2024/1/18 ЧЕЛОВЕК СЛОВА. АБУ АЛЬ-'АС ИБН РАБИ' - Пророк Мухаммад
Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Пророк Мухаммад  многим своим сподвижникам давал краткую характеристику или прозвище. Под этими прозвищами они потом становились известны среди людей. В какой-то степени это было чертой их характера, реноме, отличительным признаком. Зачастую эта черта передавалась одним словом или ёмкой фразой. Абу Бакр ас-Сиддик («Правдивейший»), ‘Умар аль-Фарук («Разделяющий»), Хамза Асадуллах («Лев Аллаха»), Абу Убайда Амин («Доверенный»), Зубайр аль-Хаварию («Помощник»).

Своему зятю Абу аль-‘Асу ибн Раби‘ (да будет доволен им Аллах) Посланник Всевышнего  дал следующее определение: «Он сказал мне правду и сдержал слово». Правдивость и верность – вот что выделяло Абу аль-‘Аса как личность и исторического персонажа.

Но при каких обстоятельствах он получил такую высокую оценку от Пророка ? Что мы знаем о малоизвестном зяте Пророка  и какие уроки можем извлечь из его жизни?

 

Племянник и зять

Звали Абу аль-‘Аса так же, как и первенца Пророка  – Касим. Но это не единственное сходство между ними – их объединял общий предок Абдуманаф. Более близкая родственная связь у Абу аль-‘Аса была с супругой Пророка  Хадиджей (да будет доволен ею Аллах), которой он приходился племянником. Его мать Халят и Хадиджа были сёстрами.

Именно Хадиджа впоследствии способствовала его женитьбе на их с Пророком  дочери Зайнаб (да будет доволен ею Аллах). Семья Абу аль-‘Аса и Зайнаб подарила Пророку  двух внуков – Али и Умаму. Эта та самая Умама, которую удерживал на своей спине Пророк  во время молитвы.

Брак между Абу аль-‘Асом и Зайнаб был счастливым и выдержал много испытаний, в том числе идеологические противоречия между супругами. После прихода Ислама Зайнаб одной из первой последовала за своим отцом (приняла Ислам), но её мужа среди первых мусульман не оказалось.

Он, как и большинство курайшитов, оставался в заблуждении. Наверняка Зайнаб пыталась повлиять на своего мужа, найти наставнический ключ к его сердцу, но тщетно. Всё это продолжалось до сражения при Бадре, где произошла их разлука, на этот раз не только идеологическая, но и физическая.

 

День разделения

Другим названием сражения при Бадре является Явм аль-Фуркан – День разделения. Военные события, произошедшие у колодцев Бадра, разделили исламскую историю на до и после, став окончательным водоразделом между двумя антагонистическими мировоззрениями – исламским и языческим.

Победа мусульман в этой битве означала больше, чем просто победу. Она продемонстрировала мощь мусульман, с которой мекканцам пришлось считаться. Абу аль-‘Ас был на стороне язычников, и ему наряду с другими курайшитами пришлось смириться с горечью поражения.

Впрочем, большей удачей для него было и то, что он не оказался среди убитых, а был взят в плен. День разделения разлучил Абу аль-‘Аса с его супругой, но ненадолго. Для его выкупа Зайнаб отправляет одно из самых ценных для неё украшений – ожерелье, которое было свадебным подарком от её матери Хадиджи. Прекрасно понимая, чей этот подарок, Пророк , увидев знакомое ему ожерелье, сжалился над дочерью и сказал сподвижникам: «Если вы считаете возможным освободить её (относящегося к Зайнаб) пленника и вернуть ей имущество, то сделайте это».

Сподвижники, нисколько не колеблясь в решении, выполнили пожелание Пророка . Но при этом с Абу аль-‘Аса было взято слово немедленно отправить Зайнаб в Медину. Абу аль-‘Ас остался верен данному слову и по возвращении в Мекку отправил Зайнаб к её отцу. Вот тут-то и произнёс Пророк  знаменитую фразу о Абу аль-‘Асе: «Он сказал мне правду и сдержал слово».

 

Новая страница жизни

С тех событий прошло около шести лет. Такой долгой была разлука Абу аль-‘Аса с Зайнаб. Он всё ещё оставался верен «религии своих предков», как ошибочно выражались в те годы мекканцы. Но в одночасье всё в его жизни поменялось.

Возвращаясь из Шама из очередной торговой поездки, караван Абу аль-‘Аса наткнулся на отряд мусульман. Абу аль-‘Асу удалось сбежать, а караван стал добычей мусульман. Но вместо вполне логичного возвращения в Мекку Абу аль-‘Ас поступил совершенно неожиданно – он отправился в логово своего врага – в Медину.

Да, он рисковал собственной жизнью, но был готов пойти на эту жертву ради высоких целей. В тот момент и по жизни он руководствовался такими понятиями, как честь, достоинство, благородство. На нём лежал груз ответственности за имущество курайшитов, которое он обязался доставить в Мекку. В его представлении не попытаться вернуть это имущество означало изменить самому себе.

Вначале Абу аль-‘Ас никем незамеченный проник в Медину, а затем – в дом своей жены Зайнаб, которая взяла его под своё покровительство. Узнав об этом, Пророк  сказал своим сподвижникам: «Если вы совершите добро и вернёте его имущество, то этого и мы желаем. Но если вы откажетесь, то имеете на это право, поскольку это трофей, дарованный вам Всевышним».

Сподвижники сказали Пророку , что готовы вернуть Абу аль-‘Асу его имущество, но при этом предложили ему другой вариант: «Ты обладаешь авторитетом среди курайшитов и являешься зятем Пророка . Почему бы тебе не принять Ислам? В таком случае ты сможешь завладеть этим имуществом мекканцев и остаться у нас в Медине». Ответ Абу аль-‘Аса был таким же, каким был он сам: «Как же плохо то, к чему вы меня склоняете. Вы предлагаете мне начать страницу в новой вере с вероломства?»

Прибыв в Мекку, Абу аль-‘Ас вернул имущество его владельцам и заявил: «О курайшиты! Осталось ли что-либо из вашего имущества у меня?» «Нет, да воздаст тебе Аллах благом. Ты верный и благородный человек», – ответили мекканцы.

Тогда он сказал: «Раз я чист перед вами, то свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад  – Его Посланник. Клянусь Аллахом, меня остановило от принятия Ислама у Мухаммада  в Медине лишь одно обстоятельство – боязнь, что вы скажете, будто я решил завладеть вашим имуществом. А теперь, когда я чист перед вами, я принял Ислам».

Затем Абу аль-‘Ас совершил хиджру в Медину и, наконец-то, воссоединился со своей супругой Зайнаб. Они жили счастливо, но недолго. Не прошло и года, как скончалась Зайнаб, а спустя несколько лет, во времена правления халифа Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), скончался и Абу аль-‘Ас.

Жизнь коротка, но благородство не имеет границ. Это точно про Абу аль-‘Аса ибн Раби’…

Центр исторических исследований «Врата истории»
islamdag.ru

от admin

Добавить комментарий