Один из способов для увеличения вероятности принятия нашей мольбы (дуа) – это посредничество (тавассуль). Есть много видов и способов посредничества, которые являются узаконенными в Шариате. Можно, обращаясь к Аллаху, попросить Его принять дуа ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или праведника. Также можно обратиться к самому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или праведнику, чтобы они сделали за тебя дуа к Аллаху, так как вероятность принятия их мольбы выше. Например, когда мусульманин говорит: «О такой-то, попроси у Аллаха, чтобы Он простил мои грехи!». И нет разницы в данном случае, жив ли тот, к кому обращаются с просьбой, или же он покинул этот мир, ибо души умерших людей слышат обращение к ним и могут обращаться к Аллаху с мольбами. На это есть достаточно доказательств. Но сейчас хотелось бы рассмотреть другой аспект.
В настоящее время находятся люди, обвиняющие мусульман в многобожии, считая, что обращение или взывание с просьбой о помощи к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или усопшим праведникам является многобожием (ширк). Одним из доказательств того, что это ошибочное понимание, являются известные хадисы о дуа при потере животного или в случае, если человек заблудился в дороге. В этих хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прямо говорит о том, чтобы мусульмане в определённых ситуациях обращались за помощью со следующими словами: «О рабы Аллаха, помогите!», – к тем, кого мы не видим. Приведем ниже тексты хадисов.
Великий хадисовед Абуль-Касим ат-Табарани передал в своём сборнике «аль-Му’джам аль-кабир»:
حدثنا الحسين بن إسحاق التستري، ثنا أحمد بن يحيى الصوفي، ثنا عبد الرحمن بن سهل، حدثني أبي، عن عبد الله بن عيسى، عن زيد بن علي، عن عتبة بن غزوان، عن نبي الله -صلى الله عليه وسلم- قال: ((إذا أضل أحدكم شيئا أو أراد أحدكم عونا وهو بأرض ليس بها أنيس، فليقل: يا عباد الله أغيثوني، يا عباد الله أغيثوني، فإن لله عبادا لا نراهم)). قال الطبراني: وقد جرب ذلك
От Утба ибн Газвана передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если один из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи в пустыне, в которой нет у него спутника, то пусть воззовет: «О рабы Аллаха, помогите мне! О рабы Аллаха, помогите мне!», – так как у Аллаха Всевышнего есть рабы, которых мы не видим». Сказал ат-Табарани: «Это было испробовано»[1].
У этого хадиса есть другая версия, подтверждающая его: хадис от Ибн Аббаса, который передает аль-Баззар в сборнике «Муснад»:
حدثنا موسى بن إسحاق ، قال : نا منجاب بن الحارث ، قال : نا حاتم بن إسماعيل ، عن أسامة بن زيد ، عن أبان بن صالح ، عن مجاهد ، عن ابن عباس رضي الله عنهما ، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : إن لله ملائكة في الأرض سوى الحفظة ، يكتبون ما سقط من ورق الشجر ، فإذا أصاب أحدكم عرجة بأرض فلاة فليناد : أعينوا عباد الله
«Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы, кроме ангелов-хранителей, которые записывают каждый лист, падающий с деревьев. И, если кто-нибудь будет нуждаться в помощи в безлюдной пустыне, пусть воззовет: «Помогите, о рабы Аллаха!»»[2].
Хафиз аль-Байхаки передал в книге «Шу’аб аль-Иман» и «Аль-Адаб» от Ибн Аббаса другую версию:
أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ ، حَدَّثَنَا أَبُو الْعَبَّاسِ هُوَ الأَصَمُّ ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الْمَلِكِ بْنُ عَبْدِ الْحَمِيدِ ، حَدَّثَنَا رَوْحٌ ، حَدَّثَنَا أُسَامَةُ بْنُ زَيْدٍ ، عَنْ أَبَانَ بْنِ صَالِحٍ ، عَنْ مُجَاهِدٍ ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ , قَالَ : » إِنَّ لِلَّهِ مَلائِكَةً فِي الأَرْضِ يَكْتُبُونَ مَا يَقَعُ فِي الأَرْضِ مِنْ وَرَقِ الشَّجَرِ ، فَإِنْ أَصَابَتْ أَحَدًا مِنْكُمْ عَرْجَةً أَوِ احْتَاجَ إِلَى عَوْنٍ بِفَلاةٍ مِنَ الأَرْضِ فَلْيَقُلْ : أَعِينُوا عِبَادَ اللَّهِ رَحِمَكُمُ اللَّهُ ، فَإِنَّهُ يُعَانُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ «
«Воистину, у Аллаха есть ангелы на земле, которые записывают падающие на землю листья деревьев. Если кто-то из вас захромает или будет нуждаться в помощи в безлюдном месте, на земле, пусть скажет: «Помогите мне, о рабы Аллаха, да будет милостив к вам Аллах», – то, воистину, ему помогут, если будет на то воля Аллаха».
