Разные вопросы по теме сподвижничества
Также разберем некоторые вопросы, которые косвенно связаны с нашей темой.
Первый вопрос: устанавливается ли сподвижничество, если человек увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, до его пророчества, и умер до прихода откровения?
Говорит имам аль-Ираки: «Я не видел, чтобы кто-то обсуждал этот вопрос, кроме ибн Мандах, который упомянул среди сподвижников Зейда ибн Амра ибн Нуфейля».[1]
Имам аз-Заркаши в «аль-Бахр аль-Мухит»[2] пишет, что встреча до начала пророчества (с учетом того, что человек умер до ниспослания откровения) не делает человека сподвижником, и также указывает, что Зейд ибн Амр ибн Нуфейл не является сподвижником.
Также имам ас-Суюти пишет в «Тадрибу Рави»[3], что видение пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, делает человека сподвижником только в том случае, если оно произошло после начала его (солляллаху аляйхи ва саллям) пророческой миссии.
Также ученые уточняют, что видение должно быть наяву, а видение во сне посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не делает человека сподвижником.
Говорит ибн ан-Наджар: «Тот, кто увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, во сне, не становится сподвижником».[4]
Также ученые указывают, что видение должно происходить в земной реальности, а не в иной реальности, как например, во время исра и ми`раджа.
Говорит аль-Ираки: «Не употребляется имя «сподвижник» в отношении тех ангелов, которые видели его во время Исра»[7]. Также на это указал аль-Булькини.[8]
Также имам ас-Сахави[9] пишет, что видение должно быть до ухода посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, из этого мира, и поэтому те, кто видели лишь тело посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, перед похоронами, как, например, Хувейлид ибн Халид аль-Хузали, не будут считаться сподвижниками.
Что касается возраста, с которого можно кого-то считать сподвижником, то некоторые ученые выделяют требование «тамийиза», то есть понимания ребенком происходящего.
Говорит аль-Ираки: «Из их слов видно, что они делали условием тамийиз, так же, как это видно из слов Ихья ибн Маина, Абу Зур`а, Абу Хатима, Абу Дауда, ибн Абдульбарра и других. Это была группа детей, которых приводили к пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, для совершения тахника, чтобы пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, протер для бараката их лица, и они не входят в число сподвижников, как Мухаммад ибн Хатиб ибн аль-Харис, Абдурахман ибн Усман ат-Тейми и другие».[10]
Говорит ибн Хаджар: «Ученые сказали без детализации, что тот, видел пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, является сподвижником. Но эти слова относятся к тем, кто достиг возраста тамийиза, а если же он не достиг этого возраста, то видение нельзя к нему отнести. Да, о нем можно сказать, что пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, видел его, и он является сподвижником с этой стороны, но с точки зрения риваятов он относится к табиинам».[11]
Отсюда также мы понимаем, что совершеннолетие не является обязательным условием для того, чтобы кто-то считался сподвижником, потому что иначе придется исключить тех, кто однозначно являются сподвижниками, как аль-Хасан, аль-Хусейн, Абдуллах ибн Зубайр и другие.[12]
Что касается джиннов, то они также входят в число сподвижников.
Говорит ибн Хаджар: «В наши слова «верующим в него» входят все мукалляфы из числа людей и джиннов. И поэтому необходимо также упоминать всех, о ком известно, из числа уверовавших».[13]
Также сказал ибн ан-Наджар: «Предпочтительно также считать их верующими, потому что они встретились с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, уверовали в него, и направились к своему народу наставляющими».[14]
[1] «Такиид ва идах», стр.292;
[2] 4\304;
[3] 2\209;
[4] «Шарх аль-Кавкаб аль-Мунир», 2\469.
[5] Махасин аль-Истилах, стр. 423;
[6] Фатх аль-Бари, 7\5;
[7] Такиид Ва Идаах, стр. 295;
[8] Махасинуль Истилях, стр. 423;
[9] Фатх аль-Мугис, 3\77;
[10] Такиид ва Идах, стр.295.
[11] Фатх, 7\3;
[12] Шарх Альфия, 3\8;
[13] Аль-Исаба, 1\7;
[14] Шарх аль-Кавкаб аль-Мунир, 2\472.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_____________________________
Azan.kz