Вот и завершился очередной год по мусульманскому календарю, то есть по Хиджре, и наступил новый год. Эта дата важна для того, чтобы мы могли оценить самих себя и свои поступки. Сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб (да будет Господь доволен им) говорил: «Отчитывайте себя, пока вас не отчитали, и взвесьте свои деяния, пока вам их не взвесили». Нужно вдумчиво проанализировать поступки прошедшего года и искренне раскаяться в допущенных прегрешениях с твёрдым намерением больше к ним не возвращаться.
Первым месяцем года по мусульманскому календарю является месяц Мухаррам, и провести его следует в поклонении Всевышнему, в проявлении усердия в благих поступках, – это даст силы, иншааллаh, и остальные месяцы провести также добрых делах, что станет причиной довольства Творца.
Имам аль-Газали в своём труде «Ихьйя ‘улюму-д-дин» отмечает: «Если провести месяц Мухаррам в поклонении, то можно надеяться, что его благодать достанется и остальным месяцам года».
Поистине, месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, и один из запретных месяцев. В арабском языке само название месяца происходит от слова «харам» и в буквальном переводе на русский означает «запретный». О его высокочтимости говорится в Священном Коране и Сунне Пророка ﷺ.
Так, аят Корана гласит (смысл): «Поистине, число месяцев у Аллаха в году – двенадцать. Так было записано в Хранимой Книге Аллаха в день, когда Он создал небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные (Зуль-Каада, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб). Это правильная религия, поэтому не будьте в них (в запретные месяцы) несправедливы к самим себе (греша)» (36 аят суры «ат-Тавба», «Калям Шариф. Перевод смыслов»).
От ‘Али ибн Абу Тальхи передаётся, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет Господь доволен ими обоими) по поводу вышеприведённого аята о запретных месяцах сказал: «То есть не поступайте несправедливо во все месяцы года. А затем Всевышний Аллах отметил четыре месяца, сделал их запретными и возвеличил их святость так, что совершённый в эти дни грех усугубляется так же, как увеличивается совершённое в них благодеяние и награда». (Источник: «Тафсир Ат-Табари» и «Тафсир Ибн Касир»).
В хадисе, который привёл имам аль-Бухари, сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном».
Катада говорил: «Праведное деяние, совершённое в запретные месяцы, принесёт больше награды, а несправедливость (грех), допущенная во время запретных месяцев, тяжелее и серьёзнее, чем те, что произошли в другие месяцы. Хотя грех и несправедливость в любом случае являются тяжкими».
Поэтому каждый верующий должен в месяце Мухаррам стараться усердствовать в поклонении и совершении благих дел, проявлять щедрость и быть полезным людям, остерегаясь греховных поступков, особенно в первые десять дней. За благие деяния в этом месяце Всевышний щедро вознаграждает Своего раба, особенно за соблюдённые посты.
Хотя пост в месяц Мухаррам не является обязательным, тем не менее, тот, кто постится в эти дни по своей собственной воле и по своему выбору, удостоиться довольства Всевышнего. От Абу Хурайры (да будет Господь доволен им) сообщается, что Пророк ﷺ сказал о достоинстве поста в месяце Мухаррам: «После месяца Рамадан лучшим для поста является месяц Аллаха – Мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва (тахаджуд)» (хадис привёл имам Муслим).
В хадисе говорится, что Мухаррам – это месяц Аллаха. Это не значит, что другие месяцы не принадлежат Аллаху, это только указывает на достоинство Мухаррама и важность благодеяний в нём.
Учитывая, что Аллах оставил соблюдение поста между Собой и рабами и выделил пост среди всех духовных стараний, так же, как связал со Своим именем месяц Мухаррам, будет подходящим посвятить этот месяц именно этому виду богослужения (то есть посту).
Соблюдение поста – тайна между рабом и Господом. Об сообщается в священном хадисе, приводимом имамом аль-Бухари:
Передают со слов Абу Хурайры (да будет Господь доволен им, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он – ради Меня, и Я воздам за него»».
Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «Постящийся получает две радости: одну – когда открывает пост, а другую – когда встречается со своим Господом» (хадис привёл имам Муслим).
Имам Зайнуддин аль-Малибари пишет в труде «Фатх-уль-Муин»: «Лучшие месяцы для поста после Рамадана – это запретные месяцы, а лучший из них – это Мухаррам. Затем следуют месяцы Раджаб, Зуль-Хиджа, Зуль-Када и Ша’бан, а пост в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджа лучше поста в течение десяти дней месяца Мухаррам, в которые желательно поститься».
Имам ан-Насаи в своём сборнике пишет, что Абу аз-Зарр (да будет Господь доволен им) сказал: «Я спросил Посланника Аллаха ﷺ, какая ночь лучше и какой месяц самый достойный, и Пророк ﷺ ответил, что лучшая ночь – это её середина (то есть в каждой ночи есть благо – в её середине), самый достойный месяц – это месяц Аллаха, который называется Мухаррам». Учёные комментируют, что самым достойным месяцем Мухаррам считается после месяца Рамадан.
Также от ‘Абдуллаhа ибн ‘Аббаса (да будет Господь доволен им) передаётся, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, за каждый день поста воздастся награда, как за тридцатидневный добровольный пост» (хадис привёл ат-Табарани).
Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.
К сожалению, многие мусульмане, соблюдающие пост в месяце Раджаб и Шахбан, не соблюдают пост в месяц Мухаррам, хотя соблюдение поста в этом месяце ценнее.
Что же касается дополнительной ночной молитвы тахаджуд, то она превосходит все другие дополнительные намазы, совершаемые в течение дня, потому что она ближе всего к скрытому и ближе к искренности (ихлясу).
Господь в Коране говорит (смысл): «Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы» (6 аят суры «Аль-Муззамиль», тафсир «аль-Мунтаhаб»)
Это потому что время ночного выстаивания – самое лучшее из всех времен для дополнительной молитвы, и в это время раб находится ближе к своему Господу. Это время, когда открыты врата небес, когда принимаются дуа и исполняются нужды.
Всевышний возвышает тех, кто просыпается среди ночи для поминания, обращений к Нему с мольбой, покаянием, славословием, говоря (смысл): «Те, которые оставляют свои ложа, чтобы поклоняться Аллаху, богобоязненно и смиренно моля Его, боясь Его гнева и желая Его милосердия, и которые дают на благодеяния и милости из имущества, дарованного им Нами. И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему» (16-17 аяты суры «Ас-Саджда», тафсир «аль-Мунтаhаб»).
Самым ценным днём месяца Мухаррам является его десятый день – день Ашура (от слова «‘ашара», что означает «десять»).
В день Ашура, а также предыдущий и последующий день (9-й и 11-й мухаррам) желательно соблюдать пост. В этот день раздают милостыню, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела. На этот день приходятся сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, ‘Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама (мир ему). На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками (мир им). Пророки Нух и Муса (мир им) постились в этот день.
Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис от Ибн Аббаса (да будет Господь доволен им), что, когда его спросили о посте в день Ашура, он сказал: «Я не видел Посланника Аллаха ﷺ постящимся более жадно (в стремлении), чем в этот день (имея в виду день Ашура), желая снискать его благодать»
islam.ru