Ночь Мирадж имеет более полное название ночь Исра и Мирадж (Аль-Исра валь-Ми’радж). Исра – путешествие Посланника Божьего (саллаллаху алейхи ва саллам) из мечети аль-Харам в Мекке в мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Мирадж – последовавшее за этим вознесение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) на небеса, на то место, о котором не ведают ни ангелов, ни джинны, ни люди, и беседа там с Самим Всевышним.
Когда это произошло?
Ибн Сад говорит, что ночь Исра и Мирадж произошла за 18 месяцев до хиджры (переселения). Это случилось после того, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды.
Как было совершено переселение и вознесение?
Перенесение и вознесение Посланник Господа (саллаллаху алейхи ва саллам) совершил телом и душой. Поэтому Исра и Мирадж является одним из удивительнейших чудес, которыми Бог ﷻ почтил Своего Любимца (саллаллаху алейхи ва саллам).
По одной версии тогда к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) пришли три ангела: Джабраил, Микаиль и Исрафиль (мир им). Они забрали Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраил (алейхис-салам) с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллам) пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил (алейхис-салам) рассёк ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза, после чего наполнил его мудростью и верой, и поставил на нем печать пророчества. Затем сердце поставили обратно и сжали грудь – и стало оно биться, как прежде.
На чём было совершено переселение (Исра)?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) совершил переселение (Исра) в Иерусалим верхом на животном под названием «Бурак». Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы (алейхис-салам), где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы «Тур Асайна» где пророк Муса (алейхис-салам) разговаривал со Всевышним, я также совершил два ракаата там, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса сын Марьям (алейхис-салам), здесь тоже совершил я два ракаата».
Что делал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) в мечети Аль-Акса в Иерусалиме?
Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошёл в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама.
Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл Джабраил (алейхис-салам) с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) пал на молоко. Джабраил (алейхис-салам) же на это сказал: «Ты выбрал чистоту».
На чём Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) вознёсся на небо?
С неба спустилась лестница из Божественного света (нура), на которой Посланник Господа (саллаллаху алейхи ва саллам) поднялся на небеса. Эта лестница спустилась на скалу, над которой впоследствии возвели мечеть, которая так и называется – «Купол скалы» (Куббат ас-Сахра).
Кого встретил Посланник Божий (саллаллаху алейхи ва саллам) на небесах?
На первом небе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам), увидели Адама (алейхис-салам), который поприветствовал Любимца Всевышнего ((саллаллаху алейхи ва саллам)) и просил у Аллаха ﷻ для него блага.
На втором небе Пророк ((саллаллаху алейхи ва саллам)) встретил пророка Ису сына Марьям (алейхис-салам) и Яхью ибн Закарью (алейхис-салам), на Третьем – пророка Юсуфа (алейхис-салам), которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом – пророка Идриса (алейхис-салам), на Пятом – Харуна (алейхис-салам), на Шестом – пророка Мусу (алейхис-салам), на Седьмом – пророка Ибрахима (алейхис-салам), прислонившегося к Байтуль мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему.
Всегда ли Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) сопровождал ангел?
Нет не всегда. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) расстался с ангелом Джабраилем (алейхис-салам), когда дошёл до местности «Сидратуль Мунтаха» – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил (алейхис-салам), остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), если я сделаю ещё один шаг, то сгорю».
Как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) говорил с Богом?
Оставив ангела Джабраиля (алейхис-салам) у «Сидратуль Мунтаха» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) пошёл вперёд один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца ﷻ. Он удостоился чести лицезреть Всевышнего Аллаха, Его величие и красоту. Трудно пытаться эту запредельную истину вместить в рамки человеческого разума. И Всевышний обратился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам), говоря без посредника и проявляя к нему почтение.
Что было даровано Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) при вознесении (мирадж)?
В хадисе, который привёл имам Муслим, сообщается, что Посланнику Божьему (саллаллаху алейхи ва саллам) во время мираджа были даны три вещи: пятикратный намаз, завершение суры «аль-Бакара» и известие о том, что тем людям из его общины, кто не впадёт в грех многобожия, будут прощены их большие грехи.
Вначале были вменены 50 намазов в сутки. Затем по совету пророка Мусы (алейхис-салам), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) попросил снизить их количество. Так количество намазов было уменьшено до пяти.
До Исра и Мирадж Посланник (саллаллаху алейхи ва саллам) молился подобно Ибрахиму (алейхис-салам) по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джабраил (алейхис-салам) обучил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.
Как долго длились Исра и Мирадж?
Рассказывая о ночном путешествии, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) подчёркивал, что оно произошло почти мгновенно. Когда он отправлялся в него, Джабраил опрокинул кувшин с водой. Вернувшись, Пророк(саллаллаху алейхи ва саллам) успел подхватить его.
Как отреагировали люди на известие о вознесении Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам)?
Наутро следующего дня после вознесения Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сообщил о том, что с ним произошло, и что он видел. Услышав его рассказ, многобожники (мушрики) стали передавать друг другу эту новость и высмеивать её. Тогда один из них предложил Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллам) описать аль-Кудс и его окрестности.
Однако, находясь там, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) не обратил особого внимания на город. И тут Всевышний открыл его взору вид аль-Кудса, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) детально описал всё, что от него требовали. Это передается в сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.
Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам): «О, Мухаммад, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?». «Да», – ответил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) и начал рассказывать о своём ночном путешествии, Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?». Абу Джахль не мог поверить Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам): «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) ответил, что такова была воля Господа ﷻ. Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел в пути караван, направлявшийся в город и подробно описал его. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. И караван прибыл именно в это время.
Если враги Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Посланником Божьим (саллаллаху алейхи ва саллам).
Некоторые мушрики поспешили сообщить о чуде, происшедшем с Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Господа (саллаллаху алейхи ва саллам)ответил: «Если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в ещё более невероятном», и поэтому назвали его «Сиддиком» – из-за того, что он оправдал Посланника (саллаллаху алейхи ва саллам), не искав подтверждений рассказанному.
quran-sunna.ru