ГЛАВА 3.РОЛЬ АСХАБОВ-СУФФА В РАСПРОСТРАНЕНИИ
РЕЛИГИИ.
3.1.Распространение Ислама по всему миру асхабами-суффа.
То, что Пророк предложил и осуществил в каждой сфере жизни, привлекает внимание с точки зрения принципов управления и организации.
Если два верующих сойдутся для совершения обязательных (фард) видов поклонения (ибадат), то Пророк повелевал выбрать одного имамом (главным) и таким образом образовать общество (джамаат). Более того,
намаз, совершенный в обществе вместе с другими мусульманами, с точки зрения обретения излияний (фейд), благодати (баракат) и вознаграждения от Всевышнего во много раз превосходит намаз, совершенный в одиночестве. С другой стороны, Посланник Аллаха повелевал верующим назначать путеводителя и имама даже тогда, когда они отправлялись в какое-либо путешествие. При Пророке не было такой группы мусульман, направляемой им в далекие места — будь то ради распространения Ислама или ради джихада, у которой не было бы во главе предводителя, человека, которого бы слушались и которому повиновались. Таким образом, Посланник Аллаха во всех сферах, начиная с поклонения Всевышнему и заканчивая общественными отношениями, принес понимание единого порядка, уложения, иерархии и послушания. Так, например, и Абу Хурайра в качестве «старосты учеников» прилагал немало усилий, чтобы разрешать их проблемы и отвечать на их нужды.
Эти благословенные ученики, жившие в «доме студентов» Пророка, с одной стороны, получали образование в центре науки и знания, с другой — исполняли также обязанности учителей и муршидов, несших послание
Пророка во все уголки Аравийского полуострова. Как пишет Ходжа Хамди Языр, «они были учениками школы пророческой миссии, посвятившими себя пути Аллаха. Исходя из этого, в мире Ислама школы (медресе) всегда
строились вокруг мечетей, и от обучавшихся и живших в школе (медресе) искателей знаний (талаба улум) ожидалось, что они будут следовать пути сподвижников Суффа (асхаб ас-суффа): получение знания,
поклонение (ибадат) Всевышнему, сохранение добропорядочности и благочестия с помощью прохождения через определенного рода тяготы на благо религии, служение распространению религии и в случае
необходимости сражение (джихад) на пути Аллаха…» 36
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) распространял учение Ислама не только своим личным примером и проникновенными речами, но и посредством мусульман, которых он лично воспитал и обучил. Этот метод был еще более прогрессивным, так как позволял охватить большие территории, большее количество людей. Он посылал своих верных сподвижников, воспитанных под сенью Божественной благодати, чьи сердца были наполнены светом истины, не только в Мекку и Медину, но и в другие города и селения бескрайнего Аравийского полуострова. Он никогда не отказывал, когда к нему приезжали представители разных племен и просили выделить им учителей и наставников. В таких случаях Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда посылал группу воспитателей, взращенных и взлелеянных в его духовнонравственной школе.
Асхабус Суффа все время были рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), поэтому они лучше остальных сподвижников изучали религиозные предписания, положения Корана и Сунны. Когда арабские племена, жившие в окрестностях Медины, просили Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) помочь им и прислать
учителей для обучения людей Исламу, он всегда посылал им наставников из числа Асхабус Суффа. Поэтому с полной ответственностью можно заявить, что они сыграли решающую роль в распространении Ислама.
Начиная с первых дней призыва к Исламу, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассматривал каждого своего товарища как будущего наставника и учителя для людей.
Как известно, в своей прощальной хутбе (проповеди) он сказал:
«Пусть те, кто присутствуют здесь, передадут мои слова тем, кто в данное время отсутствует. Вполне возможно, что человек, которому передали мои слова, поймет их смысл лучше, чем тот, кто передал, и станет тщательнее им следовать».37
Эти избранные люди, беспрекословно следующие указаниям Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), словно яркие лампады, осветили своим духовным светом все вокруг.
