Введение
الحمد لله العليم الخبير ، المتقن العالم بلا معين ونصير ، فسبحان الله الذي حكمته بالغة وعلمه عزيز ، ونعمه واصلة إلى كل صغير وكبير ، ونشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له في نقير ولا قطمير ، ونشهد أن سيدنا ومولانا محمد عبده ورسوله الذي هدانا بكتاب منير ، ودعانا إلى الله بالانذار والتبشير ، صلى الله تعالى عليه وعلى آله وصحبه ما دامت الكواكب تسير ، أما بعد ،
Последний Посланник Аллаха, наш господин Мухаммад Расулюллах ﷺ, был благословлён короной нубуввата (пророчества), когда ему было сорок лет. Получив миссию пророчества, Посланник Аллаха ﷺ начал работать над искоренением идолопоклонства и других пороков в обществе. Чтобы реформировать всё общество и покончить с распространёнными в нём пороками, нужны способные люди. Для этого должна существовать группа, способная работать на прочной и организованной основе.
Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Впоследствии эта особая группа была подготовлена. Это были сахабы [Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ] (да будет доволен ими всеми Аллах).
Они защищали и сохраняли высказывания, советы и действия Посланника Аллаха ﷺ в своих сердцах, а также в письменном виде. Священный Коран был явлен в их присутствии, и они были его первыми адресатами. Причины откровения большинства сур в Священном Коране имеют связь с происшествиями, связанными с этими благородными сахабами (да будет доволен ими Аллах).
Как и всем остальным пророкам (мир им всем), Всевышний Аллах даровал Посланнику Аллаха ﷺ естественную смерть и скрыл его от этого мира. Ислам же — это последняя религия, то есть религия, ниспосланная Всевышним Аллахом. Так же, как Посланник Аллаха ﷺ является последним Пророком, так и Ислам является последней религией. Основополагающие принципы и законы этой религии останутся в силе до Судного Дня. В этот мир не придёт новый пророк, и не появится другой религии.
- С кем осталась религия, оставленная Посланником Аллаха ﷺ?
- В чьих руках она находилась?
- Надёжны ли были эти руки?
- Осталась ли она без защиты?
После исследования и изучения мы придём к осознанию, что эта религия действительно была передана в надёжные руки, то есть была передана благословенным и достопочтенным сахабам (да будет доволен ими Аллах).
Почему она защищена? На равнине Бадра сахабы (да будет доволен им Аллах) успешно защищали эту религию. Когда их численность увеличилась в несколько тысяч раз, они столкнулись с сотнями тысяч вражеских войск. После ухода Посланника Аллаха ﷺ из этой земной обители их насчитывалось около 124 000. Они стали сильным и укреплённым барьером перед всем миром неверия. Таким образом, мы понимаем, что эта религия был передана и вложена в надёжные руки сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Было установлено, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) стали основой для религии, с которым был послан Посланник Аллаха ﷺ.
Священный Коран и благословенные хадисы были донесены до уммы посредством сахабов (да будет доволен ими Аллах). Они передавали всё это точно и добросовестно. Они переносили все трудности, которые выпадали на их долю, с улыбкой на лице. Они жертвовали своими домами, женами и детьми ради того, чтобы распространить эту религию по всему миру.
Сегодня могилы этих сподвижников (да будет доволен ими Аллах) находятся в разных странах мира. Это явное доказательство того, что они отправились в путь с твёрдым намерением распространить и донести эту религию до всего человечества. Если честь и уважение этих сподвижников (да будет доволен ими Аллах) не будут защищены, то как останется защищенной эта религия? Как любовь к сахабам (да будет доволен ими Аллах) укоренится в сердцах нового поколения?
Когда любовь к сподвижникам (да будет доволен ими Аллах) покинет сердца этой уммы, она станет жертвой нововведений и многобожия. Поэтому наша обязанность — встать на защиту чести сахабов (да будет доволен ими Аллах). Мы должны посвятить наши жизни, богатство и время делу защиты чести сахабов (да будет доволен ими Аллах). Мы должны защищать честь сахабов (да будет доволен ими Аллах) так доблестно и яростно, чтобы ни одна из сил неверия и зла никогда не смогла пробить или повредить эту укрепленную стену и крепость Ислама.
