Ночь с 26 на 27 раджаба (ночь с 23 на 24 апреля) мусульмане проведут вспоминая чудесное вознесение Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям) на небеса.
Событие под названием »ليلة الاسراء والمعراج Ляйлятуль-Исра валь-Мираж» имело место за 18 месяцев до переселения из Мекки в Медину. 27 раджаба 620 года.
В эту ночь Досточтимый Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), удостоился чести быть вознесённым на небеса и стать свидетелем многих чудес и знамений Всевышнего Аллаха.
Посланники Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вступил тогда в очень трудный период своей жизни и как человек, и как избранник Создателя. На десятом году пророчества умер его дядя Абу Талиб. Несколько месяцев спустя ушла из жизни супруга, мать правоверных Хадиджа (радыяллаху анха). Она была надёжной опорой для Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), поддерживала его морально и материально, делила с ним все трудности и невзгоды. Период её ухода был назван Годом печали. Жители Таифа, к которым Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл с добрым словом, призывая к Исламу, нанесли ему всевозможные оскорбления, а когда он уходил из города, то принялись закидывать его камнями.
В самые трудные моменты жизни Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не терял надежды на помощь Аллаха. «Поистине, за трудностями следует большое облегчение», — сказано в Коране (Сура «аль-Инширах», 95 / 5,6). И ночь Вознесения, когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предстал перед Создателем, стала ему наградой за преданность и терпение. Приблизиться к Господу могут только обладатели чистого сердца, которому открываются Божественные тайны. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был лучшим из рабов Аллаха, но для того, чтобы он смог воспринять тайные смыслы Божественного Знания, ангел Джабраиль особым способом, называемым «шакку садр» (рассечение груди), очистил его сердце. Это говорит нам о том, сколь важно сохранять сердце чистым, просить покаяния и освобождаться от греховного. Ибо если даже сердце Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) нуждалось в очищении, то как внимательно мы должны относиться к своим?
Так повествует Священный Коран об этом чудеснейшем и особенном событии:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий.» (Сура 17:1)
Священный аят, чтобы привлечь внимание к важным и удивительным вещам, излагаемым в нем, начинается с танзиха. Согласно заявлению толкователей Корана, выражение «субхана» (танзих) употреблено для того, чтобы передать то, что Всевышний Аллах абсолютно чист и полностью избавлен от всех недостатков и отрицательных атрибутов. Кроме того, оно используется для выражения чувств восхищения Господом. Одновременно оно является важным при упоминании имени Аллаха, выражая Его Величие и Достоинство. Это слово:
1) Возвеличивает и утверждает достоверность факта Вознесения Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и подготавливает почву для очищения сердца, а также защищает людей от сомнений и таких идей, как уподобление Аллаха своим творениям — «ташбих», представление Его в виде какого-либо объекта или предмета – «таджзим».
2) Выражает истину о том, что Всевышний Аллах свободен от всякого рода недостатков и слабостей для тех, кто не допускает возможности факта Вознесения – Мираджа.
В продолжении Священного аята внимание заостряется на том, что Вознесение произошло в ночное время. Ибо «Исра» — это ночное путешествие. В подавляющем большинстве случаев Божественные откровения ниспосылались ночью. Все происшествия и величайшие события, отрицательные или положительные, главным образом происходили в ночные часы. К примеру, намаз-тахаджуд, совершаемый в последнюю треть ночи, до рассвета, – это самая лучшая молитва среди всех необязательных молитв, это вершина поклонения Всевышнему Аллаху.
Святость Масджид Аль-Акса и ее окрестностей разъясняется следующим образом:
1) Она наделена благоденствием и счастьем и полна земного блага.
2) Там прожили свою жизнь очень многие пророки, и поэтому эта местность стала тем местом, где нисходили Божественные откровения – вахий.
3) Кроме того, она стала благодатной и благодаря Мираджу, факту Вознесения Посланника Аллаха. Во время этого путешествия Всевышний Аллах продемонстрировал Своему Рабу и Посланнику – Мухаммаду Мустафе (саллаллаху алейхи ва саллям) – необыкновенные и удивительные явления.
Известный муфассир — комментатор Корана Элмалылы Хамди Язар в своём труде «Хак дини Куран дили» толкуя данный аят, пишет: «Подавляющее большинство случаев откровения ниспосылались ночью. Все происшествия и величайшие события, отрицательные они или положительные главным образом происходили в ночные часы».
