Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Мечети, построенные в новых городах, основанных мусульманами

На вновь присоединенных к Халифату территориях мусульмане основывали военные поселения, в которых расквартировывались военные гарнизоны мусульманской армии. С этой целью в центральном и южном Ираке, а также в Египте были основаны города Куфа, Басра и Фустат. Куфа была основана Саадом бин Абу Ваккасом[1] по приказу халифа Умара, да будет доволен им Аллах. При определении плана города в первую очередь было выбрано место для строительства мечети. После этого одному из сильнейших лучников повелели выпустить стрелы в четыре стороны от места строительства мечети. Так был обозначен периметр храмового комплекса. Было принято решение разрешить строительство жилых домов за пределами обозначенной стрелами территории.

Будучи первым арабским городом в Месопотамии, Куфа регулярно расширялась. Вместе с городом расширялась и мечеть. В омеййадский период губернатор Ирака Зияд бин Абу Суфьян внес значительный вклад в расширение территории храмового комплекса Куфы. В результате мечеть стала вмещать до 40 тысяч верующих.

Место основания города Басры было выбрано Утбой бин Газваном[2], который в 636 году инициировал строительство в городе соломенной мечети. Соломенные постройки были особенностью Басры, которая служила военным центром мусульманской армии, действовавшей на восточном направлении. Перед походом солдаты разбирали свои жилища и мечеть, складировали их в определенном месте, а по возвращении из похода заново их собирали. При губернаторстве Абу Мусы Аль-Ашари мечеть и резиденция губернатора были построены из глиняных кирпичей. Расширение и реконструкция мечети Басры также было произведено при губернаторстве вышеупомянутого Зияда бин Абу Суфьяна.

Фустат — предшественник современного Каира — был построен в 642 году. Инициатором основания нового города выступил сподвижник Пророка, мир ему, покоритель Египта Амр бин Ас. В том же году по его приказу была построена мечеть, место которой определил он сам, установив в одном из садов покоренного египетского города знамя ислама.

Эта мечеть сохранилась до наших дней. К слову, при Омеййадах к этой мечети были пристроены четыре минарета. Таким образом мечеть Амра бин Аса стала первой в исламе мечетью с минаретами.

Как и при пророке Мухаммаде, мир ему, Умар продолжил практику основания центральных городских мечетей и отдельных мечетей для жителей окрестностей. Пятикратные молитвы совершались в квартальных мечетях, пятничный же намаз совершался всеми жителями городских агломераций в центральных храмах.

Как и во времена Пророка, мир ему, мечети продолжали носить названия племен, на территории которых они были расположены. Некоторые мечети носили названия, в основе которых лежали имена людей, построивших их.

Мечети после периода праведных халифов

В период Омеййадов и Аббасидов значительно возросло количество мечетей в странах ислама, а их архитектурный облик претерпел множество трансоформаций. Если при праведных халифах для строительства мечетей использовались самые простые строительные материалы, то при Омеййадах и Аббасидах начали применять куда более качественные и прочные. На мусульманскую архитектуру начали оказывать влияние традиции народов, вошедших в состав Халифата. Над проектами новых мечетей трудились специалисты из числа коптов, ассирийцев, персов, несториан, православных и представителей других народов и вероисповеданий.

Продолжалось строительство и новых военных поселений. Так, халиф Умавийа основал в Тунисе военный город Кайруан, в центре которого расположились резиденция губернатора и соборная мечеть. Еще одной отличительной особенностью политики Омеййадов и Аббасидов в сфере духовности и религии является то, что в городах пятничные молитвы начали совершать в нескольких мечетях. К XI веку в Багдаде существовали сотни мечетей, из них шесть являлись соборными, в которых совершались пятничные молитвы.