Почему обязательно защищать сахабов (да будет доволен ими Аллах)? Давайте изучим причины, представленные на следующих страницах. Давайте запомним основные моменты, а также донесем это послание до каждого мусульманина.
Мы утверждаем, что являемся солдатами, защищающими честь сподвижников (да будет доволен ими Аллах), но когда кто-то спрашивает нас, почему необходимо защищать честь сахабов (да будет доволен ими Аллах), мы не можем дать ему ответа. Пустые эмоциональные лозунги ни к чему не приведут. Сделайте это своей миссией и распространите это послание в каждый дом. Пусть Всевышний Аллах будет нам помощью и поддержкой. Амин!
Рабб Наваз Тахир
24 Шавваль 1421 | 19 Января 2001
Защита сахабов (да будет доволен ими Аллах) — защита Ислама
Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) приводит высказывание имама Абу Зур’а ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) в предисловии к своему монументальному труду «Аль-Исаба»:
إذ رأيت الرجل ينتقص أحدا من أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم فاعلم أنه زنديق وذلك أن الرسول حق والقرآن حق وما جاء به حق وإنما أدى إلينا ذلك كله الصحابة وهؤلاء يردون أن يجرحوا شهودنا ، ليبطلوا الكتاب والسنة والجرح بهم أولى ، وهم زنادقة«Если вы увидите, что кто-то критикует сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, то знайте, что он — зындык, то есть неверующий еретик. Причина этого в том, что Посланник Аллаха ﷺ — истинный посланник, Коран — истина, и религия, с которой был послан Посланник Аллаха ﷺ, — истинная. Все это было передано нам сахабами (да будет доволен ими Аллах). Поэтому для нас сахабы (да будет доволен ими Аллах) являются свидетелями Послания. Эти люди критикуют наших свидетелей и желают сделать недействительными Священный Коран и Сунну. Поэтому эти люди достойны презрения и критики. Они — безбожные еретики».
По сути, наша религия была ниспослана Всевышний Аллахом. Она дошла до нас различными путями. Абсолютно полагаться на эту религию можно только тогда, когда она дошла до нас посредством надежных средств и каналов. Сахабы (да будет доволен ими Аллах) — это первое звено между Посланником Аллаха ﷺ и уммой. Если они не являются надёжными, то ничто из религии не будет считаться надёжным. Поэтому, когда надёжность сахабов (да будет доволен ими Аллах) подвергается критике и нападкам, то, в действительности, критике и нападкам подвергается сама религия.
Мы должны защищать и оберегать их честь и надёжность от критики и нападок, поскольку они были первой группой людей в Исламе, которые засвидетельствовали посланническую миссию Посланника Аллаха ﷺ. Так мы можем спасти всю конструкцию Ислама от разрушения. Это первая причина, по которой защита сахабов (да будет доволен ими Аллах) является абсолютно важной.
Таким образом, мы выявили действительность того, что защита сподвижников (да будет доволен ими Аллах), по сути, то же самое, что и защита самого Ислама.
Следование методу Всевышнего Аллаха
Всевышний Аллах Сам защищает сахабов (да будет доволен ими Аллах). Всевышний Аллах сказал:
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُواْ كَمَا آمَنَ النَّاسُ قَالُواْ أَنُؤْمِنُ كَمَا آمَنَ السُّفَهَاء أَلا إِنَّهُمْ هُمُ السُّفَهَاء وَلَـكِن لاَّ يَعْلَمُونَ
«А когда им говорят: «Уверуйте, как уверовали люди», — они отвечают: «Разве мы уверуем, как уверовали глупцы?» Нет же! Поистине, они — (сами) глупцы, но они не знают (этого)». (Сура «Аль-Бакара», аят 13)
В этом аяте Всевышний Аллах обращается к лицемерам и другим неверующим, наставляя их уверовать так же, как уверовали сахабы (да будет доволен ими Аллах). Однако лицемеры и неверующие возразили, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) [якобы] являются глупцами. В защиту сахабов (да будет доволен ими Аллах) Всевышний Аллах отвечает, приписывая реальность слов этих лицемеров и безбожников им самим, то есть «они — (сами) глупцы».
