عَن عَليّ رَضِي الله عَنهُ قَالَ:كُنَّا فِى جَنَازَةٍ فِى بَقِيعِ الْغَرْقَدِ ، فَأَتَانَا النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — فَقَعَدَ وَقَعَدْنَا حَوْلَهُ ، وَمَعَهُ مِخْصَرَةٌ فَنَكَّسَ ، فَجَعَلَ يَنْكُتُ بِمِخْصَرَتِهِ ثُمَّ قَالَ: « مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ ، مَا مِنْ نَفْسٍ مَنْفُوسَةٍ إِلاَّ كُتِبَ مَكَانُهَا مِنَ الْجَنَّةِ وَالنَّارِ ، وَإِلاَّ قَدْ كُتِبَ شَقِيَّةً أَوْ سَعِيدَةً » . فَقَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ ، أَفَلاَ نَتَّكِلُ عَلَى كِتَابِنَا وَنَدَعُ الْعَمَلَ ، فَمَنْ كَانَ مِنَّا مِنْ أَهْلِ السَّعَادَةِ فَسَيَصِيرُ إِلَى عَمَلِ أَهْلِ السَّعَادَةِ ، وَأَمَّا مَنْ كَانَ مِنَّا مِنْ أَهْلِ الشَّقَاوَةِ فَسَيَصِيرُ إِلَى عَمَلِ أَهْلِ الشَّقَاوَةِ ؟ قَالَ: « أَمَّا أَهْلُ السَّعَادَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِعَمَلِ السَّعَادَةِ ، وَأَمَّا أَهْلُ الشَّقَاوَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِعَمَلِ الشَّقَاوَةِ » ، ثُمَّ قَرَأَ ﴿ فَأَمَّا مَنْ أَعْطَى وَاتَّقَى وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى ﴾ الآيَةَ .
Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды, когда мы присутствовали на похоронах в Баки’ аль-Гаркад, к нам подошел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), державший в руке небольшую палку. Он сел, опустил голову и стал разбрасывать этой палкой землю, мы же уселись вокруг него, а (через некоторое время) он сказал: “Нет никого среди вас, как нет и вообще ни одной живой души, чье место в Раю или в Аду уже не было бы определено, и определено также, злосчастной она является или счастливой”. Один человек сказал: “О Посланник Аллаха, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам, и не отказаться ли от дел, ведь тот из нас, кто относится к числу счастливых, (все равно) придет к делам счастливым, а относящийся к числу злосчастных (все равно) придет к делам злосчастным?” В ответ на это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных”, после чего прочитал (следующие аяты): “Тому, кто раздает (свое имущество на богоугодные дела) и проявляет богобоязненность, кто верит в наилучшее (в положения Ислама), Мы облегчим путь к легкости (к Раю)”».
Этот хадис передали аль-Бухари (№ 1362) и Муслим (№ 2647).
Имам, шейх уль-ислам Мухйиддин ан-Навави (631–676 гг.х.) пишет в своем толковании на сборник «Сахих» Муслима (16/195):
وفي هذه الأحاديث كلها دلالات ظاهرة لمذهب أهل السنة في إثبات القدر وأن جميع الواقعات بقضاء الله تعالى وقدره خيرها وشرها نفعها وضرها وقد سبق في أول كتاب الإيمان قطعة صالحة من هذا قال الله تعالى لا يسئل عما يفعل وهم يسئلون فهو ملك لله تعالى يفعل ما يشاء ولا اعتراض على المالك في ملكه ولأن الله تعالى لا علة لأفعاله قال الإمام أبو المظفر السمعاني سبيل معرفة هذا الباب التوقيف من الكتاب والسنة دون محض القياس ومجرد العقول فمن عدل عن التوقيف فيه ضل وتاه في بحار الحيرة ولم يبلغ شفاء النفس ولا يصل إلى ما يطمئن به القلب لأن القدر سر من أسرار الله تعالى التي ضربت من دونها الأستار اختص الله به وحجبه عن عقول الخلق ومعارفهم لما علمه من الحكمة وواجبنا أن نقف حيث حد لنا ولا نتجاوزه وقد طوى الله تعالى علم القدر على العالم فلم يعلمه نبي مرسل ولاملك مقرب وقيل إن سر القدر ينكشف لهم إذا دخلوا الجنة ولا ينكشف قبل دخولها والله أعلم وفي هذه الأحاديث النهي عن ترك العمل والاتكال على ما سبق به القدر بل تجب الأعمال والتكاليف التي ورد الشرع بها وكل ميسر لما خلق له لا يقدر على غيره ومن كان من أهل السعادة يسره الله لعمل السعادة ومن كان من أهل الشقاوة يسره الله لعملهم
«Во всех этих хадисах присутствует явное указание на мазхаб Ахлю-Сунна в том, что предопределение есть и что все происходящее случается по решению Аллаха и Его предопределению, добром это является или злом, полезным или вредным. В книге веры уже предшествовал достоверный отрывок из этого. Сказал Аллах: “Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены” — и это владения Аллаха, Он творит, что желает, и никто не может возразить Владыке в Его владениях, и потому что нет причин для Его действий.
Имам Абу-ль-Музаффар ас-Сам’ани: “Способ познания этой главы (т.е. предопределения) — это священные тексты из Корана и Сунны без проведения чистой аналогии и без использования лишь разума. А кто отклонится от священных текстов, то заблудится и потеряется в море растерянности, не исцелит душу и не достигнет того, что успокоит его сердце. Потому что предопределение — это одно из таинств Аллаха, оно скрыто покрывалами и Аллах один знает его, и Он сокрыл его от умов творений и их познания, так как Ему известна мудрость. Мы должны воздержаться у границ, установленных для нас, и не преступать их. Аллах держит в тайне знание о предопределении от мира, о нем не знает ни пророк посланный, ни ангел приближенный. Некоторые сказали, что тайна предопределения откроется для них, когда они войдут в Рай, но не до этого момента. Аллах знает лучше”.
В этих хадисах содержится запрет на бездействие и пассивную самоуспокоенность в предопределенном. Более того, обязательны дела и возложенная ответственность, с которыми пришел Шариат. И каждому будет облегчено то, ради чего он создан, и не способен он совершать иное. Счастливым будет облегчено совершение дел счастливых, а злосчастным будет облегчено совершение дел злосчастных».
darulfikr.ru