Установление мирного периода без сражений, крови, столкновений Куръан Карим объявляет победой, и это очень важно. Ведь когда мы говорим «победа», на ум приходит прежде всего военная победа. А между тем в Худайбие не было столкновения, напротив, был заключен мирный договор, на первый взгляд совсем невыгодный мусульманам. Да к тому же этот договор был заключен с мекканскими язычниками.
В этой суре содержится восхваление сахабов, присягой закрепивших свою верность досточтимому Пророку ﷺ («Аль-Фатх / Победа», 48:10). В суре сообщается, что им будет дана возможность в будущем мирно совершить умру («Аль-Фатх / Победа», 48:27). Ислам объявляется религией истины, которая будет превознесена над всеми остальными религиями («Аль-Фатх / Победа», 48:28). И все эти заявления были сделаны по итогам Худайбии, где совсем не было слышно звона мечей.
Любая война, конечно же, оставляет после себя злость, ненависть, желание отомстить, обиженные сердца и разрушенные семьи. Совершенно ясно, что Пророк ﷺ не желал оказаться в такой обстановке, пока на это не было острой необходимости.
Сура «аль-Фатх» словно ниспослана в полном соответствии с внутренним миром Мухаммада ﷺ специально для объявления о том, насколько соответствовало божественной воле его нежелание сворачивать с мирного пути, несмотря на всё сопротивление сподвижников.
Окончательной победы может добиться лишь тот, кто делает ставку не на силу оружия, а на умение договариваться. Поскольку меч ранит сердце и тело, а словом можно завоевать сердца. Кого мечом заставили склонить голову, тот при первой возможности восстанет. А кого убедили словами, тот попробует переубедить. Конечно, бывают случаи, когда кроме меча не остается другого пути, если вас встретят с мечом, тогда у вас нет выбора.
В ночь Худайбии некоторые молодые люди из курайшитов, пробравшись из-за холмов, легли в засаду, чтобы поймать мусульман врасплох. Их главная цель заключалась в том, чтобы неожиданно напасть и убить досточтимого Пророка ﷺ.
Догадавшись об этом, Мухаммад ﷺ произнес молитву, в результате чего у нападавших перестали видеть глаза. И мусульмане поймали их без боя. Всех привели к Пророку ﷺ, и он помиловал всю группу из восьмидесяти человек, покушавшихся на его жизнь. Эта группа пришла со стороны Тамима и была хорошо вооружена.
В 24-м аяте суры «аль-Фатх» повествуется об этом событии (смысл): «Он (Аллах) – Тот, Кто защитил вас от их рук и их от ваших рук возле Мекки (в Худайбие) после того, как Он дал вам победу над ними. И Аллах видит все, что вы делаете» (Ахмад, Муснад, 4, 87-88; Насаи, Сунан, 6: 464-465; Мустадрак, 2:460; Байхаки, Сунан, 6:319; Хайсами, Маджма аз-Заваид, 6:145).
Из книги «Лидер и толерантность»
islam-today.ru