В египетском Фустате в первые годы существования города пятничные молитвы совершались лишь в двух мечетях – Амра бин Аль-Аса и Аль-Аскери. В 873 году в Фустате была основана соборная мечеть Ахмеда бин Толуна. После ее строительства утратила свою роль мечеть Аль-Аскери, так как пятничные молитвы начали проводиться только в мечети Амра бин Аль-Аса и мечети Ахмеда бин Тулуна. В 971 году была построена соборная мечеть Аль-Азхар. Таким образом, мечеть Амра бин Аль-Аса, мечеть Ахмеда бин Толуна и мечеть Аль-Азхар долгое время оставались главными соборными храмами Фустата. Относительно же общего количества мечетей имеются сведения о том, что к XI веку во времена правления Хакима Биамрилляха[3] в Египте насчитывалось более 800 мечетей. Стоит отметить, что храмы основывались как государственными деятелями, так и обычными гражданами, стремившимися заслужить довольство Всевышнего (Ан-Нуайми «Ад-Дарис фи тарихиль-мадарис», II, 303-370. Изд. Даруль-кутубиль-ильмийа, Бейрут, 1990 г.).

К X веку в Дамаске функционировало 600 мечетей.

Такая же ситуация складывалась в селениях. Примерно с 750 года н. э. в сельских мечетях начали устанавливать минбары и проводить пятничные молитвы.

Огромное количество мечетей основывалось за пределами Аравийского полуострова и Ближнего Востока. По сведениям средневекового историка Ибн Хаукаля[4], в итальянском Палермо, с 831 по 1072 годы находившегося под властью мусульман, насчитывалось до 300 мечетей, а в селениях за пределами города — до 200 мечетей.

В Османский период было построено рекордное количество мечетей в различных уголках планеты. По сведениям османского историка Айвансараи, которые приводятся в книге «Сад мечетей», только в Стамбуле к XIX веку насчитывалось около 900 мечетей.

К началу XX века отмечалась тенденция к росту количества мечетей в Российской империи, в том числе в ее внутренних районах.

Функции мечети

Мечеть как духовный центр

Мечеть – это, в первую очередь, место поклонения. В Коране сказано:

فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ

«В домах (мечетях), которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (Сура, «Свет», 36 аят).

В другом аяте говорится: لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ

«Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» (Сура «Тауба», 108 аят).

Коран также гласит:

وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لَّهُدِّمَتْ صَوَامِعُ وَبِيَعٌ وَصَلَوَاتٌ وَمَسَاجِدُ يُذْكَرُ فِيهَا اسْمُ اللَّهِ

«Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (Сура «Хадж», 40 аят).

Данные коранические аяты указывают на то, что мечети являются священными местами, где совершается коллективное поклонение Всевышнему.

Пророк Мухаммад, мир ему, во многих своих хадисах подчеркивал святость мечетей, призывая верующих не произносить в них мирские речи, направляя свое сердце исключительно поклонению Всевышнему, отдаляясь от совершения различных непристойных поступков в домах Аллаха. Пророк, мир ему, также указывал, что мечети являются самыми любимыми для Аллаха местами.

О важном месте, которую занимает мечеть в духовном аспекте жизни мусульман, говорят также рекомендации пророка Мухаммада, мир ему, относительно совершения коллективных намазов, пятничных и праздничных молитв в мечетях. Таким образом мечеть выполняет функцию духовного центра, объединяющего и консолидирующего общество.

Мечеть как центр просвещения

Мечети, помимо, основной своей функции духовного центра, как церкви и синагоги, выполняли и продолжают выполнять функцию центров просвещения, где верующие имеют возможность изучать свою религию.

В мекканский период пророческой миссии данную функцию выполнял дом Аркама. В Медине эту роль играла мечеть пророка Мухаммада, мир ему. Учебные собрания в этой мечети назывались «маджлис» или «маджслисуль-ильм». На них верующие изучали хадисы пророка Мухаммда, мир ему. Группа участников таких собраний называлась «халька» (Бухари, «Знание», 8).

