«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». (Сура «Али Имран», аят 92)
В этом кораническом аяте содержится пожелание, адресованное нам, мусульманам, совершать инфак, то есть расходовать свое добро на пути Аллаха, чтобы обрести благочестие. Однако нужно расходовать не из того, что нам самим не нравится, а из того, что любимо нами и дорого нам. В противном случае, наши пожертвования не достигнут желаемой цели.
Конечно же, надо по мере наших возможностей отдавать нуждающимся из того, чем мы владеем, и оказывать помощь другим. Однако какие вещи нужно отдавать? Так вот, насколько важно делать пожертвования, настолько же важно, а может быть еще важнее, что отдавать. То, от чего мы хотели избавиться, выбросить на мусор, или же любимые нами и дорогие для нас вещи? Следовательно, чтобы заслужить любовь, довольство и помощь Аллаха, нужно пожертвовать на Его пути лучшим из того, чем мы владеем.
Это должно быть нечто такое, что имеет ценность для нас самих, и одновременно годится для того, чтобы удовлетворить потребности получателя. Только благодаря этому мы можем обрести благочестие и заслужить пребывание в Раю. В связи с данной темой в одном кораническом аяте говорится:
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный». (Бакара, 2:267).
Из этого аята становится ясно, что отдавать садака, выплачивать закят или желать пожертвования тем, к чему получатель будет испытывать отвращение, не понравится не только любому человеку, но также не по нраву нашему Господу. Кроме того, человек, расходующий свое добро подобным образом, не получит никакого воздаяния.
Несомненно, что благодаря своим пожертвованиям на пути Аллаха и ради Его довольства человек избавляется от скупости и обретает щедрость, которая возвышает его перед Аллахом и людьми. Жадных людей не любят в народе, и это является общеизвестной истиной. А дорога к народной любви пролегает через мобилизацию дорогих для себя вещей на общественные нужды. Сподвижники досточтимого Пророка хорошо понимали это и не останавливались перед тем, чтобы расходовать на пути Аллаха все ценное, что у них есть.
К примеру, среди мусульман Медины Абу Тальха был владельцем самых больших садов с финиковыми пальмами. Но особенно сильно он любил свой сад, который назывался Бейруха и находился напротив Масжида ан-Набави. Пророку (мир ему) очень нравилось пить чистую и холодную воду из родника в этом саду.
Когда был ниспослан аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом», Абу Тальха пошел к Посланнику Аллаха и заявил ему, что хочет пожертвовать этот сад на пути Аллаха. Одобрительно встретив это предложение, досточтимый Пророк сказал ему, что будет лучше, если он отдаст этот сад своим родственникам. Абу Тальха послушался совета Посланника Аллаха и подарил свой сад близким родственникам Убай ибн Ка’бу и Хассану ибн Сабиту. (Бухари, “Закят”, 44).
Хазрати Умар также однажды сказал досточтимому Пророку, что самым ценным его имуществом является участок земли в Хайбаре, что он хочет пожертвовать его на пути Аллаха, и что для этого нужно сделать. Пророк (мир ему) посоветовал ему оставить участок себе, а выращиваемые на нем фрукты отдавать на пожертвования. После этого хазрати Умар превратил этот участок в вакуфные земли с тем, чтобы весь получаемый от него доход шел на общественные нужды. (Бухари, “Шюрут”, 19).
Правда в том, что во времена сахабов такие поступки наблюдались очень часто. В кораническом аяте также содержится предупреждение тем иудеям, которые совершали некоторые поступки из желания демонстрировать свою набожность. Им было сказано, что их представления о добре являются ошибочными и что истинного благочестия можно добиться лишь благодаря любви к Господу, а Его повеления и запреты ставя превыше всего в этой жизни.
Подводя итог можно сказать, что человек не может обрести благочестия, если он любит что-то больше, чем Аллаха, и не может при необходимости пожертвовать этой вещью на пути Аллаха.
Islam-Today