Большинство учёных всегда признавали совершение тавассуля законным действием, и мусульмане следовали их мнению, не сомневаясь в том, что оно опирается на твёрдые доказательства. В этом не было никаких расхождений, поэтому вокруг этого вопроса было мало разговоров. Но появились люди, которые нагло заявили, что тавассуль запретен, а то и вовсе является ширком, начали сеять сомнения относительно его дозволенности и в итоге создали видимое разногласие вокруг этого вопроса.
Внушив себе, что имеют учёную степень, они полезли разбираться в достоверности хадисов, которые являются доводами для тавассуля и в пользу которых учёные уже давно вынесли положительное решение. Одним из таких хадисов является предание о том, как Аиша (да будет доволен ею Аллах) повелела сделать отверстие в могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дабы из-за этого полил дождь. В этой статье будет проведён подробный анализ иснада этого хадиса и приведено доказательство его достоверности, ин шаа Ллах.
Ад-Дарими передал в сборнике «Сунан» следующее:
حَدَّثَنَا أَبُو النُّعْمَانِ، حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ زَيْدٍ، حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ مَالِكٍ النُّكْرِيُّ، حَدَّثَنَا أَبُو الْجَوْزَاءِ أَوْسُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: قُحِطَ أَهْلُ الْمَدِينَةِ قَحْطًا شَدِيدًا، فَشَكَوْا إِلَى عَائِشَةَ فَقَالَتْ: » انْظُرُوا قَبْرَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاجْعَلُوا مِنْهُ كِوًى إِلَى السَّمَاءِ حَتَّى لَا يَكُونَ بَيْنَهُ وَبَيْنَ السَّمَاءِ سَقْفٌ. قَالَ: فَفَعَلُوا، فَمُطِرْنَا مَطَرًا حَتَّى نَبَتَ الْعُشْبُ، وَسَمِنَتِ الْإِبِلُ حَتَّى تَفَتَّقَتْ مِنَ الشَّحْمِ، فَسُمِّيَ عَامَ الْفَتْقِ
«Абу Ну’ман рассказал нам, что Саид бин Зайд рассказал им, что Амр бин Малик ан-Нукрий рассказал им, что Абу аль-Джавзаи Авс бин Абдуллах рассказал им следующее: “Однажды в Медине наступила сильная засуха и люди пожаловались на это Аише (да будет доволен ею Аллах). Она сказала: “Ступайте к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и проделайте над ней небольшие окна, чтобы между ним и небом не было преграды”. Люди так и поступили, и полил такой ливень, что выросла трава, а верблюды потучнели так, что лопались от жира. Тот год прозвали годом “лопания”». (Имам ад-Дарими, «Ас-Сунан», № 93, раздел «То, чем наделил Аллах Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти»)
Те, кто считает этот хадис недостоверным, обвиняют в ненадёжности трёх рассказчиков этого иснада. Далее мы подробно разберём каждого из них.
1. Абу Ну’ман – это Мухаммад бин аль-Фадль, прозванный Аримом. Он является достоверным передатчиком, аль-Бухари передал от него более сотни хадисов в своём «Сахихе», относительно этого нет разногласий. Однако известно, что он запутался в конце жизни. Теперь псевдосалафиты утверждают, что неизвестно, когда был передан этот хадис – до того как он запутался или после. Ведь если неизвестно, когда такой рассказчик передал тот или иной хадис, то он не принимается, согласно правилам науки хадиса.
Это либо невежество, либо ложь псевдосалафитов, так как известно, что после того как Арим помешался, от него не было передано ни одного хадиса!
Ибн Хиббан утверждал, что от него передаются порицаемые хадисы, однако имам аз-Захаби опроверг Ибн Хиббана, доказав, что после того как Арим помешался, от него не было передано ни одного хадиса. Имам аз-Захаби пишет в книге «Мизануль-И’тидаль» (4/8):
وقال الدارقطني: تغير بأخرة، وما ظهر له بعد اختلاطه حديث منكر . وهو ثقة. قلت: فهذا قول حافظ العصر الذي لم يأت بعد النسائي مثله، فأين هذا القول من قول ابن حبان الخساف المتهور في عارم، فقال: اختلط في آخر عمره وتغير حتى كان لا يدرى ما يحدث به، فوقع في حديثه المنا كير الكثيرة، فيجب التنكب عن حديثه فيما رواه المتأخرون، فإذا لم يعلم هذا من هذا ترك الكل، ولا يحتج بشئ منها. قلت: ولم يقدر ابن حبان أن يسوق له حديثاً منكرا،
«Ад-Даракутни сказал: “Он изменился в конце жизни, и после помешательства от него не было передано ни одного отвергаемого хадиса, и он является доверенным передатчиком.
Я скажу: это слова “хранителя века”, подобного которому после ан-Насаи не появился никто. Как же сравнить эти слова со словами Ибн Хиббана, который был опрометчив по отношению к Ариму! Ибн Хиббан сказал: “В конце жизни он запутался, помешался и даже не знал, что говорил. Среди его хадисов было много отвергаемых, и следует сторониться его хадисов в том, что передали поздние учёные. И если невозможно отличить хадисы, переданные до помешательства, от тех, что были переданы после, то необходимо оставить все его хадисы и не опираться ни на один из них”.
Я скажу, что Ибн Хиббан не смог привести ни одного его отвергаемого хадиса».
Раз от Арима после помешательства не передано ни одного хадиса, значит, этот хадис передан до того как он стал путать хадисы, и он считается доводом.
