В наши дни особенно много нападок совершают на мавлид. Противники мавлида говорят, что сам Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники мавлид не делали, поэтому это мерзкое новшество, бидаа, это грех.
Прежде всего надо сказать, что в шариате мы не можем выносить суждения о чем-либо, пока мы не разберемся с определением этой вещи. Что такое мавлид? Буквально это слово означает рождение. В религии это означает любую форму радости по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение), радость по поводу того, что Всевышний даровал нам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), последнего Пророка и господина всех людей. Люди собираются, чтобы почитать Коран, зикры, сиру Пророка (мир ему и благословение), раздать садака, угостить присутствующих, напомнить друг другу о той милости, которую в лице Пророка (мир ему и благословение) Аллах нам даровал. Ведь мы живем во времена упадка знаний, упадка нравственности, люди даже сиру, жизнь Пророка (мир ему и благословение) толком не знают. Поэтому некоторые ученые говорят, что мавлид в наше время не просто желателен, а даже обязателен.
Почему сподвижники не делали мавлид? Потому что им не было надобности в каких-то особых воспоминаниях о Пророке (мир ему и благословение), он был у них все время перед глазами, даже после его смерти. Также в этом не было необходимости для первых трех праведных поколений. Потому что они и так прекрасно знали Сунну, знали сиру, практиковали шариат, и в особых напоминаниях не было надобности. Но потом пришли тяжелые времена, люди стали забывать религию, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил давно, о котором они мало что помнили. А ведь он говорил, что «кто не любит меня больше своих родных, своих детей, больше всего на свете, его иман не совершенен». Поэтому появилась необходимость в особом напоминании о Пророке (мир ему и благословение), чтобы у людей не пропадала любовь к нему. И ученые это дозволили.
Если мы посмотрим – из чего состоит мавлид, то увидим, что он состоит из дозволенных вещей. Есть правило, что если во время дозволенного действия будет совершаться что-то плохое, то оно тоже станет запретным. Если в какой-то мечети вдруг появится смешение полов, туда будут приходить раздетые женщины, то в такую мечеть ходить будет нельзя, хотя в основе ходить в мечеть — очень похвальное дело. Если мавлид делается в соответствии с шариатом – там нет смешения полов, нет спиртного, запретной музыки или пения, если там читают Коран, зикр, читают сиру, то это дозволено. Это даже желательно – ведь читать Коран, делать зикр желательно. И если кто-то это запрещает, то они запрещают дозволенные вещи.
Однажды мне случилось присутствовать в джамаате, состоящем как раз из таких «борцов» с новшествами. Дело было перед пятничной молитвой. Когда надо было читать азан, кто-то сказал, что надо читать азан только один раз, потому что двойной азан появился при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах), и поэтому является новшеством. Другие возражали ему. Тогда встал еще один человек и сказал: «раз есть расхождения в этом вопросе, давайте вообще не будем читать азан, ведь это сунна, а не фард». И в итоге вообще люди не стали читать азан.
То есть, если люди не имеют элементарных знаний по религии, они вообще могут дойти до такого вот абсурда. Если мы что-то не понимаем в религии, то нужно обращаться к ученым, а не советоваться с такими же невеждами. Религия дошла до нас чистой, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что большинство его уммы всегда будет на верном пути, так что нам нужно держаться за путь большинства. Если люди говорят, что религия дошла до нас со множеством искажений и нуждается в очищении, то получается, они не верят в истинность слов Пророка (мир ему и благословение), который сказал, что «моя умма не сойдется на заблуждении», что его умма разделится на 73 течения, но большинство будет на истинном пути. Так что большинство ошибаться не может.
Абу Али аль-Ашари
islam-today.ru