В Священном Коране говорится: «Даруйте жёнам от чистой души их махр. А если они по доброй воле откажутся от него, то вкушайте это во благо и в удовольствие» (сура «Ан-Нисаъ», аят 4).
Махр — это подарок, который муж выделяет или, другими словами, дарит своей будущей супруге (только ей, а не семье) при заключении брака.
Махр не является условием никаха, но он так же необходим, как и содержание семьи. Поэтому никах, произведенный без определения махра, считается действительным, но женщина при этом получает право на такое количество махра, какое принято выплачивать в той местности, где совершен никах. Это называется «махру мисли». Ханафиты считают, что никах без махра хотя и действителен, но нежелателен. Кроме того, после заключения брака выплата махра становится ваджибом (должным). Однако согласно предписаниям остальных трех мазхабов, без определения махра никах считается недействительным. Поэтому нужно серьезно отнестись к нему и во время никаха обговорить сумму или вид махра. В наши дни многие семьи и молодые люди ничего не знают о махре, и поэтому акт бракосочетания совершают, не обговаривая количество и вид махра. Выплата махра является фардом.
Сообщается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний), однажды увидел Абд ар-Рахмана, который явился умащенный шафраном (в другой версии хадиса сказано: «…и халюком» (Как сказано в «ан-Нихайа», шафраном и халюком умащались женихи. Халюком называется известное благовоние, преимущественно красного и желтого цветов, изготовленное из смеси шафрана с другими видами благовоний). Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “Что с тобой?” Абд ар-Рахман ответил: “О, Посланник Аллаха! Я женился на женщине (из числа ансаров)”. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “А что ты подарил ей в качестве брачного дара?” Абд ар-Рахман ответил: “Немного золота весом в один нават”. (Ибн аль-Асир в «ан-Нихайа» сказал: «“Наватом” (араб. букв. «косточка плода») называли меру веса, равную пяти дирхемам). Тогда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Да ниспошлет Аллах тебе благословение! Устрой угощение, и заколи хотя бы одного барана». Аль-Бухари (5153) и Муслим (1427).
Шариатом не обозначено определенная сумма махра, которую нельзя переходить. Но в исламе приветствуется, чтоб эта сумма была уменьшена и была небольшой.
Аль-Байхаки (14721) передал, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучший махр – это самый простой (или самый доступный)».
И Пророк (ми рему и благословение Всевышнего) сказал мужчине, который хотел жениться: «Найди (что-нибудь в качестве приданого), даже если это будет железное кольцо» (Бухари, Муслим).
Абу Дауд (2117) передал, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучший брак тот, который легче заключить». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Сказано в «Аун аль-Мабуд»: «Это значит брак, легкий для мужчины в вопросе махра и других делах». Аль-Аляма аш-Шейх аль-Азиз сказал: «Это значит с самым низким махром и самым быстрым принятием предложения».
Ахмад (23957) и Ибн Маджа (4095) передали от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, «Сахих аль-Джами», 2235.
Ат-Тирмизи (1114) передал, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не увеличивайте выкупа за женщин. Если бы выкуп был благословенен в этой жизни и благочестием в загробной, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опередил бы вас в этом и дал бы вам соответствующее указание. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не платил за своих жен, и не брал выкупа за своих дочерей больше, чем двенадцать унций». «Сахих ат-Тирмизи». Одна унция равна сорока дирхемам, а вес одного дирхема – 2.975 гр.
Ибн Маджа (1887) передал, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Давая приданное женщине, не переходите границ, потому как если это было знаком чести и достоинства в этом мире или знаком набожности перед Аллахом, тогда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сделал бы это до вас. Но он не давал ни одной из своих жен и ни одной из своих дочерей больше двенадцати укия. Мужчина может увеличивать сумму приданного, до тех пор, пока не почувствует негодование к ней и скажет: «Ты стоишь мне всех денег, которые у меня есть, и приносишь мне трудности».