На таких собраниях учебный процесс вели как сам Пророк, мир ему, так и некоторые компетентные в вопросах религии сподвижники. Одним из таких был Убада бин Самит[5], обучавший единоверцев чтению Корана и письму. Постоянными участниками данных собраний были постояльцы Суффы, которых, по сообщениям историков, при жизни Пророка, мир ему, насчитывалось до 400 человек (Каттани, «Низаматуль-хукумати-ннабавийатуль-мусамма-ттаратибуль-идарийа» II, 232-233. Изд. «Даруль-аркам», Бейрут).

Стоит отметить, что знания получали не только мужчины, но и женщины, для которых был выделен отдельный день, когда они посещали мечеть и получали ответы на жизненно важные вопросы.

В последующие периоды истории ислама мечети продолжали выполнять функции просветительских центров. Доказательством тому служит то, что основатели четырех мазхабов — имам Абу Ханифа, имам Малик, Ахмад бин Ханбал и имам Шафии — получили глубокие знания по религиозным основам в мечетях. В них же они вели свою преподавательскую деятельность.

Эпоха четырех имамов мазхабов ознаменовалась развитием различных научных сфер, поэтому мечети становились местом, где молодежь изучала не только религиозные дисциплины, но и предметы таких областей науки, как история, математика, алгебра, медицина, логика, риторика и др. Особое внимание уделялось обучению арабскому языку и литературе. К примеру, один из табиинов Саид бин Мусаййиб[6] в мечети пророка Мухаммада, мир ему, в Медине обучал верующих арабской литературе, в том числе доисламской.

В результате реформирования системы образования в Аббасидский период в мечетях Багдада преподавали специалисты, назначавшиеся органами власти, а в Дамаске и Каире начали открываться первые отдельные религиозные учебные заведения, заложившие основу эпохи бурного развития религиозного образования в мусульманских странах.

В османский период получила развитие практика создания отдельных учебных корпусов, где студенты постигали различные науки. С XVII века государство начало назначать специальных преподавателей, которые давали уроки при мечетях всем желающим. Эта практика продолжилась и после создания Турецкой Республики.

Одним из главных очагов развития исламского вероучения на Северном Кавказе, Крыму, Поволжье и Сибири также служили мечети. Средневековый мусульманский путешественник Ибн Баттута, посещая столицу Золотой Орды Сарай, сообщил, что в нем функционирует 13 мечетей, в которых проводятся пятничные богослужения. Это без учета квартальных мечетей, в которых совершались пятикратные молитвы.

При ордынских мечетях готовились священнослужители, которые вели миссионерскую деятельность на бескрайних степных просторах Дешти-Кипчака. При них же простые жители городов познавали учение пророка Мухаммада, мир ему.

В XVIII веке в Российской империи происходит систематизация религиозного мусульманского образования. В этот период основывается множество отдельных религиозных учебных заведений для подготовки кадров. Однако мечети продолжают оставаться очагами просвещения для большинства жителей сел и городов.

Помимо всего прочего, именно при мечетях начали создаваться библиотеки. По сведениям средневекового арабского лексикографа Абу Амра Аш-Шайбани, авторы, писавшие книги по исламскому праву и иным направлениям науки, готовили отдельные рукописи, которые жертвовали мечетям для того, чтобы прихожане храмов имели возможность просвещаться. Эта практика распространялась по всем регионам мусульманского востока. Подобные авторские работы хранились в особых шкафах, которые устанавливались в углу мечети. По данным, приводимым арабским филологом и историком Якутом Аль-Хамави, в XII веке в городе Мерве имелось десять библиотек, две из которых располагались в мечети. Одна из таких библиотек имела в своем фонде около 12 тысяч авторских работ по богословию и исламскому правую («Муʿджам Аль-Бульдан», т. V, 114. Якут Аль-Хамави, изд. «Даруль-кутубиль-ильмийа», Бейрут).

