Часть 3. Хадис о подчинении Пророку, соляллаху алейхи ва саллям, и следовании ему и его наместникам
Вся моя община войдет в Рай, кроме тех, кто отказался. Кто подчинится мне, войдет в Рай, а кто ослушается меня, то попадет в Ад. Данный хадис приводится также в книге «Аль-Джами» (№ 3322)[5].
Пришли ангелы к Посланнику Аллаха, соляллаху алейхи ва саллям, когда он спал. И сказал один из них: «Поистине, этому человеку есть пример, приведите же ему этот пример». Некоторые из них сказали, что он спит[7], но другие ответили: «Это глаза спят, а сердце бодрствует». Тогда сказали ангелы: «Он подобен человеку, который построил дом, а затем пригласил всех на праздник и послал вестника, что сообщит о приглашении. Кто же ответил этому вестнику, то вошел в этот дом и испробовал еды на празднике, а тот, кто не ответил призыву, то не вошел в дом и не попробовал угощения». И они сказали: «Разъясните ему, чтобы он понял». Некоторые [вновь] ответили: «Он спит». Тогда другие произнесли: «Поистине, глаза его спят, а сердце бодрствует». И тогда сказали ангелы: «Дом — это Рай, а призывающий — это Мухаммад. И кто подчинится Мухаммаду, то он подчинится Аллаху, а кто ослушается Мухаммада, то он ослушается Аллаха»[8]. И Мухаммад разделил людей[9].
Тот, кем я послан к вам Аллахом, подобен человеку, что пришел к людям и говорит им: «О люди! Я видел войско [врага] своими собственными глазами, и я — предупреждающий вас. К спасению! К спасению!». Одна группа людей последовала за ним, укрылась в безопасном месте и спаслась. Другая же группа не поверила, и на утро [войско врага] захватило их и полностью уничтожило. И это пример тех, кто подчинился мне и последовал за мной, и пример тех, кто ослушался меня и посчитал ложью то, что я принес.
[1] «Сахих» аль-Бухари, раздел «Китаб аль-Ахкам», глава «Слова Всевышнего Аллаха»: «Подчиняйтесь Аллаху и Посланнику», 2/1058.
[2] Потому что подчинение Посланнику Аллаха, соляллаху алейхи ва саллям, необходимо по повелению Всевышнего Аллаха, и потому, что Пророк, соляллаху алейхи ва саллям, говорит только то, чем доволен Всевышний Аллах.
[3] В те времена арабы не знали что такое имарат (власть, подчинение), и они могли свободно ослушиваться приказов и повелений своих военачальников. Эти слова Посланника Аллаха, соляллаху алейхи ва саллям, указывают на важность подчинения амиру, необходимость следования его приказам, пока это соответствует нормам шариата.
[4]«Сахих» аль-Бухари, раздел «Китаб аль-Ахкам», глава о следовании сунне Пророка Мухаммада, соляллаху алейхи ва саллям, 2/1081.
[5] Джами`уль Усуль ибн аль-Асир.
[6] Там же.
[7] Подразумевается, что нет смысла приводить ему пример, если он спит и не слышит.
[8] Суть этого сравнения в том, что дом — это Рай, а Владыка его — Всевышний Аллах, Мухаммад же послан призывать к этому Раю. Невозможно подчиниться Аллаху и войти в Рай, кроме как через следование за Мухаммадом, соляллаху алейхи ва саллям, и поэтому подчинение Пророку — это подчинение Аллаху.
[9] Те, кто приняли его призыв, являются верующими, которых ждет Рай как награда, те же, кто отверг его призыв — неверные, что будут наказаны вечным Адом.
[10] Существуют разногласия между учеными о том, является этот человек табиином или сподвижником («Аль-Исаба», 1/497).
[11] «Сахих» аль-Бухари, раздел «Китаб ар-Рикак», глава об оставлении грехов, 2/959.
[12] «Сахих» Муслима, раздел «Китаб аль-Фадаиль», глава о его мягкости и т.д., 2/248.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________
Azan.kz