Когда Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) отправлялся в путешествие или в военный поход, то он отправлял к двум богатым мусульманам одного бедного. Этот бедный мусульманин прислуживал во время похода двум богатым, готовил им еду на привалах и сам ел вместе с ними.
Во время одного из походов Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) назначил Салмана Фарси (радыйаллаху анху) к двум другим. Салман аль-Фарси раньше них отправился к месту предстоящего привала. Однако там он уснул и поэтому не смог приготовить еду к их приезду. Те два человека прибыли к месту привала. Увидев, что еда не готова, они сказали Салману Фарси:
– Ты приготовил что-нибудь?
– Я заснул и поэтому ничего не приготовил.
– Тогда сходи к Посланнику Аллаха и попроси что-нибудь поесть.
Салман аль-Фарси пришел к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и тот сказал ему:
– Иди к Усаме ибн Зейду. Если у него есть излишки еды, то пусть даст тебе.
Усама (радыйаллаху анху) перевозил с собой запасы продуктов и вещи Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Салман аль-Фарси (радыйаллаху анху) отправился к Усаме (радыйаллаху анху), однако и у него еды не оказалось. Тогда Салман аль-Фарси (радыйаллаху анху) вернулся обратно к своим двоим спутникам и объяснил им ситуацию. Те сказали:
– У Усамы есть еда, но он жадничает.
Затем они отправили Салмана аль-Фарси за едой к другим сахабам. Салман (радыйаллаху анху) ушел, но и на этот раз он не смог ничего найти. Когда Салман (радыйаллаху анху) вернулся, эти двое сказали:
– Если отправить Салмана за водой к колодцу Сумейха (Название глубокого и полноводного колодца в Медине), то и тогда он вернется с пустыми руками.
Затем они пошли узнать, действительно ли у Усамы (радыйаллаху анху) нет еды. Когда они пришли к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), то он сказал им:
– Я вижу черное мясо в ваших ртах (под «черным мясом», посланник Аллаха подразумевал мясо умершего, которое почернело от долгого времени, сравнив их злословие с такой отвратительной вещью).
– О, Посланник Аллаха! Клянемся Аллахом, мы сегодня не ели мяса!
– Нет! Вы ели мясо Салмана и Усамы (злословили о них).
В связи с этим случаем был ниспослан следующий аят:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ ۖ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые из них являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – принимающий покаяния, милосердный». (Аль-Худжурат 49/12). [Рухуль-Байан 9/88]
НАЗИДАНИЕ
Гыйбат – это упоминание за спиной другого мусульманина того, что ему не понравилось бы, если бы он это услышал. Гыйбат является харамом. Аллах Всевышний уподобил гыйбат поеданию мяса умершего человека и сказал в Коране:
«…и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?». (Аль-Худжурат 49/12)
Необходимо сразу уточнить, что гыйбат – это упоминание того, чем человек действительно обладает. А приписывание человеку того, чего у него нет, или того, что он не делал, называется клевета (ифтира).
Сообщается, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал однажды одному из сахабов:
– Знаешь ли ты, что такое гыйбат?
– Аллах и Его Посланник знают лучше.
– Такое упоминание своего брата, которое бы ему не понравилось (если бы он это случайно услышал, или если сказать ему это в лицо).
– О, посланник Аллаха! А если то, что я говорю, действительно присуще моему брату? То и в этом случае это будет гыйбат?
– Если ты говоришь о том, что присуще твоему брату, то это и есть гыйбат. А если сказанное тобой не присуще твоему брату, то в этом случае ты оклеветал его. (Муслим)
Было сказано: «Тот, кто злословит о людях, подобен тому, кто, установив катапульту, стреляет камнями направо и налево без разбора, ибо человек, злословящий о других, разбрасывает свои благодеяния направо и налево без разбора. Его благодеяния переходят тому, о ком он злословил».
В соответствии с одним из риваятов к Хасану Басри (рахимахуллах) пришел один человек и сказал: «Такой-то человек, злословит о вас». Тогда Хасан Басри попросил передать тому человеку тарелку фиников со словами: «Как я слышал, ты подарил мне некоторые из своих благодеяний. Я хочу отблагодарить тебя за твой подарок».
Книга: «Рассказы и назидания из тафсира “Рухуль-Байан”»
Azan.kz