В Каире XV века в мечети мамлюкского султана Муайада была большая библиотека, содержавшая ценные труды по самым различным научным направлениям. Аналогичным местом была джума-мечеть города Исфахана, вмещавшая в себя большой фонд книг, который был собран в первой половине XI века сельджукским правителем Таджуль-Мульком.

Мечеть как государственное учреждение

Пророк Мухаммад, мир ему, был духовным, государственным и политическим лидером для своей общины. Центром принятия важных государственных решений при Пророке была мединская мечеть и его дом, который входил в состав храмового комплекса. В мечети Пророк, мир ему, принимал делегации различных племен, которые прибывали в Медину для дипломатических переговоров с Посланником Аллаха, мир ему. Столб внутри мечети, у которого велись переговоры, называется «Устуванутуль-Вуфуд» (столб делегатов). Помимо центра внешнеполитических связей, мечеть Пророка, мир ему, являлась центром управления мусульманским государством, где рассматривались важные внутренние вопросы уммы. Пророк, мир ему, а позже его праведные последователи, занимавшие руководящие посты, выслушивали жалобы и рекомендации членов мусульманской общины, общались с ними. В случае, если в столицу приходила жалоба от жителей определенного региона страны на представителя государственной власти, посланцы халифа, прибыв на место, уточняли информацию о предполагаемых нарушениях чиновника, общаясь с местными жителями на собраниях в мечетях (Аль-Балазури, «Футухуль-бульдан», С. 287. Изд. «Компания по изданию арабских книг», Каир, 1901 г.).

Во времена праведных халифов и в период властвования различных мусульманских династий на территории Ближнего Востока правители, следуя примеру пророка Мухаммада, мир ему, продолжали исполнять функции светского и религиозного лидера. Начиная со времени правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, халифы принимали присягу на минбаре соборной мечети. Там же новоизбранный правитель мусульманского государства оглашал политический курс страны.

В мусульманских городах все госучреждения строились в непосредственной близости к соборной мечети. Это делалось с целью донесения до населения информации о решениях, принятых государственными деятелями. То есть минбары мечетей служили своеобразной трибуной, посредством которой правители общались с населением.

Стоит отметить, что во времена пророка Мухаммада, мир ему, минбар служил символом власти и поэтому находился только в его мечети в Медине. При халифах Абу Бакре и Умаре, да будет доволен ими Аллах, в других мечетях на других территориях минбары не устанавливались. Сообщается, что однажды губернатор Египта Амр бин Ас обратился к Умару с просьбой установления минбара в мечети города Фустата в Египте, на что получил отказ. Амр бин ас все-таки установил минбар в мечети, однако по приказу Умара он был разрушен (Хасан Ибрахим, «История ислама», II, 242. Бейрут, 2001). Но несмотря на это, при упомянутых двух халифах мечети в различных уголках мусульманского государства исполняли роль государственного органа, где представители власти совещались, принимали решения и оглашали их перед широкой публикой.

В определенный период истории ислама минбары Заповедной мечети Мекки и мечети Пророка в Медине служили местом, откуда представители государственной власти имели возможность оглашать важные политические и государственные решения для широких масс, которые стекались в эти города в период большого хаджа со всех уголков мусульманского востока.

Помимо всего прочего, в начальной период истории исламской общины мечеть выполняла функцию Центрального банка, контролировавшего все финансовые потоки, поступавшие в казну государства. При Пророке, мир ему, вся государственная казна хранилась в одном из помещений его мечети (Мухаммад Хамидуллах, «Пророк ислама», II, 1121). Во время правления государством Али, да будет доволен им Аллах, казна города Басра в Ираке также располагалась в центральной мечети города. В результате восстания противников Али в Басре городская казна была перенесена в мечеть племени Худдан (Табари, V, 110-111. Изд. «Байт аль-афкари-ддувалийа», КСА). В столице Египта Фустате казна всей провинции также хранилась в центральной мечети имени Амра бин Аса. Помещение для ее хранения было оборудовано прямо напротив минбара. В некоторых других региональных центрах халифата казну предпочитали хранить в резиденции губернатора региона (Табари, IV, 45. Изд. «Байт аль-афкари-ддувалийа», КСА).

