В ЧЕМ ГЛАВНОЕ РАЗЛИЧИЕ?
Первая неофициальная мечеть в истории
В ранние годы своего пророчества посланник Аллаха ﷺ почувствовал необходимость в таком месте, в котором собирались бы люди не только для совершения намаза, но и для общественных целей. Из-за преследований мекканских язычников, Пророк ﷺ и его последователи не могли собираться вместе и публично совершать намаз. А тем временем, число его последователей после принятия ислама аль-Акрамом ибн Аби аль-Аркамом (597-675) достигло 8 человек.
Упоминание аль-Аркама не случайно. Именно он предложил свой дом для собраний первой общины мусульман. «Дар аль-Аркам», или «обитель аль-Аркама» стал местом встречи сподвижников с Пророком ﷺ.
Этот дом располагался в стратегически безопасном для встреч мусульман месте. Эта первая в истории ислама неофициальная мечеть стала не только местом совершения намаза, но и первым образовательным центром.
Первая официальная мечеть
Когда ненависть по отношению к мусульманам в Мекке достигла высшей степени, пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники приняли решение переселиться из Мекки в Медину. Это случилось в 622 году (13-й год пророчества).
В первый год хиджры, посланник Аллаха ﷺ со своими последователями построил место поклонения — Масджид Куба. Расположенная в трех километрах от Мечети Пророка это место стало первой официальной мечетью в истории ислама.
В этот же год посланник Аллаха ﷺ со своими сподвижниками построил Масджид Набави (Мечеть Пророка), которая стала центром религиозной, образовательной и общественной жизни мусульман. Это место сыграло важную роль в формировании первой общины мусульман. Мечтеь Пророка.
Мечеть Пророка и по сей день является одной из самых больших мечетей на земле. Тем не менее, в первые годы она олицетворяла скромность и простоту. Однажды, когда пророк Мухаммад ﷺ возглавлял молитву, пошел дождь. Крыша мечети протекла и Пророк ﷺ совершал саджда в луже и в грязи.
Об архитектуре и функциональности этого места историк Карен Армстронг писал:
«Это было грубое здание, которое олицетворяло строгость ранних исламских идеалов. Три столба держали крышу, камень обозначал киблу, ствол дерева использовался пророком Мухаммадом ﷺ в качестве минбара для совершения проповедей. Все последующие мечети были построены по этой модели. У мечети также был двор, в котором мусульмане обсуждали все социальные, политические, военные и религиозные вопросы, касающиеся уммы».
Британский писатель Идрис Тауфик писал:
«Кто из них пророк Мухаммад? Настолько скромным, смиренным был посланник Аллаха ﷺ, что незнакомцы, которые заходили в мечеть в поисках посланника Аллаха ﷺ, задавали этот вопрос. Скромно сидящего в ряду с другими мусульманами Мухаммада ﷺ не могли отличить от других».
Будучи лидером своей уммы, посланник Аллаха ﷺ не имел своего собственного дворца, хотя в те времена у каждого правителя был свой дворец, который являлся своего рода центром управления. Посланник Аллаха ﷺ же сконцентрировал свое внимание на том, какой силой может обладать мечеть, а не на внешних ее проявлениях.
Тем не менее, это не говорит о том, что посланник Аллаха ﷺ был против архитектурного замысла и внешней красоты мечети, просто в те времена внешнее великолепие и роскошь не были главным приоритетом. Была важна ее функциональность и роль, которую она может сыграть в становлении ислама. К тому же, тому мусульманскому сообществу это было не по средствам. Отсутствие большой мечети не стало препятствием для посланника Аллаха ﷺ в деле распространения ислама.
В скромной обстановке своей мечети посланник Аллаха ﷺ обучал своих сподвижников, которые в последующем распространяли ислам в самых отдаленных уголках земного шара. И можно сказать, что именно в Мечети Пророка ﷺ было посажено «зерно» ислама, которое дало прекрасные плоды по всему миру.
Мечети сегодня
Сегодняшние мечети поражают своими размахами и великолепием. Многие мечети имеет свою уникальную историческую, архитектурную ценность, и превратились в туристические достопримечательности, посещаемые тысячами людей.
В этой связи хочется вспомнить хадис посланника Аллаха ﷺ: «Судный день не наступит, пока люди не начнут хвастаться мечетями» (Ахмад).
Имам аль-Бухари (р.а.), комментируя данный хадис, говорил: «Они будут хвастаться, но не будут оживлять их. Хвастовство означает их украшение».
Есть такая тенденция, что состоятельные мусульмане соревнуются в построении красивых, роскошных мечетей, а ведь Пророк ﷺ говорил: «Когда вы станете украшать свои мечети и мусхафы, тогда ждите погибели» («Джами’ ас-Сагир» ас-Суюти).
Имеется в виду хвастовство добротностью постройки мечети, ее украшениями, высотой, возвышенностью ее сводов. Важно, чтобы мечети выполняли не только эстетическую функцию, но и как во времена пророка Мухаммада ﷺ были центрами мусульманского сообщества.
Мечети строятся, чтобы мусульмане оживляли их своими молитвами, поминанием Всевышнего Аллаха и покорностью Ему. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, оживляет мечети тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и выстаивал молитву».
В большинстве случаев проведение совместных молитв – это единственный вид деятельности, для которого строятся мечети. Там, где роскошь, великолепие, желание поразить, теряется суть ислама – скромность и умеренность, утрачиваются идеалы, заповеданные посланником Аллаха ﷺ.
Возводя мечети сегодня, конечно, мы не можем не пользоваться всеми современными возможностями, но в этом деле важно держать скромный пример Посланника Аллаха ﷺ и его мечети и вкладывать в мечеть не только архитектурный замысел и эстетическую привлекательность.
Нет ничего плохого в том, чтобы украшать мечети разрешенными способами, но в этой погоне за прекрасным важно помнить, что мечеть – это дом Аллаха на земле. Мечеть играет важную роль в передаче культурных и религиозных ценностей подрастающему поколению.
Несомненно важнейшая функция мечети – образовательная. Мечеть – должна быть центром передачи знаний об исламе; имамы – преподавателями; а проповеди – средством просвещения.
islam-today.ru