Пути установления сподвижничества
Следующий вопрос, который следует обсудить, это пути установления сподвижничества. То есть, как и на основе чего мы можем сказать, что тот или иной человек является сподвижником?
Первый способ: таватур
То есть это те, чье сподвижничество передается таватуром, без каких-либо разногласий, как сподвижничество Абу Бакр, Умара и других десятерых обрадованных Раем, жен посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям. Они все являются сподвижниками без разногласий.[1]
Второй способ: известность (шухрат), которая не достигает таватура
Это сподвижники, известность о которых не дошла до степени таватура[2], как Укаша или Дамам ибн Са`ляба.
Как например, Хумама ад-Дуси, который умер в Асбахане во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, и о нем сказал Абу Муса аль-Аш’ари, что он слышал пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, и является сподвижником.
Четвертый способ: когда человек заявляет о себе, что он является сподвижником[4]
Но в этом случае есть дополнительные условия[5]:
1. Человек должен быть достойным доверия.
2. Это должно быть возможным по времени.
Ибн Хаджар указал, что после 110-го года после хиджры уже не может быть никого, кто мог бы заявить о себе то, что он является сподвижником.
И доказательством этому является следующий хадис посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям:
أ رئيتكم ليلتكم هذه؟ فإن رأس مائة سنة منها لا يبقى على وجه الأرض ممن هو اليوم عليها أحد
«Запомнили вы эту ночь? Через сто лет не останется никого на земле из тех, кто сейчас жив»[6].
Пятый способ: свидетельство одного из табиинов о ком-то, что он является сподвижником[7].
Аль-Хатыб аль-Багдади приводит в «аль-Кифая», что Абу Бакр аль-Асрам спросил Ахмада ибн Ханбала: «Если кто-то из табиинов скажет: «сообщил мне сподвижник посланника Аллаха», то будет ли это достоверным?».
И имам Ахмад ответил: «Да».
Далее аль-Хатыб указал, что санад до этого табиина в этом утверждении должен быть достоверным, также чтобы табиин относился к поколению старших табиинов, которые часто передавали от сподвижников, и чтобы он был достойным доверия и знатоком сподвижников[8].
Шестой способ
Ибн Хаджар в «аль-Исаба»[9] указывает, что существуют еще косвенные способы определения принадлежности определенного человека к числу сподвижников.
Например, во время войны против вероотступников, и во время великих завоеваний, почти всегда амирами назначались только сподвижники.
Также почти каждый раз, когда у кого-то рождался ребенок, его приносили посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, чтобы он совершал дуа за него.
И к 11 году хиджры в Мекке и Таифе все были мусульманами, и огромное количество из них посетило прощальное паломничество, и поэтому те, кто жил в то время, встретились с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
[1] Улум аль-Хадис, стр.264;
[2] Шарх Табсира Ираки, 3\11;
[3] Аль-Исаба, 1\9;
[4] Улум аль-Хадис, стр. 264;
[5] Аль-Исаба, 1\9.
[6] Бухари и Муслим;
[7] Аль-Кифая, стр.101;
[8] Там же;
[9] 1\10-11.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh
_______________________________
Azan.kz