Сегодня в мире проживает полтора миллиарда последователей Ислама, которые чтят Священное Писание – Коран. Многие из тех, кто не ассоциирует себя с этой религией, имели возможность услышать чтение Корана. Мусульмане читают Коран нараспев не только в молитвах, но и по другим поводам. Как же было ниспослано это Писание и через какого пророка?
Каждое священное Писание ниспосылалось через какого-либо пророка. Пророку Адаму было ниспослано 10 свитков, пророку Шису – 50 свитков, пророку Еноху (Идрису) – 30 свитков, пророку Аврааму (Ибрахиму) – 10 свитков, пророку Моисею (Мусе) была ниспослана Тора (Таврат), пророку Давиду (Давуду) – Псалтырь (Забур), пророку Иисусу (Исе) – Евангилие (Инджиль) – мир им всем и благословение Господа. А вот Коран был ниспослан последнему из пророков – Пророку Мухаммаду ﷺ.
Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду ﷺ частями в течение 23 лет. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его.
Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет Бог доволен ими всеми). Всего же Коран записывали со слов Пророка ﷺ около сорока его сподвижников.
При жизни Пророка Мухаммада ﷺ аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк ﷺ разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку ﷺ и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.
Для обеспечения сохранности Корана Пророк ﷺ побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.
Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка ﷺ. Об этом свидетельствует множество хадисов. Например, хадис, переданный Муслимом, гласит: «Не совершайте поездку с Кораном в руках, ибо я опасаюсь, что враги завладеют им». В известном послании Пророка ﷺ к Амру ибн Хамзу (да будет Бог доволен им) говорится: «Чтобы к Корану не прикасался никто, кроме совершившего религиозное очищение» (Малик, Насаи). Эти и подобные им рассказы подтверждают наличие у сподвижников во времена Пророка ﷺ письменно зафиксированного Корана во многих экземплярах. Благодаря этому в эпоху Пророка ﷺ Коран удостоился полной сохранности в обоих смыслах: сохранения в сердцах и сохранения в письменном виде.
Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.
Во-первых, в эпоху Пророка Мухаммада ﷺ в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет Бог доволен им) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет Бог доволен им), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.
Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.
В-третьих, Пророк Мухаммад ﷺ стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка ﷺ было всего лишь девять дней и т. д.
islam.ru