Мечеть как место рассмотрения и решения судебных дел

Как говорилось ранее, мечеть, будучи очагом религиозного просвещения, являлась местом, где верующие познавали Божий закон, а также погружались в изучение исламского права (Ад-Дарими, «Mукадима», 51). О важности изучения исламского права в мечетях упоминает в своем труде «Аль-Факих валь-мутафакких» известный богослов Хатиб Аль-Багдади.

Помимо того, мечеть служила местом, где рассматривались и решались в судебном порядке проблемы граждан. Все подобные вопросы и решения принимались непосредственно возле минбаров. Пророк, мир ему, сказал: «Кто даст ложную клятву у моего минбара, пусть готовит себе место в аду» (Абу Дауд, «Иман», 3). Решать судебные дела в пророческой мечети после кончины Пророка, мир ему, продолжали его последователи. На протяжении длительного времени в мечетях мусульманских городов разбирали судебные препирательства такие светочи исламского права, как имам Аль-Бухари, Шурейх, Шааби, Яхъя бин Ямар и другие.

Имам Малик предпочитал рассматривать судебные дела именно в мечетях, так как это место, где богатые равны с бедными, а маленькие равны с большими (Сахнун, V, 144). Подобного мнения придерживались и ханафитские правоведы. Сам имам Шафии по причине эмоционального накала и возможной ругани считал судебные разбирательства в мечетях (макрух танзихан) – нежелательным действием (Ибн Абу-Ддам, с. 109), однако на практике шафиитские правоведы занимались судейством на площадках мечетей. Халиф Умар бин абдуль-Азизи тоже был противником подобной практики, так как в судебных тяжбах участвовали как мусульмане, так и представители иных религиозных направлений, а согласно мнению некоторых правоведов, вход в мечеть немусульманам запрещен (Кинди, с. 428, 443, 444, 469, 487-495).

В первые годы существования Османской империи человек, назначенный на пост судьи, шел в мечеть, где верующие проводили торжественные мероприятия по этому случаю, сопровождавшиеся чтением указа о назначении его на пост судьи. Аналогичные традиции существовали в Фатимидском Египте. Рабочим местом судьи раннеосманского периода была мечеть. Позже османские судьи начали рассматривать жалобы граждан на дому. В более же поздний период суды начали выделяться в отдельную структуру с собственными зданиями.

Аналогичная судебная система на основе исламского права существовала и в Российской империи. В мечетях рассматривались вопросы раздела наследства, бракосочетания и развода.

Мечеть как центр военно-политического управления

Пророку Мухаммаду, мир ему, приходилось призывать к истине в очень сложных военно-политических условиях, когда целые племена аравийского полуострова объединялись с целью ликвидации немногочисленной мусульманской общины. В этой связи Всевышний разрешил верующим вести вооруженную борьбу, направленную на защиту чести, жизни и имущества верующих. Пророк Мухаммад, мир ему, выступал в качестве военно-политического лидера, а его мечеть выполняла функцию генштаба мусульманских войск, где Пророк, мир ему, вместе со своими сподвижниками разрабатывал тактику и стратегию обороны Медины от регулярных военных атак язычников.

Принятые решения оглашались Пророком, мир ему, с минбара мечети, после чего составлялись списки добровольцев, которые шли защищать право верующих на свободу вероисповедания. От Пророка, мир ему, поступали обращения к гражданским лицам об оказании материальной помощи мусульманскому войску. Командирам отрядов давали соответствующие указания и рекомендации. Сами же командиры посылали в мечеть Пророка, мир ему, отчеты о военных операциях.

