений]» (аль-Исра, 47-48).
В риваяте от Мухаммада ибн Муслима ибн Шихаба аз-Зухр говорится: «Однажды ночью Абу Джахль, Абу Суфьян Сахр ибн Харб и аль-Ахнас ибн Шарик (Шурейк), не догадываясь о присутствии друг друга, пришли к дому Посланника Аллаха ﷺ, чтобы послушать Коран. Всю ночь они прослушали, как Посланник Аллаха ﷺ читал Коран, а когда настало утро, и они стали расходиться, они повстречались.
Тогда они стали спрашивать друг друга о причинах нахождения в этом месте (в это время), и каждый из них дал свой ответ. Тогда, побоявшись, что об этом узнает курайшитская молодежь, и что это ввергнет их в смуту, они дали друг другу слово, что больше никогда сюда не придут. Однако, когда настала ночь, все трое, полагая, что двое других, будучи верными своему слову, у дома Посланника Аллаха ﷺ больше не появятся, – снова пришли послушать Коран.
Когда же наступило утро, и они стали расходиться, они вновь повстречались друг с другом на дороге. Тогда они стали упрекать друг друга, но (как и вчера) снова сошлись на том, что больше здесь не появятся. Но и на третью ночь, не сдержавшись, каждый из этих трех снова пришел к дому Посланника Аллаха ﷺ, чтобы послушать Коран. Когда на утро они снова повстречались, они окончательно поклялись друг другу больше никогда сюда не приходить.
Когда рассвело, Ахнас ибн Шарик, взяв свой посох, отправился к Абу Суфьяну. Войдя к нему, он спросил Абу Суфьяна: «О Абу Ханзала, каково твое мнение об услышанном от Мухаммада?» На что тот ответил: «О Абу Са‘ляба! Клянусь богом, многое из услышанного мне было понятно, но кое-что я понять не смог». На что Ахнас сказал: «Клянусь, я тоже».
Тогда Ахнас отправился к Абу Джахлю. Войдя к нему, он сказал: «О Абу аль-Хаким, каково твое мнение об услышанном от Мухаммада?» На что Абу Джахль ответил: «Что я слышал?!», – а затем продолжил: «Мы и род ‘Абдуманафа всегда соперничали друг с другом в славных делах: когда кормили и угощали они – кормили и угощали мы, когда взваливали на себя (какую-то ответственность) они – взваливали на себя и мы, когда давали они – давали и мы. Как скаковые лошади мы всегда шли ноздря к ноздре. Но вот они заявили: «У нас есть пророк, получающий откровения с неба!» Как нам теперь в этом с ними соперничать?! Клянусь богом, мы никогда не поверим и не уверуем в него!» После чего Ахнас встал и ушел».
Приведя в своем тафсире этот риваят, Ибн Касир рахимахуллахи заключает: «Несмотря на то, что в риваяте не говорится о том, что этот аят был ниспослан в связи с описываемым в риваяте случаем, содержание риваята говорит об этом само за себя» (Ибн Касир, Тафсир аль-Куран аль-‘Азым, 3/246; 5/81). Из книги «Асбабун-Нузуль»
islam-today.ru