Мы должны имитировать данный метод Всевышнего Аллаха. Необходимо защищать сахабов (да будет доволен ими Аллах), применяя этот способ. Сегодня, если кто-то говорит, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) являются муртадами [вероотступниками], то мы должны повторить те же самые слова в адрес этого человека и открыто заявить, что он или она — муртады. Если они говорят, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) — кафиры [неверующие], то мы должны следовать методу Всевышнего Аллаха, и ничто не должно помешать нам заявить, что на самом деле человек, произнесший такое мерзкое заявление, является кафиром. Если при этом на нашем пути возникнут трудности, то мы должны рассматривать их как милость и благословение. Это является благословением в том смысле, что мы проходим через трудности по причине демонстрации метода Всевышнего Аллаха.
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) — мерило наставлений
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) — это мерило руководства для нас. Когда произносится слово «иман», то имеется в виду иман, подобный иману сахабов (да будет доволен ими Аллах). В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:
فَإِنْ آمَنُواْ بِمِثْلِ مَا آمَنتُم بِهِ فَقَدِ اهْتَدَواْ وَّإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللّهُ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
«Если они (иудеи и христиане) поверят в то, во что поверили вы, то будут на верном пути. А если откажутся (уверовать), то окажутся в ссоре (с Аллахом). Достаточно тебе Аллаха, ведь Он — Слышащий, Знающий». (Сура «Аль-Бакара», аят 137)
Иман сахабов (да будет доволен ими Аллах) является мерилом для нашего имана. Это ясно из аята Священного Корана, процитированного выше, то есть, что иман сахабов (да будет доволен ими Аллах) совершенен.
Теперь, если мы хотим оценить свой иман, мы должны смотреть на сахабов (да будет доволен ими Аллах). Мы должны извлекать и приобретать руководство из их жизни. Если в отношении сахабов (да будет доволен ими Аллах) возникнут сомнения и недоверие, то каким мерилом мы будем оценивать свой иман? От кого мы будем брать руководство? Поэтому мы должны охранять и защищать честь сахабов (да будет доволен ими Аллах). Если же кто-либо подвергнет сомнению иман сахабов (да будет доволен ими Аллах), то мы для начала проанализируем его собственный иман и будем обсуждать его.
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) — наши благодетели
Мы должны и обязаны защищать сахабов (да будет доволен ими Аллах), потому что они — наши благодетели. Приняв Ислам, сахабы (да будет доволен ими Аллах) совершили неизмеримое служение для этой религии, и по этой причине они испытали большие трудности. Они успешно справились со всеми испытаниями, которые выпали на их долю. Всевышний Аллах благословил их в этом мире, приписав им Свое довольство. Он объявляет в Священном Коране:
رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ
«… они те, кем доволен Аллах. Они также довольны Аллахом». (Сура «Ат-Тауба», аят 100)
Когда Всевышний Аллах объявил о Своей благосклонности к ним, сахабы (да будет доволен ими Аллах) не стали говорить, что они достойны Рая и что отныне им следует просто отдыхать и наслаждаться. Эти светила заботились обо всей умме и передавали эту религию нам, чтобы мы тоже стали достойными войти в Рай. Они распрощались с любым видом отдыха для себя и, несмотря на уже достигнутый успех, прошли через столько трудностей ради нас. Они — наши благодетели. Теперь, по праву этой великой милости, мы идем по их стопам, и кто бы ни обрушивался на них с критикой и оскорблениями, мы бросаем им вызов и встречаемся с ними лицом к лицу. Вчера они думали о нас. А сегодня, можем ли мы не думать о них? Можем ли мы не защищать их?
Забыть и пренебречь чьей-то благосклонностью к нам — это очень низкий поступок. Так поступают люди с испорченной натурой. До такой грязной вещи не опустится даже немусульманин, не говоря уже о мусульманине. Если бы сегодня завеса выгоды не омрачала бы наши умы и если бы наши эмоции были наполнены честью имана, то ни у кого не хватило бы смелости критиковать и порочить благословенных сахабов (да будет доволен ими Аллах).