2. Саид бин Зайд – многие учёные посчитали его достоверным передатчиком, однако некоторые учёные утверждали, что он имеет слабую память. К тем, кто посчитал его доверенным передатчиком, относятся Ибн Ма’ин(«Тариху Ибн Маин би риваяти ад-Даври», т. 4, стр. 184), аль-`Иджлий, Сулейман бин Харб, Ибн Са’д (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Тахзибу ат-тахзиб», т. 4, стр. 32-33; Ибн Абу Хатам, «Аль-Джарху ва ттадиль», т. 4, стр. 21).
Имам аль—Бухари сказал о нём в книге «Ат-Тарихуль-кабир»:
وقال مسلم: حدثنا سعيد ابن زيد أَبُو الْحَسَن صدوق حافظ
«Муслим сказал: Саид бин Зайд Абу аль-Хасан пересказывал нам хадисы, он правдивый и помнящий хадисы». («Ат-Тарихуль-кабир», № 1576, т. 3, стр. 472)
Его также посчитал доверенным имам Ахмад, как говорит его сын Абдуллах:
سَأَلت أبي عَن سعيد بن زيد أخي حَمَّاد بن زيد فَقَالَ لَيْسَ بِهِ بَأْس
«Я спросил своего отца о Саиде бин Зайде, брате Хаммада бин Зайда, он ответил: “Он нормальный”». («Аль-‘Иляль ва марифату рриджаль», № 3461, т. 2, стр. 524)
Ибн Адий говорит о нём в книге «Аль-Камиль» (т. 4, стр. 425) следующее:
ولسعيد بْن زيد غير ما ذكرت أحاديث حسان وليس له متن منكر لا يأتي به غيره، وَهو عندي في جملة من ينسب إلى الصدق
«У Саида бин Зайда есть и другие хорошие хадисы, и нет у него отвергаемого хадиса, который не передавал бы другой, он, по моему мнению, относится к правдивым передатчикам».
Также его упомянул имам аз-Захаби в своей книге «Тот, кого обсуждали учёные, но является доверенным» на странице 85. А в предисловии к книге на стр. 27 он пишет, что это те рассказчики, чьи хадисы не спускаются ниже статуса «хороших».
В целом Саид бин Зайд имеет статус صدوق له أوهام то есть статус стоящего доверия передатчика, который иногда путается, как сказал Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Такрибу-т-тахзиб» (№ 2312, стр. 236). А такой статус подтверждает надёжность хадиса, а не делает его слабее, согласно правилам науки хадиса. (Имам ас-Суюти, «Тадрибу ар-Рави», стр. 407)
Можно привести очень много примеров того, как учёные считали хадисы как минимум хорошими, и их передатчики имели подобный статус.
3. Амр бин Малик ан-Нукри – это о нём сказал Ибн Хиббан в книге «Ас-Сикат» (№ 9802, т. 7, стр. 228) следующее:
عَمْرو بْن مَالك النكري كنيته أَبُو مَالك من أهل الْبَصْرَة يروي عَنْ أبي الجوزاء روى عَنْهُ حَمَّاد بْن زيد وجعفر بْن سُلَيْمَان وَابْنه يَحْيَى بْن عَمْرو وَيعْتَبر حَدِيثه من غير رِوَايَة ابْنه عَنْهُ مَاتَ سنة تسع وَعشْرين وَمِائَة
«Амр бин Малик ан-Нукри, его кунья Абу Малик, жил в Басре. Передавал хадисы от Абу аль-Джавзаъ, от него передавал хадисы Хаммад бин Зайд, Джафар бин Сулайман и его сын Яхья бин Амр. Его хадисы принимают, кроме тех, которые передавал от него его сын. Умер в 129 году».
Его назвал доверенным и Ибн Маин в труде «Суаляту Ибн аль-Джунайд» (№ 710, стр. 445).
Имам аз-Захаби говорит о нём:
بَصْرِيٌّ صَدُوقٌ
«Доверенный басриец». (Имам аз-Захаби, «Тарихуль-ислам», т. 8, стр. 194)
Ибн Хаджар аль-Аскаляни говорит в книге «Такрибу т-тахзиб» (№ 5104, стр. 426) о нём:
صدوق له أوهام
«Доверенный, но у него были ошибки».
Как мы сказали выше, такой статус не означает ненадёжности рассказчика. И хадисы таких передатчиков как минимум бывают хорошими. Сам Ибн Хаджар, а также Ибн аль-Мунзир и Ибн Хаджар аль-Хайсами посчитали его хадисы хорошими.
А что касается слов Ибн Адия о том, что он передавал порицаемые хадисы, то Мухаммад Аввама в своём «тахкике» к книге «Аль-Кашиф» имама аз-Захаби разъяснил, что Ибн Адий перепутал Амра бин Малика ан-Нукри с Амром бин Маликом ар-Расиби.
Если кто-то скажет, что это действие является всего лишь мнением Аиши (да будет доволен ею Аллах), то мы скажем, что даже если это её мнение, она известна своими обширными знаниями в Исламе и лучше всяких невежд разбиралась, что есть ширк, а что нет. Также она совершила это действие среди сподвижников, и никто из них не возразил ей.
Стоит также обратить внимание на то, что ад-Дарими передал этот хадис в разделе «То, чем наделил Аллах Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти».
Исходя из всего этого, очевидно, что иснад хадиса как минимум хороший, и этот хадис является доводом. Надо помнить, что это тавассуль посредством могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в которой находится тело лучшего из созданий и Любимца Господа миров, а не просто могилы.
И хвала Аллаху, Господу миров!
darulfikr.ru