Конечно, самым успешным выпускником этой школы был благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху). Начиная с первых дней, когда он громогласно объявил всем о том, что принял Ислам, он стал призывать людей к истинной вере. Он обладал чудесным характером, и поэтому все соплеменники сильно любили и уважали его. Абу Бакр (радыйаллаху анху) занимался торговлей и был известен своей честностью, привычкой соблюдать свои обещания. Был известен своей начитанностью и образованностью, поэтому к нему все время приходили люди и задавали интересующие их зопросы. Присматриваясь к посетителям, Абу Бакр (радыйаллаху знху) выбирал подходящих, по его мнению, людей, и призывал их принять Ислам. Благодаря его неустанному и бескорыстному труду мусульманами стали такие люди, имена которых в последствии вошли в анналы истории Ислама. Это такие сподвижники, как: Зубайр бин Аввам, Усман бин Аффан, Талха бин Убайдуллах, Са’д бин Абу Ваккас и Абдуррахман
бин Авф (радыйаллаху анхум).38
Двенадцать мусульман, прибывших из Медины после второго договора в местечке Акаба, уехали в свой родной город и стали там распространять Ислам. Через некоторое время из Медины прибыл гонец с письмом, в котором было написано:
«О Посланник Аллаха! Направь к нам людей, которые бы обучили нас чтению Корана и основам религии!»39
В ответ на эту просьбу Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) из числа своих верных соратников выбрал Мус’аб бин Умайра (радыйаллаху анху) и послал его в Медину, чтобы он обучил местных жителей Исламу.40
Это молодой юноша, который самозабвенно любил Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), прибыв в Медину, стал там день и ночь трудиться на ниве просвещения. Первым, кто принял Ислам после его прибытия, стал Ас’ад бин Зурара (радыйаллаху анху), который сразу же стал самоотверженно помогать Мус’абу (радыйаллаху анху). Сведения, которые мы почерпнули из исторических летописей, наглядно демонстрируют методы и средства, используемые Мус’абом (радыйаллаху анху) в процессе своего успешного распространения Ислама в Медине.
Однажды Ас’ад бин Зурара сидел вместе с Му’сабом бин Умайром (радыйаллаху анхума) возле колодца в саду семейства Зафаров. Узнав об этом, глава семейства Абдульашхаля по имени Са’д бин Муаз обратился к Усайду бин Худайру:
— Ты очень хорошо знаешь свое дело. И не нуждаешься ни в чьей помощи. Пойди к этому человеку, который пришел, чтобы изменить религиозные взгляды наших бедняков.
Предупреди его, пусть впредь не приходит в наш квартал. Если бы Ас’ад бин Зура-ра не был моим родственником, я сам бы сделал это. Усайд взял свое копье и, подойдя к сидящим друзьям, гневно закричал:
— Что привело вас сюда? Ты привел сюда этого чужестранца, чтобы внести смуту во взгляды наших людей? Чтобы я больше не видел вас здесь! Если вам дорога ваша жизнь, быстро уходите отсюда!
Мус’аб (радыйаллаху анху), который действовал очень осмотрительно и осторожно, промолвил:
— Не мог бы ты посидеть с нами и немного побеседовать? Ведь ты очень умный человек.
Если понравится — примешь, если нет — откажешься!
Усайд, воткнув копье в землю, воскликнул:
— А ты правильно говоришь!
Мус’аб (радыйаллаху анху) стал ему рассказывать об Исламе. Затем прочитал ему несколько сур из Корана. Послушав чтение Корана, Усайд расчувствовался. Было видно, что луч веры проник в глубины его души. Его лицо засветилось, и он с восторгом вскрикнул:
— Какие прекрасные это слова! Какие они возвышенные! После этого Усайд сразу принял Ислам.
Через некоторое время к ним пришел разъяренный Са’д бин Муаз (радыйаллаху анху), который, послушав чтение Корана, так же, как и Усайд (радыйаллаху анху), стал мусульманином. Затем он пошел к своему племени и спросил у них:
— О, сыновья Абдульашхаля! Что я представляю из себя? Они хором ответили:
— Ты наш старший! Ты самый мудрый и проницательный. Ты у нас хороший старейшина!
В ответ Са’д бин Муаз (радыйаллаху анху) воскликнул:
— Я не стану разговаривать с мужчинами и женщинами нашего племени до тех пор, пока они все не уверуют в Аллаха и Его Посланника!
До захода солнца среди семейства Абдульашхаля не осталось ни одного человека, который бы не принял Ислам.41 Кроме Медины, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и в другие местности и города отправлял учителей. Из числа сподвижников он выбирал тех, которых находил наиболее подходящими для выполнения важной задачи —
распространения Ислама. Однажды ранним утром, после совершения утреннего намаза, он повернулся к собравшимся правоверным и спросил:
— О мухаджиры и ансары! Кто из вас поедет в Йемен?
В этот момент раздался голос Абу Бакра (радыйаллаху анху):
— Я поеду, о Посланник Аллаха!
Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолчал и вновь повторил свой вопрос:
— О мухаджиры и ансары! Кто из вас поедет в Йемен? На этот раз встал Умар (радыйаллаху анху):
— Я отправлюсь туда, о Посланник Аллаха!