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) покинули свои дома и родину из заботы об этой умме, они отправились в дальние страны и передали нам сокровище имана. А сегодня мы не готовы нарушить своего покоя ради них. Мы молчим из-за страха перед тюрьмой и мученической смертью. Честь и иман требуют, чтобы мы защищали наших благодетелей, иначе на нас ляжет ужасное пятно забвения оказанных нам милостей. Лучше умереть, чем жить в таком состоянии.
Посланник Аллаха ﷺ был готов пожертвовать собой ради сахабов (да будет доволен ими Аллах)
Присяга «ар-Ридван» была принята ради одного сподвижника. Сахабы и Посланник Аллаха ﷺ пообещали отдать свои жизни ради нашего господина ‘Усмана (да будет доволен им Аллах). Эта присяга говорит нам о великом статусе и положении одного сподвижника. Только подумайте, сколько бы мучеников погибло, если бы из-за этого обещания началась битва. В действительности, Посланник Аллаха ﷺ тоже мог бы стать мучеником. Однако он ﷺ не заботился о потере своей жизни, и преподнес себя в обмен на одного сподвижника. Из этого мы можем понять, насколько высок статус и ценность даже одного сподвижника.
Неужели наша жизнь ценнее, чем жизнь Посланника Аллаха ﷺ? Он ﷺ выступил в защиту сподвижника (да будет доволен им Аллах), а мы же говорим, что спасение наших собственных жизней также является обязанностью. Горе такому человеку! В то время как сахабов (да будет доволен ими Аллах) критикуют и поносят, мусульмане живут да поживают. В таких случаях признаком мусульманина должно быть то, чтобы он/она запретили себе жить в удовольствие.
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) — защитный барьер для пророчества
Мы убеждены, что Посланник Аллаха ﷺ в течение 23-х лет стремился подготовить почётную и великую группу. Несомненно, что группа, которой он передал ответственность за сохранение и распространение религии, Священного Корана и руководства, которое он принёс, надежна и благородна. Они являются основным связующим звеном между ним ﷺ и уммой. Что бы они ни делали, это происходило в соответствии с предписаниями религии. Если представить эту группу как ненадежную, то результаты будут катастрофическими. Это приведёт к отклонению. Это произойдёт потому, что нам придется принять следующие заблуждения:
- 1. Посланник Аллаха ﷺ потерпел неудачу в своем пророчестве, и его 23-летние усилия были напрасны;
- 2. Назначение представителей Посланника Аллаха ﷺ было напрасным;
- 3. Религия Посланника Аллаха ﷺ подошла к концу, когда закрылись его глаза, и религия Ислам была похоронена вместе с ним. Она не продолжалась ни на мгновение после него; и
- 4. Если группа, подготовленная им, ﷺ не является надежной и заслуживающей доверия, то и Священный Коран, переданный ими, также не будет считаться надёжным. Пророчество Посланника Аллаха ﷺ, переданное ими, также будет вызывать подозрения. Ни одна часть Ислама не может считаться безупречной, поскольку все они дошли до нас через них.
Да защитит нас Всевышний Аллах от подобного вероотступничества. Амин!
Каждый аспект Священного Корана, Пророчества и Ислама был передан посредством этой группы светил. Поэтому, какая бы секта или группа ни утверждала, что сахабам (да будет доволен ими Аллах) нельзя доверять и что они ненадёжны, у них обязательно будут порочные убеждения, заблуждения и идеи. Доказано, что подобные убеждения и заблуждения возникли в таких сектах, как хавариджи [хариджиты] и шииты, которые, как известно, критикуют сахабов (да будет доволен ими Аллах).
Если мы решим не защищать сахабов (да будет доволен ими Аллах), то мы сделаем нашу собственную религию ненадёжной и недостойной для нового поколения. Это потому, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) являются защитным барьером Пророчества. Если эта стена и барьер будут разрушены, то Пророчество останется без защиты. Таким образом, ради защиты пророческой миссии Посланника Аллахаа ﷺ мы обязаны защищать сахабов (да будет доволен ими Аллах).