Сказал Ас Синди в шархе: ««Не переходите границ» означает, что не следует чрезмерно увеличивать приданое. «Мужчина может увеличивать сумму приданного, до тех пор, пока не почувствует негодования» то есть до тех пор, пока он не начнет ненавидеть невесту, одновременно выплачивая долги из-за большого махра, так как слишком тяжело накопить нужную сумма, а он не подумал об этом». (Хаашийат аль-Синди аля Ибн Мааджа)
Двенадцать укия = 480 дирхамов, то есть примерно 135 серебряных риалов (134,4). Таким был махр дочерей и жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Абу Дауд (2125) и ан-Насааи (3375) передал от Ибн Аббаса, что Али сказал: «Я женился на Фатиме (да будет доволен ей Аллах) и сказал: «О Посланник Аллаха, позволь мне продолжить брак». Он сказал: «Дай ей что-нибудь». Я сказал: «У меня ничего нет». Он сказал: «А где твой щит Хутами(?)?» Я ответил: «Он при мне». Тогда он сказал: «Отдай его ей».
Таков был махр Фатимы, дочери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которая будет лидером женщин в Раю. Это подтверждает тот факт, что в Исламе махр не является самоцелью.
Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар). Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный – по мере своих. Такова обязанность творящих добро» (Сура «Корова», аят 236).
Говорит шейх АбдуРрахмаан Ас-Саади в толковании этого аята: «О мужья! Вы не совершите греха, если разведетесь со своими женами, которых вы не коснулись и которым не установили обязательный брачный дар, даже если подобный поступок разрушит надежды женщины. Утешением для нее в этом случае является подарок, и поэтому вы обязаны одарить их из своего имущества в соответствии со своими возможностями. Богатый должен сделать разведенной жене подарок по мере своих возможностей, а нуждающийся – по мере своих скромных возможностей. Размеры этого подарка зависят от общепринятых обычаев и могут различаться в зависимости от обстоятельств. Такова обязанность добродетельных мужчин, и вы не имеете права дарить разведенным женам меньше того, что они заслуживают. Вы стали причиной того, что у них появилось желание выйти замуж. Вы поселили в их сердцах надежду, но не дали им то, на что они рассчитывали, и поэтому вы обязаны утешить их достойным подарком.Как же прекрасно это Божье предписание! Как же ясно оно свидетельствует о мудрости и милости Законотворца! Чьи законы могут быть лучше законов Аллаха для людей, обладающих твердой убежденностью?!!». (Конец цитаты из тафсира Ас-Саади).
Говорит ибн Касир в толковании этого аята: «Ибн Аббас, Таус, Ибрахим, аль-Хасан аль-Басри сказали: «Прикасание к жёнам здесь означает половое соитие, мужу разрешается развестись с женой до полового совокупления, также дозволяется оставить ей брачный подарок (махр), это будет служить ей утешением, ибо развод может разбить ей сердце. Аллах повелевает мужу оставить ей утешительный подарок в соответствии с его возможностями. Богатому по мере его возможностей, а бедному – по мере его возможностей. Согласно установленным обычаям»».
Учёные разошлись во мнениях по поводу того, что обязателен ли утешительный подарок для каждой разведённой женщины или только для той, которой дали развод до уединения с ней?
Первое мнение гласит, что подарок следует давать любой разведённой женщине из-за общего характера слова Аллаха:«И для разведенных — пользование по обычаю, как должно богобоязненным». (2:241)а также слова Всевышнего Аллаха:«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво». (33:28),таким образом, утешительный подарок обязателен, независимо от того, было ли уединение или его не было. Это мнение Абу аль-Алия, аль-Хасана аль-Басри, а также одно из мнений аш-Шафии.
