`Адалят (справедливость) сподвижников
(окончание цикла)
Эта тема является одной из ключевых тем о сподвижниках и вопросом, в котором мы расходимся со многими заблудшими течениями.
Акыда ахлю-сунна заключается в том, что все сподвижники пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, являются достойными доверия, ибо сам Всевышний Аллах избрал их сподвижниками для Своего посланника, солляллаху аляйхи ва саллям, которым было велено передавать его послание последующим поколениям, и сам Всевышний Аллах указал на это в Своем Коране.
В данном вопросе существует иджма между учеными ахлю-сунна, и этот консенсус передают следующие ученые:
— Ибн Абдульбарр[1]
— Аль-Джувейни[2]
— Аль-Газали[3]
— Аль-Амиди[4]
— Ибн ас-Солах[5]
— Аль-Мадж ибн Тайймия (дед)[6]
— Ибн Кудама[7]
— Ат-Туфи[8]
— Ибн Хаджар[9]
Из этого мы понимаем, что мнение, согласно которому не все сподвижники являются достойными доверия, а достойны его лишь сумевшие сохраниться от смуты и войны между собой, не является мнением ахлю-сунна; и каждый, кто утверждает, что какой-то сподвижник посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не является достойным доверия, а его хадисы от пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, не могут быть приняты, выходит за рамки ахлю-сунна ва-ль джама’а в этом вопросе.
Книги, приведенные нами, являются авторитетнейшими книгами по усуль аль-фикх среди ахлю-сунна, и источниками решений в подобных вопросах.
Аяты, указывающие на `адалят сподвижников
Иджма ахлю-сунна не может не иметь какую-то основу из Корана и Сунны, и поэтому вопрос `адалята (справедливости) сподвижников является для нас вопросом, упомянутым в ясных текстах Корана, и именно эти тексты являются основой данного консенсуса ученых (иджма).
وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих»[10].
Говорит ас-Сафарайини в «Ламави` аль-анвар»[11] в толковании этого аята:
«То есть, лучшая и справедливая община, ибо это и есть суть срединности, и это самая лучшая из всех общин, их слова, действия, желания и намерения более прочих достойны доверия».
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّـهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние».[12]
И этот аят указывает на похвалу от Всевышнего Аллаха в отношении сподвижников и табиинов и то, что Всевышний Аллах доволен ими.
قُلِ الْحَمْدُ لِلَّـهِ وَسَلَامٌ عَلَىٰ عِبَادِهِ الَّذِينَ اصْطَفَىٰ ۗ آللَّـهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ
«Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?».[13]
Ибн Касир указывает, что под «избранными» рабами здесь также могут подразумеваться и сподвижники.[14]
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха».[15]
Аль-Хатыб в «аль-Кифая»[16] также указывает, что в этом обобщённом обращении подразумеваются сподвижники.
وَالَّذِينَ آمَنُوا وَهَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ وَالَّذِينَ آوَوا وَّنَصَرُوا أُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا ۚ لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ
«Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел».[17]
И этот аят является также похвалой Всевышнего Аллаха в адрес сподвижников посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
И мухаджиры описаны тремя качествами восхваления, именно: верой в Аллаха, хиджрой и джихадом на пути Аллаха, а ансары описаны помощью и поддержкой посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и его сподвижникам.
И на это также указывает следующий аят:
لِلْفُقَرَاءِ الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيَارِهِمْ وَأَمْوَالِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّـهِ وَرِضْوَانًا وَيَنصُرُونَ اللَّـهَ وَرَسُولَهُ ۚ أُولَـٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ ﴿٨﴾ وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَىٰ أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ ۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«А также неимущим мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и Его довольству, и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. (8) А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, что убереглись от собственной скупости, являются преуспевшими. (9)».[18]
Целью нашего исследования не являлось доказательство и разбор вопроса ‘адалята сподвижников в деталях, об этом ин ша Аллах будет написана отдельная книга, но целью было указать на иджму в данном вопросе и привести доводы, на которых она основана.Окончание цикла
[1] Аль-Истиааб, 1\9;
[2] Ат-Талхыс, стр. 768;
[3] Аль-Мустасфа, 1\164;
[4] Аль-Ихкам, 2\90;
[5] Улюм аль-Хадис, стр.427;
[6] Аль-Мусаввада, стр. 292;
[7] Равда ан-Назыр, 2\403;
[8] Шарх Мухтасар ар-Равда, 2\180;
[9] Аль-Исаба, 1\10.
[10] Священный Коран, 2:143.
[11] 2\384;
[12] Священный Коран, 9:100;
[13] Священный Коран, 27:59;
[14] 3\317.
[15] Священный Коран, 3:110;
[16] Стр. 94;
[17] Священный Коран, 8:74;
[18] Священный Коран, 59:8-9.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
_______________________________
Azan.kz