1.3.Отношение Пророка к Асхабам-Суффа.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) любил асхаба-суффа и постоянно встречался с ними. Когда они садились вокруг него, образуя круг, он не вставал до тех пор, пока не вставали они, а, здороваясь с ними, не отпускал руку, пока не отпускали они.
И сподвижникам рекомендовал уважать их и служить им. Внук Досточтимого Пророка досточтимый Хасан и сын его двоюродного брата Джафара — Абдуллах очень любили бывать рядом и общаться с асхаба-суффа. Абу Зарр из асхаба-суффа был сподвижником,
проявлявшим особую щепетильность в вопросе зухда.* И даже, из чувства сострадания к беднякам, он потребовал у досточтимого Усмана (радыйаллаху анху) собирать с богатых дополнительный налог, сверх закята, для раздачи бедным и уравнивания бедных и
богатых в экономическом отношении. Этот его поступок послужил поводом, чтобы арабские социалисты начали считать его первым социалистом. А ведь Абу Зарр объяснял, что это отношение к бедным он вынес из наставлений самого Посланника Аллаха
(саллалаху алейхи ва саллям): «Мне мой друг Посланник Аллаха повелел семь вещей:
любить бедных, быть близким к ним, сравнивать себя в имущественном отношении с теми, кто ниже, а не с теми, кто выше, ни у кого ничего не просить, продолжать бытьмилосердным, даже будучи отвергнутым, говорить правду, какой бы горькой она ни была, не бояться хулы и осуждения порицающего, часто совершать зикр: Ля хауля уа ля кууата
илля биллях»14.
Абу Дарда (радыйаллаху анху), отличавшийся склонностью к размышлению и проницательностью, сначала хотел совместить торговлю и поклонение, но, не добившись в этом успеха, оставил торговлю и полностью посвятил себя поклонению. В жизнеописа-
ниях приводятся выразительные высказывания этого сподвижника, дружившего с Салманом Фариси, об отречении от мирского, богобоязненности, прекрасной нравственности. Однажды он устыдил народ Дамаска, сказав: «Как вам не стыдно? Режете
скот, который не сможете съесть, строите дома, в которых не сможете жить. Вы полны желаний которых не сможете достигнуть».15
Имран бин Хусейн Хузафи был в первых рядах сподвижников по усердию в поклонении, терпению в бедах и болезнях. Передается, что рвение в поклонении и очищении сердца так возвысили его дух, что даже ангелы стали приветствовать его.16
Можно продолжить примеры из жизни сподвижников, которые в отречении от мирского и устремленности к духовной жизни сформировали ядро тасаввуфа.*
Здесь хочется привести два хадиса из книги «Сорок хадисов о тасаввуфе»: « Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), остановился перед «людьми навеса» — «асхабу суфат» и увидев их бедность, их старания и их чистосердечие, сказал: «Радуйтесь, о, люди навеса. Тот, из моей уммы, кто останется такими как вы, довольным тем, в чем он находится, (т.е. своим положением), воистину он будет моим другом в Судный День».
«Мой хавз (бассейн) размером от Адна до Гаммана – его напиток белее молока, слаще меда, кто выпьет из него – не почувствует жажду после этого никогда. Первые, кто придут к нему – это нищие мухаджиры». Мы сказали: «А кто они, о, Посланник Аллаха?». Он ответил: «В грязной одежде, с растрепанными волосами, те, которым не открываются врата власти, и не женятся на изнеженных, которые отдают сполна, что они должны, но, которым не отдают, что им должны. Непременно, придут люди и скажут: «Я, такой-то, сын такого-то и я непременно скажу: «Воистину, вы поменяли многое».
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делился со сподвижниками Суффа даже тем, что дарили лично ему. Он прилагал особые усилия, чтобы разрешать их проблемы и отвечать на их нужды. Так, однажды у нашей матери Фатымы после обмолотки на жерновах зерна опухли руки. Она вместе с Али пришла к Посланнику Аллаха и попросила
дать им слугу в помощь. Благословенный Пророк ответил на эту просьбу дочери такими словами: «Клянусь Аллахом, я не могу дать тебе слугу, так как я еще не смог найти какой-либо еды, чтобы, позвав людей Суффа, накормить их, не смог найти что-либо, чем бы они могли жить и питаться.