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) были избраны Богом
Из всего человечества Всевышний Аллах избрал именно Посланника Аллаха ﷺ. Поэтому он является лидером человечества и лучшим из них. Книга, ниспосланная ему, — лучшая книга. Его религия — лучшая. Его умма — лучшая. Его эпоха была лучшей. Из этого следует, что его сподвижники также были лучшими. В рассказе из «Мустадрака» Аль-Хакика, в 3-м томе 3, на стр. 632, говорится следующее:
Наш господин ‘Увайм ибн Са’ида (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:«Поистине, Аллах избрал меня и избрал для меня моих сподвижников. Некоторых Он избрал в качестве моих служителей и помощников. Некоторых Он сделал моими родственниками. Кто скажет о них плохо, пусть будет проклят Аллахом, ангелами и всем человечеством. В Судный День не будет принято ни одно из его обязательных (фард) и добровольных (нафиль) действий».
Из этого сообщения мы узнаем, что подобно тому, как Всевышний Аллах избрал Посланника Аллаха ﷺ из всего человечества, точно так же Он избрал лучших и самых элитных людей в качестве спутников Посланника Аллаха ﷺ. Эта избранная группа считается лучшей из человечества после Пророков.
Всевышний Аллах даровал им титул лучших из уммы. Если бы существовала группа, более добродетельная, чем сахабы (да будет доволен ими Аллах), Всевышний Аллах избрал бы их в спутники Своему Посланнику ﷺ. Вот почему критика сахабов (да будет доволен ими Аллах) также является критикой отбора, проведённого Всевышним Аллахом. Логично, что люди, критикующие отбор Всевышнего Аллаха и свысока смотрящие на сподвижников Посланника ﷺ, будут заслуживать самых суровых предупреждений.Адаптировано из «Ши’а Cунни ихтиляф аур cырат-и-мустакым»
Поэтому каждый мусульманин обязан защищать эту особую группу, избранную Всевышний Аллахом, — тех, кто был избран в качестве сподвижников Посланника Аллаха ﷺ.
Сахабы (да будет доволен ими Аллах) — основа и корень религии
Защита сподвижников (да будет доволен ими Аллах) — одна из самых важных миссий, поскольку всё, что мы имеем из Ислама сегодня — всё это было получено от Посланника Аллаха ﷺ посредством сахабов (да будет доволен ими Аллах). Если кто-то спросит о Священном Коране, свидетельстве веры [шахаде], намазе, закяте, посте, хадже, о хадисах, которые мы практикуем, о джихаде, который мы считаем обязательным, о даавате [призыве] и донесении религии, которые мы совершаем, о мечетях и медресе, которые мы посещаем:
- Что является корнем и основой всего этого?
- Что является доказательством этому?
- Кто был свидетелем этого?
- Были ли они очевидцами или нет?
- Благонадёжны ли они?
Человек с иманом в сердце ответит, что всё это было передано нам надёжным и достоверным путём, то есть посредством сахабов (да будет доволен ими Аллах). Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не могут быть подвергнут критике. Это потому, что Священный Коран и Посланник Аллаха ﷺ свидетельствуют о том, что они являются надёжными и заслуживащими доверия. Для того чтобы принять каждый аспект Ислама как правильный и достоверный, мы должны сначала поверить и принять, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) являются благонадёжными и заслуживающими доверия. Тот, кто считает, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) ненадёжны, должен будет отделиться от Ислама. Чтобы спасти великие законы и принципы Ислама, необходимо защищать честь и целостность сподвижников (да будет доволен ими Аллах).
Заключение
Во всех книгах по акдые Ахлю Сунна валь-Джама’а ясно сказано, что мы должны испытывать любовь ко всем сподвижникам (да будет доволен ими Аллах). Нельзя упоминать их иначе, как с добром и похвалой. Никогда не следует критиковать их, искать в них недостатки или злословить о них. Необходимо всегда придерживаться различных степеней их достоинств. Защита сахабов (да будет доволен ими Аллах) является формой поклонения — так же, как формой поклонения является намаз.
Пусть Всевышний Аллах благословит всех нас способностью всегда защищать честь сахабов (да будет доволен ими Аллах). Пусть Всевышний Аллах благословит нас обществом сахабов (да будет доволен ими Аллах), Ахлю Бейт и всех благословенных светил уммы в Раю. Амин!
azan.ru
azan.ru