В ходе дальних военных походов мусульмане во главе с Пророком, мир ему, в местах стоянок основывали мечети. К примеру, в походе на Табук мусульманское войско 15 раз делало привал, и везде верующими были построены мечети.

В военное время мечети использовались как госпитали для раненых. В сборнике имама Бухари сообщается, что для раненного в битве Хандак Саада бин Муаза в мечети Пророка, мир ему, был установлен шатер, в котором ему оказывали медицинскую помощь (Бухари, «Молитва», 59; Муслим, «Книга походов», 67). Следуя этому примеру, власти Османской империи в ходе балканской войны 1912-1913 годов организовывали в мечетях госпитали для солдат своих вооруженных сил.

Иногда в пророческой мечети содержались пленные из числа воинов-язычников. Это делалось для того, чтобы враги Пророка, мир ему, могли познакомиться с учением ислама (Бухари, «Молитва», 83; Муслим, «Книга походов», 59).

Помимо этого, мечети выполняли и иные важные социальные функции. К примеру, в мечетях находили приют странники, в них со времен пророка Мухаммада, мир ему, посредством проведения обряда бракосочетания соединялись сердца молодоженов (Тирмизи, «Никах», 6). Со временем в мусульманском мире с учетом роста населения и других объективных причин начали создаваться отдельные учреждения, где решались многие государственные, политические и социальные вопросы. Таким образом мечеть все больше приобретала роль исключительно духовного центра для верующих. Однако множество ее функций, рассмотренных нами, указывают на то, что мечеть в начальный период ислама играла важнейшую роль в становлении ислама как духовной, политической и социальной системы.



[1] Са‘д ибн Абу Ваккас аль-Кураши (‎ сподвижник пророка Мухаммада, одним из первых принял ислам в возрасте 17 лет. Известен как государственный деятель и полководец, внёсший значительный вклад в покорение Сасанидского Ирана. Входит в число десяти наиболее уважаемых сподвижников пророка Мухаммада, мир ему.

[2] Утба ибн Газван аль-Мазини (ок. 581, Аравия — 639) — государственный и военный деятель, сподвижник пророка Мухаммада, мир ему. Седьмой человек в истории, обратившийся в ислам. Принимал участие в хиджре в Эфиопию. Находился рядом с пророком во время его переселения в Медину. Во время войн с курайшитами принимал участие в Битве при Бадре, Битве при Ухуде и Битве у рва. После смерти Мухаммада, мир ему, третий праведный халиф Усман ибн Аффан назначил Утбу командующим одного из отрядов на персидском фронте, где он основал город Басра, и стал его первым наместником.

[3] Абу Али Мансур ибн аль-Азиз аль-Хаким Биамриллах ( 13 августа 985, Каир — 13 февраля 1021, Каир) — исмаилитский имам и халиф из династии Фатимидов.

[4] Абуль-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби, известен как Ибн Хаукаль (мусульманский географ и путешественник X века, родом из Багдада. Путешествовал более 30 лет по разным странам, его «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») содержит многочисленные сведения по истории и топонимике Халифата и соседних стран.

[5] ‘Убада ибн ас-Самит ибн Кайс, Абу аль-Валид аль-Ансари аль-Хазраджи — выдающийся сподвижник, один из накибов, принесших присягу в Акабе, и один из лучших знатоков Корана. Принимал участие в битве при Бадре и других сражениях и походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поселился в Иерусалиме. Умер в Рамле в 34 г. х.

[6] Са’ид ибн уль-Мусайиб ( 642, Медина — 715 или 713, Медина) — один из значимых таби’инов Медины, курайшит, один из больших ученых своего времени, прозванный «учёным жителей Медины» и «господином таби’инов». Один из передатчиков хадисов от Пророка Мухаммада, мир ему, один из «семи факихов Медины».
alhakk.ru

от admin

Добавить комментарий