Я думаю продать пленных и на эти деньги обеспечить и накормить людей Суффа».
Али и матерь правоверных Фатыма вернулись домой. Сердце Посланника Аллаха не выдержало, и он вышел вслед за ними. Когда он пришел к ним, они лежали, накрывшись одеялом. Когда они пытались накрыть одеялом головы, то обнажались ноги, когда они пытались накрыть ноги, то непокрытыми оставались их головы. Когда же Пророк вошел к ним, они захотели встать. Но Посланник Аллаха велел им оставаться в удобном для них положении и спросил: «Хотите, я вам дам более благое,
чем то, что вы просили?» Они ответили: «Да». И он дал им урок (вирд), состоявший из 33-кратного произношения тасбиха, тахмида и такбира. Али, рассказавший об этом случае, сказал: «Клянусь Аллахом, после того, как я это услышал от Посланника Аллаха, я ни разу не забывал прочитывать этот урок». На это один человек по имени Ибн аль-Каува спросил: «Даже в
ужасающую ночь сражения в Сиффине?» Али дал следующий ответ: «Да, и даже в ту ночь»17.
Пророк, для которого нужды людей Суффа были превыше нужд дочери, часто устраивал для них ужины. Когда же в его доме не было еды, то он группами отправлял их в дома других сподвижников. Ибо они, по словам Благородного Корана, были «бедняками, которые посвятили себя пути Аллаха, — и не имеют они возможности двигаться по земле (чтобы обрести
блага). Невежда принимает их за богачей из-за их скромности. Ты узнаешь их по признакам их: они не просят у людей, приставая»18.
Действительно, они доносили жизнь Посланника Аллаха до тех сподвижников, которые не могли быть часто рядом с ним, и до остальных верующих, что будут жить вплоть до Судного Дня. Они словами, действиями и состояниями представляли Пророка. Кто примет и полюбит их,тот примет и полюбит Пророка. Более того, они были на положении гостей Ислама, гостей мусульман — «Адйаф аль-Ислам»19.
Сподвижники Суффа получали возможность со всех сторон узнать от Пророка религию Аллаха и переживали в сердце то, чему учились. Три понятия «Иман, Ислам, Ихсан», упоминаемых в «хадисе Джибриля»*, воплотились на их живом примере.
________________________________________________________________
*зухд-равнодушие к земным благам.
14Ибн Са,д, IV, 229
15Хилйятуль-аулия, I,212; Ибн Са,д, VII,392
16см.Хаким Нисабури, Мустадрак, III, 471; Ибн Са,д, IV, 289
*тасаввуф-наука состояния (халь), доступная для понимания в переживании, ,духовном опыте,через чувства.
17Бухари. Фард аль-Хумус. Т.4. Ч.6. С.48; Ахмад ибн Ханбал.Муснад. Т.1.С.106,107
18Сура Бакара, 2:273
19Бухари. Рикак. Т.7. С.179; Тирмизи.Сыфат аль-Кыяма. Т.4.С.648
* Имеется в виду случай, когда ангел Джабраил явился к Посланнику Аллаха в человеческом облике и «проэкзаменовал» его в вопросе понимания составляющих религии. Джабраил задавал вопросы, Посланник Аллаха отвечал, и после этого Джабраил подтверждал правильность ответов Пророка. Ответы Пророка были следующими:
«Иман – это вера в Аллаха, Его Ангелов, Его посланников, День Конца света и Суда, предопределение и в то, что все хорошее и плохое от Аллаха. Ислам это Слова Свидетельства, совершение намаза, выплата обязательной милостыни (закят), соблюдение поста в месяц Рамадан, совершение хаджа к Каабе. Ихсан – поклонение Аллаху, словно созерцая Его».
Продолжение следует, инша Аллаh.
Продолжение следует, инша Аллаh.