Пророк Мухаммад ﷺ многим своим сподвижникам давал краткую характеристику или прозвище. Под этими прозвищами они потом становились известны среди людей. В какой-то степени это было чертой их характера, реноме, отличительным признаком. Зачастую эта черта передавалась одним словом или ёмкой фразой. Абу Бакр ас-Сиддик («Правдивейший»), ‘Умар аль-Фарук («Разделяющий»), Хамза Асадуллах («Лев Аллаха»), Абу Убайда Амин («Доверенный»), Зубайр аль-Хаварию («Помощник»).
Своему зятю Абу аль-‘Асу ибн Раби‘ (да будет доволен им Аллах) Посланник Всевышнего ﷺ дал следующее определение: «Он сказал мне правду и сдержал слово». Правдивость и верность – вот что выделяло Абу аль-‘Аса как личность и исторического персонажа.
Но при каких обстоятельствах он получил такую высокую оценку от Пророка ﷺ? Что мы знаем о малоизвестном зяте Пророка ﷺ и какие уроки можем извлечь из его жизни?
Племянник и зять
Звали Абу аль-‘Аса так же, как и первенца Пророка ﷺ – Касим. Но это не единственное сходство между ними – их объединял общий предок Абдуманаф. Более близкая родственная связь у Абу аль-‘Аса была с супругой Пророка ﷺ Хадиджей (да будет доволен ею Аллах), которой он приходился племянником. Его мать Халят и Хадиджа были сёстрами.
Именно Хадиджа впоследствии способствовала его женитьбе на их с Пророком ﷺ дочери Зайнаб (да будет доволен ею Аллах). Семья Абу аль-‘Аса и Зайнаб подарила Пророку ﷺ двух внуков – Али и Умаму. Эта та самая Умама, которую удерживал на своей спине Пророк ﷺ во время молитвы.
Брак между Абу аль-‘Асом и Зайнаб был счастливым и выдержал много испытаний, в том числе идеологические противоречия между супругами. После прихода Ислама Зайнаб одной из первой последовала за своим отцом (приняла Ислам), но её мужа среди первых мусульман не оказалось.
Он, как и большинство курайшитов, оставался в заблуждении. Наверняка Зайнаб пыталась повлиять на своего мужа, найти наставнический ключ к его сердцу, но тщетно. Всё это продолжалось до сражения при Бадре, где произошла их разлука, на этот раз не только идеологическая, но и физическая.
День разделения
Другим названием сражения при Бадре является Явм аль-Фуркан – День разделения. Военные события, произошедшие у колодцев Бадра, разделили исламскую историю на до и после, став окончательным водоразделом между двумя антагонистическими мировоззрениями – исламским и языческим.
Победа мусульман в этой битве означала больше, чем просто победу. Она продемонстрировала мощь мусульман, с которой мекканцам пришлось считаться. Абу аль-‘Ас был на стороне язычников, и ему наряду с другими курайшитами пришлось смириться с горечью поражения.
Впрочем, большей удачей для него было и то, что он не оказался среди убитых, а был взят в плен. День разделения разлучил Абу аль-‘Аса с его супругой, но ненадолго. Для его выкупа Зайнаб отправляет одно из самых ценных для неё украшений – ожерелье, которое было свадебным подарком от её матери Хадиджи. Прекрасно понимая, чей этот подарок, Пророк ﷺ, увидев знакомое ему ожерелье, сжалился над дочерью и сказал сподвижникам: «Если вы считаете возможным освободить её (относящегося к Зайнаб) пленника и вернуть ей имущество, то сделайте это».
Сподвижники, нисколько не колеблясь в решении, выполнили пожелание Пророка ﷺ. Но при этом с Абу аль-‘Аса было взято слово немедленно отправить Зайнаб в Медину. Абу аль-‘Ас остался верен данному слову и по возвращении в Мекку отправил Зайнаб к её отцу. Вот тут-то и произнёс Пророк ﷺ знаменитую фразу о Абу аль-‘Асе: «Он сказал мне правду и сдержал слово».
Новая страница жизни
С тех событий прошло около шести лет. Такой долгой была разлука Абу аль-‘Аса с Зайнаб. Он всё ещё оставался верен «религии своих предков», как ошибочно выражались в те годы мекканцы. Но в одночасье всё в его жизни поменялось.
Возвращаясь из Шама из очередной торговой поездки, караван Абу аль-‘Аса наткнулся на отряд мусульман. Абу аль-‘Асу удалось сбежать, а караван стал добычей мусульман. Но вместо вполне логичного возвращения в Мекку Абу аль-‘Ас поступил совершенно неожиданно – он отправился в логово своего врага – в Медину.
Да, он рисковал собственной жизнью, но был готов пойти на эту жертву ради высоких целей. В тот момент и по жизни он руководствовался такими понятиями, как честь, достоинство, благородство. На нём лежал груз ответственности за имущество курайшитов, которое он обязался доставить в Мекку. В его представлении не попытаться вернуть это имущество означало изменить самому себе.
Вначале Абу аль-‘Ас никем незамеченный проник в Медину, а затем – в дом своей жены Зайнаб, которая взяла его под своё покровительство. Узнав об этом, Пророк ﷺ сказал своим сподвижникам: «Если вы совершите добро и вернёте его имущество, то этого и мы желаем. Но если вы откажетесь, то имеете на это право, поскольку это трофей, дарованный вам Всевышним».
Сподвижники сказали Пророку ﷺ, что готовы вернуть Абу аль-‘Асу его имущество, но при этом предложили ему другой вариант: «Ты обладаешь авторитетом среди курайшитов и являешься зятем Пророка ﷺ. Почему бы тебе не принять Ислам? В таком случае ты сможешь завладеть этим имуществом мекканцев и остаться у нас в Медине». Ответ Абу аль-‘Аса был таким же, каким был он сам: «Как же плохо то, к чему вы меня склоняете. Вы предлагаете мне начать страницу в новой вере с вероломства?»
Прибыв в Мекку, Абу аль-‘Ас вернул имущество его владельцам и заявил: «О курайшиты! Осталось ли что-либо из вашего имущества у меня?» «Нет, да воздаст тебе Аллах благом. Ты верный и благородный человек», – ответили мекканцы.
Тогда он сказал: «Раз я чист перед вами, то свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад ﷺ – Его Посланник. Клянусь Аллахом, меня остановило от принятия Ислама у Мухаммада ﷺ в Медине лишь одно обстоятельство – боязнь, что вы скажете, будто я решил завладеть вашим имуществом. А теперь, когда я чист перед вами, я принял Ислам».
Затем Абу аль-‘Ас совершил хиджру в Медину и, наконец-то, воссоединился со своей супругой Зайнаб. Они жили счастливо, но недолго. Не прошло и года, как скончалась Зайнаб, а спустя несколько лет, во времена правления халифа Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), скончался и Абу аль-‘Ас.
Жизнь коротка, но благородство не имеет границ. Это точно про Абу аль-‘Аса ибн Раби’…
Центр исторических исследований «Врата истории»
islamdag.ru