إسراء (исра) — в арабском языке это слово означает «ночное путешествие, путешествовал ночью, путешествие в первые часы тёмного времени суток или же в последнюю часть ночи, особенное ночное путешествие». Исра – это мгновенный перенос Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) из мечети аль-Харам в Мекке в мечеть аль-Акса, что находится в Иерусалиме. Это ночное путешествие не зависит от временных и пространственных значений.
معراج (мирадж) происходит от слова урудж что означает: лестница, выходить в высь, средство выхода на верх, возноситься. Мирадж – вознесение Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) на небеса и явление ему божественных чудес и знамений.
Уместно упомянуть имена следующих сподвижников Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) и живших после них учёных ислама, которые довели до нас сведения о «мирадже» Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) случившимся на яву в единстве духа и тела Посланника Аллаха: Абдуллах б. Аббас, Абдуллах б. Масуд, Абу Саид аль-Худри, Анас б. Малик, Абу Хурайра, хузейфа аль-Ямани, Катада, Хасан аль-Басри, Муджахид, Икрима и т.д.
Когда досточтимый Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) находился у Каабы, а по другой версии в доме дочери своего дяди – Уммухан, к нему явился архангел Джабраил, раскрыл его благородное сердце и, омыв его из источника зам-зам, наполнил светом и мудростью (Бухари т.1, стр. 91; Муслим т.1, стр. 148.).
Начинается путешествие к Творцу, Джабраил держит подле себя Бурака – неземное животное. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сидя на спине Бурака вмиг, быстрее молнии перенёсся в первую кыблу масджид аль-Акса в Иерусалим. В этом священном месте Мухаммед (саллаллаху аляйхи ва саллям) встретился с другими пророками (да будет мир над ними): Другом Аллаха Ибрагимом (Авраам), Духом Аллаха Исой (Иисус Христос), Мусой (Моисеем) и отцом человечества Адамом. Благословенный пророк Мухаммед (саллаллаху аляйхи ва саллям) в атмосфере праздника, будучи предстоятелем молитвы имамом пророков и ангелов, совершил вместе с ними два ракаата намаза. Посланник Аллаха с Джабраилом прошёл семь небес. На первом небе он встретился с Адамом, на втором с Исой (Иисус Христос) и Яхья (Иоанн Креститель), на третьем с Юсуфом (Иосиф), на четвёртом с Идрисом, на пятом с Харуном (Аарон), на шестом с Мусой (Моисей), на седьмом с Ибрахимом (Авраам) и поприветствовал их всех. Пророк так приблизился к Аллаху, что начал слышать скрип перьев пишущих судьбы людские.
Наконец ему открывается место «Сидратуль-Мунтаха» (Лотос крайнего придела) т.е. последняя точка мира творений. Никакое творение не в состоянии сделать и шагу дальше. Поэтому Джабраиль сказал: «Это Сидратуль-Мунтаха, дальше ты пойдёшь один, если я ступлю хоть шаг, то испепелюсь». Далее наш Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжал путешествие с помощью Раф-раф. По сути, секрет, разрывающий оболочку времени и пространства заключён в Раф-раф.
Наконец друг встретился с Другом, наедине, и стал воспринимать проявление имён и качеств Аллаха.
فَأَوْحَى إِلَى عَبْدِهِ مَا أَوْحَى
«Он внушил в откровении Своему рабу то, что внушил» (Сура «Наджм» Звезда 10)
Суть откровения раскрывается следующим образом.
1. Намаз. Одной из самых важных особенностей мираджа является, то, что во время него было велено обязательное (фарз) пятикратное совершение намаза.
2. Посланнику Аллаха были сказаны следующие слова: «Никто из пророков не войдёт в рай, прежде чем ты! И никакая община не войдёт в рай раньше твоей общины! (Рази, т. 27, стр.248)
3. Были ниспосланы последние аяты суры аль-Бакара (Корова).
Как сказано в хадисе: «Посланнику Аллаха были даны три вещи во время мираджа – пятикратный намаз, завершение суры «аль-Бакара» и известие о том, что тем людям из его общины, кто не впадёт в грех многобожия, будут прощены их большие грехи». (Муслим Иман, 279)
После того, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказал о своём чудесном вознесении соплеменникам, те не поверили ему и с новой силой стали обвинять во лжи, зайдя еще дальше в отрицании Ислама. У мусульман же еще больше укрепился иман. Один человек пришёл к Абу Бакру (радыяллаху анху) и спросил: «И ты веришь ему?» Тот ответил: «Если он говорит так, значит, это правда. Поистине, я поверил бы ему, даже если бы он сообщил и нечто более удивительное!» После этого самого близкого друга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) стали называть «Сыддык» (верный, преданный).