Второе мнение гласит, что подарок следует давать обязательно, если развод произошёл до совокупления, и подарок был обговорён заранее, исходя из того, что Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво». (33:49)
Шу’ба и другие передают от Саида ибн аль-Мусаййба, что этот аят из суры «Сонмы» (33:49) отменил аят (2:236) из суры «Корова». Аль-Бухари передаёт в своём Сахихе от Сахля ибн Саада и Абу Усайда, что они сообщили: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Амиме бинт Шархабил. Когда он протянул к ней руку, то будто бы ей это не понравилось. Тогда он повелел Усайду приготовить её вещи и подарить ей две голубые одежды». Сахих аль-Бухари 5257
Третье мнение гласит, что обязательно следует давать утешительный подарок разведённой женщине, если с ней не произошло уединения, и при этом приданое (махр) не было обговорено. Ведь если произошла половая близость, то следует выплатить приданое полностью. Если же приданое было обговорено, и при этом произошёл развод до совокупления, то ей положено отдать половину обговорённого приданого. Данный священный аят (2:236) говорит о женщинах, которым дали развод до совокупления, а приданое их не было обговорено, таким образом подарок будет служить им утешением. В аяте речь идёт об обязательности утешительного подарка. Это мнение ибн Умара и Муджахида.
Некоторые учёные считают желательным дарение утешительного подарка всем разведённым женщинам. Это же подразумевается в аяте (33:49). Поэтому Аллах сказал: «И для разведенных пользование по обычаю, как должно богобоязненным». (2:241)
Другие учёные считают, что дарение утешительного подарка является желательным действием во всех случаях развода.
Далее Аллах сказал:(237) А если вы дадите развод раньше, чем прикоснетесь к ним, но уже обусловив для них условие, то им — половина того, что вы обусловили, разве только они извинят и извинит тот, в руке которого брачный союз. А если вы извините, то это — ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собою,- ведь Аллах видит то, что вы делаете!
В этом священном аяте речь не идёт о выдаче утешительного подарка, о котором говорилось в предыдущем аяте (2:236). Этот аят обязывает при разводе до совокупления выплату половины махра, назначенного при брачном договоре. В то время как дарение мут’а(утешительного подарка) является добровольным, о чём говорилось в предыдущем аяте, то выплата половины назначенного махраявляется обязательным минимумом по единогласию всех учёных, исходя из этого аята. Как явствует из аята, если развод происходит до сближения с невестой, для которой уже установлены отступные обязательства, то за ней оставляют половину отступных. Если бы супруги уже вели совместную жизнь в качестве мужа и жены, томахр принадлежал бы жене полностью и при разводе сполна остался бы за ней. А поскольку, они еще не жили вместе, ей причитается половина. По меньшей мере три известных правоведа считают, что даже если совокупления не произошло до развода, махр полностью полагается разведённой жене. Так считал аш-Шафии в своих ранних трудах.
Подобные сообщения передают от праведных халифов.
Слово Аллаха: «Если только они не простят»,– если женщина простит всё, на что имеет право от мужа. В таком случае муж ничего ей не должен.
Ас-Судди передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:«Если только они не простят»– если простит и откажется от своих прав женщина до этого бывшая замужем, не являющаяся девственницей.
Имам Абу Мухаммад ибн Аби Хатим (да смилуется над ним Аллах) сказал, что такого же мнения придерживаются: Шурайх, Саид ибн аль-Мусаййиб, Икрима, Муджахид, аш-Шааби, аль-Хасан, Нафи, Катада, Джабир ибн Зайд, Ата аль-Хурасани, ад-Даххак, аз-Зухри, Мукатиль ибн Хаййан, ибн Сирин, ар-Раби ибн Анас и ас-Судди.
Ибн Абу Хатим передаёт, что Амр ибн Шуайб передал от своего деда о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Муж – обладатель брачного договора». Этот же хадис передал ибн Мардувайх, и это мнение предпочёл ибн Джарир.
Хадис свидетельствует о том, что все узы брака в руках у мужа, ибо он имеет полномочие заключить брак, а также расторгнуть его.Однако он не может распоряжаться имуществом или махром жены или дарить его кому-либо.
islam-risalyat.ru