Еще одна версия этого хадиса, подтверждающая его, это хадис от Абдуллаха ибн Мас’уда, который передают ат-Табарани, Абу Я’ля в «Муснад» и Ибн ас-Сунни в «Амаль аль-явм ва аль-лейла». Его также привёл имам ан-Навави в книге «аль-Азкар»: «Передал Ибн ас-Сунни от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
عن ابن السني من حديث عبد الله بن مسعود قال: قال رسول الله -صلى الله عليه وسلم-: ((إذا انفلتت دابة أحدكم بأرض فلاة فليناد: يا عباد الله، احبسوا علي، يا عباد الله احبسوا علي؛ فإن لله في الأرض حاضرا سيحبسه عليكم)).
«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите! О рабы Аллаха, задержите!», – ибо, поистине, у Аллаха Всемогущего и Великого есть на земле готовые к этому рабы и они задержат его».
Все эти хадисы означают, что, если у человека сорвётся и убежит верховое животное в безлюдном месте, или же потеряется нечто, или же, если он заблудится в пути и т.п., то он прокричит эту просьбу, которой научил нас Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и тогда рабы Аллаха, находящиеся на земле, будь то люди, джинны или же ангелы, помогут ему. И, таким образом, они задержат для него это верховое животное с позволения Аллаха. Он также разъясняет дозволенность обращения за помощью к творению в той мере, в которой они способны решать нужды.
Мухаммад ибн Али аш-Шавкани (1173-1250 гг.х) после того, как привёл все эти хадисы об обращении за помощью к рабам Аллаха и слова учёных по этой теме, сказал: «В этом хадисе доказательство на дозволенность обращения за помощью (исти’ана) к тому, кого не видят люди из рабов Аллаха – из ангелов и праведных джиннов. И нет в этом ничего плохого, это так же, как дозволено для человека, прибегнуть к помощи посредством сына Адама (т.е. другого человека)»[3].
Хафиз Абдуллах ибн Сыддык аль-Гумари (1328-1413 гг.х) сказал: «В этом хадисе доказательство дозволенности обращения за помощью к творению и просьбы к нему. Однозначно, эта помощь бывает лишь в том, на что он способен и подобает ему. Что касается абсолютной помощи, то это присуще сугубо лишь Аллаху, и этого не просят, кроме как у Него. И это то, что однозначно известно в нашей религии»[4].
По сути, нет никакой разницы между обращением за помощью к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или усопшему праведнику и тем обращением, которое пришло в этих хадисах. Если в первом случае это будет являться многобожием (ширк), то и во втором случае также это действие из хадиса будет являться многобожием. Но ученые Ахлю-Сунна не считают многобожием (ширк) ни то, ни другое.
Во-первых, если даже предположить, что в хадисе есть многобожие (ширк), то этот хадис не мог считаться даже слабым, а считался бы ложным, поскольку, иначе, это означало бы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к совершению ширка, а это абсурд и недопустимо в отношении пророков. И мы не забудем, как один из проповедников сектантов в Египте назвал действие согласно этому хадису многобожием после того, как ему привели сам хадис и его практику имамом Ахмадом.
Во-вторых, если предположить, что все эти хадисы слабые, а действие, упоминаемое в них, является многобожием (ширк), то куда мы денем практику хадиса праведными предшественниками (саляфу-с-салих), учёными?! Заблудшие люди всеми стараниями пытаются обратить внимание на иснад хадиса и обманывать невежд этим приёмом. Но у них остаётся без ответа вопрос – что будет с теми имамами, которые практиковали этот «ширк»?! Приведем ниже несколько примеров.
1. Передал Абдуллах ибн Ахмад, сын имама Ахмада, что он (Ахмад) рассказывал: «Я пять раз ездил на хадж. В одну из поездок, когда я шёл пешком, заблудился и начал говорить: «О рабы Аллаха, укажите нам дорогу!». И продолжал говорить это до тех пор, пока не нашёл дорогу»[5].