И на этот раз Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего не сказал. После в третий раз он спросил:
— О мухаджиры и ансары! Кто из вас поедет в Йемен?
Вдруг встал Муаз бин Джабал (радыйаллаху анху) и воскликнул:
— О Посланник Аллаха! Я поеду туда!
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
— Эта обязанность возлагается на тебя, о Муаз! После этих слов он повернулся к Билялю и повелел:
— О, Биляль! Принеси мою чалму!
Когда Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллям) принесли чалму, он надел ее на голову Муаза и спросил:
— Когда тебя попросят вывести решение по какому-либо вопросу, на основании чего ты вынесешь решение?
Муаз (радыйаллаху анху) ответил следующее:
— Вынесу решение согласно Божественной книге! Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):
— Если ты в Коране не сможешь найти ответ, что будешь делать?
Муаз (радыйаллаху анху):
— Вынесу решение, опираясь на Сунну Пророка!
Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжал задавать ему вопросы:
—А если и там не найдешь ответа?
Муаз (радыйаллаху анху) дал следующий ответ:
— В таком случае, я дам ответ, опираясь на собственное суждение.
Выслушав ответы Муаза, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) положил руки на грудь Муаза и сказал:
— Слава Аллаху, который сделал преуспевающим представителя Пророка!42 (Кроме Муаза (радыйаллаху анху), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил в Йемен и Али (радыйаллаху анху). Как вспоминает Али (радыйаллаху анху): «Из Йемена к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) приехали несколько человек и обратились со следующей речью:
— О Посланник Аллаха! Отправь к нам несколько человек, которые обучили бы нас положениям религии и при возникновении проблем выносили бы решения согласно книге Аллаха.
Выслушав просьбу гостей, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
— О, Али! Отправляйся в Йемен и обучи их Сунне. Выноси там оешения, опираясь на Книгу Аллаха!
Я возразил:
— О Посланник Аллаха! Я ведь еще молод и не имею никакого эпыта. Что мне делать, если передо мной возникнет вопрос, с которым я еще никогда не сталкивался?
В ответ Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) положил свои руки на мою грудь и промолвил:
— Иди! Всемогущий Аллах внушит в твое сердце правильное решение и придаст твоей речи твердость!
После этих слов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) я никогда не впадал в сомнения касательно вынесенных мною решений».43
Сподвижники с огромным удовольствием направлялись в те места, куда их отправлял Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), и даже были случаи, когда на этом пути они преданно отдавали свои жизни. В истории Ислама порой происходили действительно горькие события, как трагедии «Раджи» и «Би’р-и Мауна». Некоторые племена попросили Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) прислать им учителей, и, по своему обыкновению, он направил туда целую группу наставников. Однако по дороге они попали в засаду и были убиты.44
Праведные халифы, продолжая дело Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), после его кончины также, при необходимости, отправляли в разные стороны учителей и наставников. Например, в ответ на просьбу жителей Сирии Умар (радыиаллаху анху) направил туда Муаза бин Джабала (радыиаллаху анху). Убаду бин Самита и Абу Дарду послал в Шам, чтобы они там научили людей чтению Корана и основным положениям религии. Провожая их, Умар (радыиаллаху анху) говорил им следующее:
«Начинайте свои проповеди с города Хумуса. Вы увидите там разных людей, отличающихся друг от друга характерами и привычками. Есть некоторые люди, которые быстро понимают все. Как только выявите людей с блестящими способностями, используйте их для обучения других чтению Корана. Как только достигнете хороших результатов в Хумусе, пусть один из вас остается там, другой отправляется в Сирию, а третий — в Палестину».
Друзья сначала вместе начали служение истине в городе Хумусе. Через некоторое время там остался Убада (радыйаллаху анху), Абу Дарда отправился в Шам, а Муаз бин Джабал поехал в Палестину. Когда в Палестине началась эпидемия чумы, и Муаз скончался, туда направился Убада. Что касается Абу Дарды, то он остался в Сирии до конца своих дней.45
Во всех этих историях, где повествуется о деяниях сподвижников, в глаза бросается одна существенная деталь: все они до последних дней своих жизней продолжали служить идее Ислама и больше никогда не возвращались в Медину. В своих воспоминаниях Абу Идрис аль-Хавлани рассказывал следующее:
«Как-то я вошел в мечеть Дамаска. Мое внимание привлекла группа людей, собравшихся вокруг молодого юноши с приветливым лицом. Как видно, при возникновении каких-либо спорных вопросов люди сразу обращались к этому юноше, чтобы он вынес свое решение.
Когда я спросил у присутствующих об этом человеке, мне ответили:
— Это Муаз бин Джабал!