Современный исламский учёный и духовный наставник Осман Нури Топбаш пишет: «Трудное это дело – вылить в строки описание чудес, имевших место во время этого путешествия, а так же пытаться эту запредельную истину вместить в рамки человеческого восприятия. Истина и сущность этих величественных проявлений оставшихся на веки тайной Аллаха и Его посланника, реализовались полностью в условиях потустороннего таинственного, невидимого для других мира «алями гайб». Наряду с этим, это грандиозное проявление тайны, существующее между Аллахом и Его благородным пророком, демонстрирует бесконечную власть Господа. Размышлять же о Божественных проявлениях, которые выше человеческого разума, запрещено». (Набилер силсилеси, т.4 стр. 495-496)
Не опровержимым фактом является то, что посланник Аллаха видел проявления Мираджа не в своём воображении, он видел их как истину, которою подтвердили так же его сердце и совесть
Многие спросили, как совершал Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вознесение – физически или духовно, Аиша (радыяллаху анха) сказала, что, когда Пророк вернулся его постель не успела остыть. Всевышний спрессовал земное время для него настолько, что он смог увидеть и пережить прошлое, настоящее и будущее. Всевышний Аллах даровал Своему посланнику силу и выдержку для этого.
Важные тонкости, таящиеся в Мирадже
1. Еще до того, как наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вознесся на небеса, выйдя в это путешествие, имело место явление Шарх Садр — раскрытие сердца. А это указывает на то, что духовное вознесение возможно лишь при условии чистоты души. Только когда душа освобождается от грязи, ее начинают заполнять проявления Божественной тайны.
2. Исра представляет взорам людей бесконечное Могущество и великолепие царства Всевышнего Аллаха, ведущего своего раба столь необыкновенным образом.
3. Другой же смысл Вознесения заключается в том, что оно является полным благости и радости известием, милостиво пожалованным Всевышним Аллахом после трудной, полной страданий и тягот поездки в Таиф.
4. Передача предписаний, сообщаемых нам Священным Кораном, осуществилась при посредничестве Джабраиля, а намаз Всевышний Аллах велел совершать нам непосредственно Сам, во время Вознесения Пророка на небеса. Это доказывает то, что в намазе также присутствует своя особая тайна, и то, что намаз имеет исключительное значение среди всех молитв.
И в самом деле, намаз – это столп веры. Никакой вид поклонения не приносит человеку столько духовной зрелости, сколько намаз. Место намаза среди молитв в Исламе такое же, какое занимает среди ценностей ахира его вершина – место, откуда можно лицезреть Всевышнего Аллаха – Руйятуллах. Ибо намаз – это мирадж верующих. Моменты, когда рабы ближе всего к Господу – это те мгновенья, когда они смиренно и почтительно совершают намаз.
Намаз – это встреча и беседа с Господом, пребывая еще в земном мире. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз – это свет моих очей».251
Делая свой последний вдох, он завещал общине обращать внимание на совершение намаза.
5. Тот факт, что во время Мираджа перед нашим Господином Светом Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) раскрылись небесные врата, доказывает то, что его пророчество не ограничивается лишь рамками Мекки, племени Курайш и племени Сакыф. Он доказывает также то, что Посланник Аллаха является Пророком Мира, Вселенной и Господином Миров.
6. При помощи Вознесения Пророка на небеса – Мираджа – была показана последняя точка достижения человеческой эволюции и совершенства людей, т.е. была изложена истина о том, что означает рубеж духовного подъема и роста человека.
7. Таким образом, тот факт, что Посланник Аллаха был перенесен из Мечети Харам в Мечеть Акса, демонстрирует еще сильнее крепкую, надежную связь, существующую между двумя этими центрами религии, в которые на протяжении всей истории посылались пророки. Кроме того, это событие объясняет тот факт, что Ислам является единственной истинной религией Аллаха. К примеру, то, что Посланник Аллаха был имамом всех пророков в Мечети Акса, является еще одним проявлением этой истины.
С уважением и благими молитвами,
муфтий Единого духовного управления мусульман Пензенской области
Абдуррауф Забиров
islam-penza.ru