2. Имам ат-Табарани (260-360 гг.х) сказал после того как привёл хадис: «Это было испробовано»[6].
3. Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 гг.х) привёл этот хадис в своей книге «Аль-Адаб» и затем сказал: «Это используют праведники из людей знания, потому что они испытали этот метод и убедились в его пользе. И от Аллаха помощь!»[7].
4. Имам, шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг.х) сказал в своей книге «Аль-Азкар» после того, как привёл хадис от Ибн Мас’уда: «Рассказывал нам один из больших шейхов в науке (Мухаммад ибн Абуль-Ясар) такой случай. Однажды убежало его животное. Думаю, что это был мул. Он знал этот хадис и сказал эти слова. И Аллах сразу остановил его. И я (ан-Навави) однажды был вместе с некой группой. И убежало от них животное и не смогли его поймать. И я сказал эти слова, приведённые в хадисе. Животное сразу остановилось на месте без какой-либо причины, кроме этих слов»[8].
5. Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 г. х.) в толковании на «Хиснуль хасин» привёл хадис: «Если от кого-либо убежало животное, то ему следует сказать: «О рабы Аллаха, остановите его»», комментируя, кто такие «рабы Аллаха», сказал: «Под ними имеются в виду ангелы и мусульмане из джиннов и скрытых людей, то есть абдалов. Этот хадис хороший по иснаду. Путешественники нуждаются в нем, и это было испробовано»[9].
6. Хафиз Абдур-Рауф аль-Манави (952-1031 гг.х) сказал, комментируя хадис: «Пусть воззовёт громким голосом: «О рабы Аллаха, держите моё животное!», т.е. не дайте ему убежать. И все это потому, что у Аллаха на земле есть такие творения, как джинны, люди, ангелы, которые всегда рядом с нами и они имеют возможность задержать это животное. Когда человек произносит эти слова искренне, то Аллах осуществляет желание этого раба. И в слово «животное» в этом случае входит и бык, и антилопа, и даже беглый раб и ему подобные»[10].
Итог: Хадис «О рабы Аллаха, помогите!», – практиковали учёные ахлю-Сунна, праведные предшественники, имамы нашей религии. Не всякое взывание о помощи к творению является многобожием. Этот хадис и его практика служат доказательством тому, что обращение с просьбой о помощи к пророкам и праведникам – не является многобожием при условии, что человек убеждён, что всё происходит только лишь по воле Аллаха.
Абдул-Карим аль-Джабали
[1] Абуль-Касим ат-Табарани, «Аль-Му’джам Аль-Кабир», 17/117-118; Каир: Мактабату Ибн Таймийя: 1404/1983.
[2] «Муснад аль-Баззар», 11/181
[3] Аш-Шавкани, «Тухфатуль Закирин», стр. 202; Бейрут: Муассасатуль Кутуби Сакафийя: 1408/1988.
[4] Аль-Гумари, «ар-Радд аль-мухкам аль-мутин», стр. 41
[5] «Масаиль имам Ахмад би рувият ибнуху Абдуллах», стр. 245; Ибн Муфлих, «Аль-Адаб аш-Шар’иййа», 1/457; Бейрут: 1419/1999. Этот случай передал от Имама Ахмада его родной сын Абдуллах. Кроме Ибн Муфлиха его так же передали Ибн Асакир в «Тариху Димашк» (сказав, что иснад достоверный), Аль-Байхаки в «Шу’абуль-Иман» (с хорошим иснадом), Ибн Касир в «Аль-Бидая ван Нихая», Джалалуддин Ас-Суюти в «Аль Хабаик фи Ахбариль Малаик».
[6] Абуль-Касим ат-Табарани, «Аль-Му’джам Аль-Кабир», 17/117-118; Каир: Мактабату Ибн Таймийя: 1404/1983.
[7] Абу Бакр аль-Байхаки, «Аль-Адаб», 1/269 (Хадис-657); Бейрут: Муассасатуль Кутубис Сакъафийя: 1408/1988.
[8] Мухйиддин Ан-Навави, «Аль-Азкар», 1/256; Ар-Рияд: 1417/1997.
[9] «Шарх Хисну Хасин, Аль-Хирз Ас-Самин», стр. 378.
[10] Абдур-Рауф аль-Манави, «Файзул Кадир», 1/307 (501); Бейрут: Даруль Маарифа: 1391/1972.
islamdag.ru