На следующий день я ранним утром вновь устремился в мечеть. Вижу, тот юноша пришел туда раньше меня и совершал там намаз. Я подождал немного и, воздав ему приветствие, воскликнул:
— Клянусь Аллахом я люблю тебя!»46
Чтобы распространить Ислам на территории завоеванных стран, мусульманские государства, созданные после периода четырех праведных халифов, всегда продолжали политику Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), посылая туда учителей и наставников.
Прощальную хутбу (проповедь) Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), которую он произнес в Мекке, слушали около 120 сподвижников, а число этих мусульман, похороненных в Мекке и Медине, не превышает 20 человек. Остальные 100 мусульман, воспитанные в школе Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и проникнутые духом служения высшей истине, сгорая в пламени любви к Аллаху, задались целью распространить свет Ислама по всему миру. При этом они совершенно не думали:
близки или далеки те земли, где им предстояло служить. Эти мужи Ислама, сердца которых пылали от Божественной любви, во всех местах своего пребывания стали своеобразными факелами, ибо они, во всем следуя примеру Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), своим образом жизни и поведением в течение многих лет воспитывали людей.
И в наши дни многие люди с нетерпением ждут самоотверженных людей, которые выведут их из тьмы безверия к свету веры. Поэтому настоящие мусульмане, которые следуют путем Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его верных сподвижников, обязаны мобилизовать все силы, чтобы помочь этим людям.
Иногда Пророк направлял сподвижников Суффа туда, куда требовала миссия распространения религии. Так, однажды группа из избранных 70 сподвижников Суффа была послана к сынам Амира. Эти исключительные
люди дошли до источника воды Ма’уна и заночевали там. Многобожники окружили их и пронзили некоторых копьями. Тогда сподвижники осознали, что они падут за веру шахидами и обратились к Аллаху: «О Аллах! Мы не
можем найти другого, кроме Тебя, кто бы мог сообщить Твоему Посланнику о нашем положении. О Воспитатель, передай ему наше приветствие. С помощью Твоего Посланника сообщи нашим родным, что мы встретились
с нашим Воспитателем. Наш. Воспитатель доволен нами, и мы обрели довольство Им». И ангел Джабраил (мир ему) поведал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о случившемся47. Из этих людей,
бывших на положении света очей Благословенного Пророка, лишь один, получив сильные ранения, спасся. Наш Пророк вышел на минбар и сообщил об этом горестном событии. Никакое другое событие не приносило Пророку
столько огорчения. В течение 30 или 40 дней в последнем рака’ате утреннего намаза он вставал из поясного поклона (руку’), перечислял имена племен, совершивших это убийство, и проклинал их. Благородные сподвижники
говорили: «Амин». В скором времени на эти племена обрушились многочисленные напасти, что свидетельствует о принятии Всевышним этой молитвы48.
Большинство из могил сподвижников Пророка, находящихся сегодня на обширной территории от Египта до Шама, от Йемена до Кипра, от Халеба (Алеппо) до Стамбула, принадлежат сподвижникам Суффа, которые рассеялись по этой территории для воспитания (иршад) людей на пути Аллаха и распространения Ислама. Смыслом и духом Эпохи Счастья они заняли свое место в сердцах людей. Эти благословенные люди в Судный День будут воскрешены на
Площади воскрешения (махшар) в качестве предводителей и света для народов стран, которые приняли их в своей земле49.
__________________________________________________________________________
36Хак Дини Кур,ан Дили (Язык Корана истинной религии).Т.2.С.940
37(Бухари, Адахи, 5)
38(Ибн Кассир,аль-Бидая, 3/80)
39 Хамидуллах, Васаик, 52
40(Ибн Са’д, 1/220; Хамидуллах, аль-Васаик, 52)
1(Ибн хишам, 2/43-46; ибн Са’д, 3/604-605; Ибн Асир, Усдуль Габе, 1/112-113)
42 Ибн Ханбаль, 5/230; Ибн Са’д, 3/584)
43(Ибн Маджа, Ахкам,1; Хаким, 3/146)
44(Бухари, Магази, 28; Ибн Ханбаль, 2/294)
45(Ибн сад, 2/357)
46(Муватта, Шаар, 16)
47Бухари. Магази.Т.5.Ч.28.С.43-44; Джихад.Т.3.Ч.9С.204; Ибн Са,д.Т.2.С.514
48Бухари. Джихад.Т.3.Ч.9.С.204; Ахмад ибн Ханбал.Т.3С.270; Муслим.Имара.С.147.Хадис:677
49Тирмизи. Манакыб,Т.5.Ч.59.С.697.Хадис: 3865