В ряду имен великих сахаба имя Абдуллы Ибн Масуда, довольночасто упоминается наряду с известными имена Абдуллы ибн Омара, Абдуллы ибн Аббаса и других.
«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.
Предлагаем вниманию читателей главы из этой книги
Хазрати Ибн Масуд (да будет доволен им Аллаh) долгое время жил вместе с семьей в нищете. Несколько лет его семья существовала за счет средств от продажи изделий, изготавливаемых вручную супругой Ибн Масуда. И только в последние годы в семье появился достаток. А после кончины Ибн Масуда его наследникам достался огромный дом с большим земельным участком и целое состояние в общей сумме 90 тысяч золотом. Богатству и накоплению добра Ибн Масуд не придавал никакого значения. Он любил делать пожертвования нуждающимся. У него не было стремления накапливать деньги. Известно также, что он не проявлял особого желания получить на руки жалование за два года своей работы. Хазрати Осман лично несколько раз попытался вразумить его забрать причитающееся жалованье, однако Ибн Масуд не пошел на это и эти деньги были переданы его наследникам только после его кончины. Сумма эта составила 15 тысяч дирхемов. (Фатих аль-Бадам)
Ибн Масуд преклонялся перед Пророком Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а когда слышал его благородное имя, из его глаз текли слезы. (Ниязкар Калхафат)
Сам он был весьма образован, обладал превосходными способностями хифза, мастерски рассказывал хадисы и что особенно важно, стремился передавать их в точности так, как слышал их из благородных уст Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а также требовал это от своих шакирдов. Он был очень внимателен к хадисам, старался закрепить их в своей памяти, так как всю свою жизнь он являлся неизменным участником меджлисов Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Им было передано 848 хадисов.
Говоря о роли Ибн Масуда, следует подчеркнуть и то обстоятельство, что один из четырех великих имамов, коим является Абу Ханифа обучался у шакирдов Ибн Масуда, а также у их учеников и последователей. Потому то в дошедших до нас популярных книгах хадисов, даже в том случае, когда не указывается имя автора, как человека передавшего эти хадисы, то все они написаны благодаря Ибн Масуду.
В ряду имен великих сахаба имя Абдуллы Ибн Масуда, довольно часто упоминается наряду с известными имена Абдуллы ибн Омара, Абдуллы ибн Аббаса и других.
Хазрати Абдулла Ибн Масуд (радыйАллаху анху) скончался в Медине на 32 год по хиджре в возрасте шестидесяти лет.
Приведем несколько крылатых выражений Ибн Масуда (да будет доволен им Аллаh) : «Дороже тот, кто способен совершать благодеяния, а не тот, кто умеет красиво говорить», «Мудрец не будет вещать, основываясь лишь на свои познания, а будет учитывать в своих высказываниях мысли и понимание о сути предмета и окружающих», «Должно усваивать науки при удобном случае, когда эти знания понадобятся, ведь может получиться так, что такого удобного случая или возможности не представится», «Если великие люди горят желанием распространять знания среди своих соплеменников, то будущее данной нации обнадеживает. Если же в головах отцов нации напрочь отсутствуют благородные идеи и мысли, то пробуждение этой нации и становление ее на путь познания займет очень много времени», «Прегрешения сводят на нет благость знаний и несут несчастье», «Только глупец способен рассказывать все, что услышал. Нельзя восхвалять или осуждать человека, не познакомившись с ним близко», «Для того чтобы быть достойным недостаточно только соблюдать религиозные ритуалы. Человек с чистым сердцем примечает все недозволенное», «Если уменьшается число надежных людей и возрастает доля тех, кто за счет религии стремится обогатиться, то у этой нации будет много раздоров и фитны», «Здравомыслящему человеку, который является участником меджлиса, не столь важно восседает ли он на почетном месте или где-то в сторонке».
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today