Всевышний Аллах создал нас и предписал искренне поклоняться Ему. Господь указал своим рабам быть искренними и во всех остальных делах и повелел, чтобы наши явные и скрытые действия соответствовали друг другу.
Если человек говорит то, во что сам не верит, и поступает в зависимости от ситуации, учитывая только личный интерес, то такое поведение называется лицемерием. Для рабов Всевышнего это недопустимо. От этого строго предостерегал своих последователей и Пророк Мухаммад ﷺ.
Лицемерие во всех его разновидностях считается в нашей религии одним из самых порицаемых пороков. Однако самым страшным его видом является лицемерие в вере. Оно представляет собой внешнее благочестие без внутренней веры и богобоязненности. Такое поведение раба является обманом своего Господина, который создал его только для поклонения Ему.
От ‘Имрана бин Хусайна (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَيْكُمْ بَعْدِي كُلُّ مُنَافِقٍ عَلِيمِ اللِّسَانِ
«Поистине, больше всего я опасаюсь для вас после себя всяких красноречивых лицемеров». (Табарани, «Аль-му‘джам аль-Кабир», 593)
В многочисленных аятах Священного Корана лицемерие упоминается как худшее качество человека, уводящее его от веры и приводящее в преисподнюю. Поэтому лицемерие противоестественно для верующего человека и религии.
Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ призывают нас к искренности во всём. Всё, что человек совершил неискренне, не ради своего Господа, не принесёт ему пользы в Судный день. Деяния и поступки, совершённые ради каких-то целей, а не для Всевышнего, будут вредить человеку на том свете. Ведь в Судный день всё тайное, как бы оно тщательно ни было скрыто, станет явным, и каждый понесёт ответ именно за те намерения, которые он имел, но скрывал от окружающих.
Всех, кто якобы совершал поклонения и благодеяния, но имел плохие намерения, Всевышний в Судный день выведет на чистую воду, и всё, что он скрывал от людей, станет явным. Это будет очень горькое сожаление для них.
Тогда лицемеры поймут, что невозможно обманывать Аллаха. Ведь Он знает всё, что мы скрываем, то, что в душе каждого из нас. Обманывать Того, кто в курсе абсолютно всего, что происходило, происходит и будет происходить во всей Вселенной, согласитесь, глупо и крайне невыгодно.
Кто в Исламе считается лицемером?
С точки зрения Ислама лицемером в вере (мунафиком) считается человек, который уверовал вслух, но в душе не верит во Всевышнего, в Его Посланника ﷺ и во всё, с чем он пришёл. Это высшая форма лицемерия, которая навечно ввергает человека в геенну Ада.
Однако есть категории лицемеров, которые уверовали во всё это, но в поклонении и в других деяниях не проявляют искренности, а делают всё это только ради мирских интересов.
В хадисах Пророка ﷺ сообщается о признаках лицемера. Исходя из них, лицемером можно считать всех, кто предаёт, лжёт, обманывает, нарушает обещание и уклоняется от истины.
От ‘Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا ، وَمَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّى يَدَعَهَا : إِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ ، وَإِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا عَاهَدَ غَدَرَ ، وَإِذَا خَاصَمَ فَجَرَ
«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а в том, кому присуще одно из них, будет присутствовать признак лицемерия, пока он не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, когда договаривается; преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». (Бухари, 34; Муслим, 58)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) также передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
آيَةُ المُنَافِقِ ثَلاَثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает (своё обещание); а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, 33; Муслим, 59; Тирмизи, 2631)
В другой версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Пророк ﷺ также сказал:
وإنْ صَامَ وَصَلَّى وَزَعَمَ أنَّهُ مُسْلِمٌ
«… даже если он соблюдает пост, совершает намаз и утверждает, что он – мусульманин».
Большинство учёных сходятся в том, что все черты характера, перечисленные в этих хадисах, свойственны лицемерам, и те, у кого имеются такие черты, схожи с ними. Таких людей тоже назвали лицемерами (мунафиками) в целях предостережения, исходя из большой вероятности того, что они могут стать таковыми.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Приведённый хадис вызывает множество вопросов у учёных, потому что эти черты свойственны и настоящему мусульманину, чья вера не вызывает сомнений. Алимы пришли к единому мнению, что тот, кто принимает Ислам сердцем и признаёт это устами, не будет считаться человеком, пребывающим в неверии, мунафиком, тем, кто останется в Аду навечно, даже если ему присущи упомянутые черты».
Человек, которому присущи вышеперечисленные признаки, является лицемером не потому, что он проявляет приверженность Исламу, скрывая неверие. Совершая такие поступки, он окажется лицемером по отношению к человеку, который пострадал от него, но не лицемером, остающимся навечно в Аду, то есть неверующим лицемером.
Пророк ﷺ не подразумевал, что тот, кому свойственны упомянутые черты, является неверным лицемером, навечно остающимся в Аду. Его утверждение, что такой человек является настоящим лицемером, означает, что он очень похож на неверующего лицемера.
Если же человек откажется от этих признаков лицемерия и не будет совершать эти скверные грехи, Посланник Аллаха ﷺ пообещает ему обретение Рая. Поэтому каждый из нас должен прилагать все свои усилия, чтобы избавиться от этих скверных черт характера.
От ‘Убады ибн Ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اضْمَنُوا لي سِتّاً مِنْ أنْفُسِكُمْ أضْمَنُ لَكُمُ الجَنّة أصْدُقُوا إذا حَدَّثْتُمْ وأوْفُوا إذا وَعَدْتُم وأدُّوا إذا ائْتُمِنْتُمْ واحفَظُوا فُرُوجَكُمْ وَغُضُّوا أبْصارَكُمْ وَكُفُّوا أيْدِيَكُمْ
«Поручитесь мне за шесть вещей, и я поручусь, что вы войдёте в Рай: говорите правду, когда будете что-то рассказывать; сдерживайте данное вами обещание; возвращайте отданное вам на хранение; охраняйте свои половые органы от прелюбодеяния; опускайте свои взоры, когда видите запретное; удерживайте свои руки от совершения запретного». (Ибн Хиббан, 271; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 4464)
Как избавиться от признаков лицемерия?
Совершать все эти хорошие дела, обладать благородными качествами и отдаляться от скверных деяний обязан каждый мусульманин. Одним из методов, способствующих укреплению имана и отдалению от презренных качеств, является мольба к Всевышнему с просьбой облагородить наши нравы и даровать нам искренность в поклонениях.
От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся мольба, с которой Посланник Аллаха ﷺ обращался к Аллаху:
وَاهْدِنِي لأَحْسَنِ الأَخْلاَقِ، لاَ يَهْدِي لأَحْسَنِهَا إِلاّ أَنْتَ ، وَاصْرِفْ عَنِّي سَيِّئَهَا ، لاَ يَصْرِفُ عَنِّي سَيِّئَهَا إِلاّ أَنْتَ
«Ва-хдини ли ахсаниль-ахляки, ля яхди ли-ахсаниха илля анта, васриф ‘анни саййиаха, ля ясрифу саййиаха илля анта»
«И укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибо никто кроме Тебя не укажет пути к наилучшим из них, и избавь меня от дурных нравственных качеств, ибо никто кроме Тебя не отведёт от меня дурного». (Муслим, 771)
Посещение благих мест, пребывание в хорошем обществе (в мечети, мажлисах алимов и т. п.), дружба с благочестивыми людьми (праведниками, ищущими знаний), занятие поиском знаний и благодеяниями, избегание плохих собраний и людей помогают человеку укрепить свой иман и отдалиться от лицемерия.
islamdag.ru