Что необходимо знать о сподвижниках Пророка. Часть 1: Введение. Языковое определение слова «сахаби»
Вступление
…Говоря о сподвижниках Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, мы должны коснуться ряда других тем, которые так или иначе связаны с ними, чтобы устранить любые сомнения в их высоком статусе, которые активно распространяют шииты и им подобные течения.
С дозволения Аллаха мы начинаем цикл статей, в котором будем разбирать и опровергать сомнения, распространяемые заблудшими, и в будущем этот цикл статей может принести пользу в качестве приложения к книге «Хаят ас-Сахаба».
Писать в рамках этого цикла о статусе сподвижников и их высоком положении в аятах Корана и Сунне посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, нет нужды, ибо это будет изложено во всех деталях и со всеми подробностями в предисловии книги «Хаят ас-Сахаба».
Наш цикл статей мы решили называть «Ма’рифа ас-Сахаба: Что необходимо знать о сподвижниках Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям».
Первая тема, которую мы разберем в данной статье, — это определение сподвижников с позиции шариата и все, что связано с этой темой.
Существуют разные определения понятия «сахаби» в книгах мухаддисов и ученых по усуль-уль-фикх.
Мы попытаемся определить самое достоверное мнение среди мнений ученых и кратко описать другие определения, разобрав, по какой причине эти определения не являются сильным мнением в этом вопросе, попутно также обсуждая некоторые смежные вопросы, так или иначе с этим связанные.
Как принято в научной литературе, любой тематический разговор начинается с определения используемых понятий. Мы же начнем с разбора понятия «сахаби» в арабском языке, в терминологии ученых хадиса и усуля, и разберем существующие разногласия между ними.
Часть 1. Языковое определение слова «сахаби».
Ибн Фарис,[1] аль-Файрузабади[2] и другие знатоки языка указывают, что слово «сахаби» имеет значение близости к кому-то и нахождения с кем-то рядом, и это то значение, которое является основой для шариатского смысла, хотя это слово имеет и другие значения.[3]
Также в некоторых хадисах посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, слово «сахаби» приходит в его языковом значении.
Передается от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, сказал:
خير الأصحاب عند الله خيرهم لصاحبه و خير الجيران عند الله خيرهم لجاره
«Лучший друг – это тот, кто лучше всего ведет себя по отношению к своему другу. И лучший из соседей тот, кто лучше всего ведет себя по отношению к своему соседу»[4].
И в этом хадисе слово «асхаб» употребляется в его языковом значении, и тут не подразумеваются сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
Также в Сунне пришло слово «сахаби», в котором уже имеются в виду сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
Например, известный хадис:
لا تسبوا أحداً من أصحابي
«Не поносите никого из моих сподвижников»[5].
И в этом хадисе уже слово «сахаби» употребляется в терминологическом значении и подразумевает сподвижников посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
Безусловно, в наше время при употреблении слово «сахаби» сразу же на ум приходят именно сподвижники посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и это стало одним из главных и распространенных значений данного слова, особенно вне арабской языковой среды.
Также на это указывает тот факт, что ученые называли свои книги, употребляя слово «сахаба» без уточнения о ком идет речь, что сразу же указывало на то, что речь идет о сподвижниках посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
Например, «Ма`рифа ас-Сахаба» Абу Ну`айма аль-Асбахани или «аль-Исаба фи тамииз ас-Сахаба» ибн Хаджара аль-Аскаляни. Об этих и других книгах подробнее будет в одной из последующих глав.
[1] Макаис Люгъа, 3:330;
[2] Аль-Камус аль-Мухит, стр.134;
[3] Лисануль Араб 1:519, аль-Мисбах аль-Мунир 1\33;
[4] Ахмад 2\168, Тирмизи 4\33, №1942.
[5] Бухари, Муслим.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________
Azan.kz