Четвертый праведный халиф мусульман Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллаh)
Али ибн Абу Талиб ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн Хишам ибн ‘Абду Манаф ибн Кусайю приходится двоюродным братом Пророку ﷺ.
Он получил прозвище (кунью) Абу Тураб, а по имени старшего сына его звали Абуль Хасаном.
‘Али (да будет доволен им Аллах) родился в Мекке за десять лет до посланнической миссии Мухаммада ﷺ и воспитывался под опекой Пророка ﷺ.
У отца ‘Али Абу Талиба была большая семья. Когда в Мекке начался голод, Мухаммад ﷺ попросил своего дядю ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) пойти вместе к Абу Талибу и предложить ему отдать к ним на попечение по одному из его сыновей.
Так он хотел облегчить Абу Талибу содержание детей в то трудное время.
‘Аббас (р.а) охотно согласился с предложением Мухаммада ﷺ.
Они вместе отправились к Абу Талибу и предложили ему свою помощь.
‘Аббас взял к себе Джа‘фара, а Мухаммад ﷺ взял ‘Али, и он всё своё детство прожил в доме Посланника Аллаха ﷺ.
Когда началась пророческая миссия Мухаммада ﷺ, десятилетний ‘Али (р.а) первым из детей уверовал в него.
По различным цепочкам рассказчиков передаётся, что когда Посланник Аллаха ﷺ призвал курейшитов к Исламу и они отказались принять его призыв, он решил, что ни от кого не получит помощи.
Тогда ‘Али ибн Абу Талиб с воодушевлением воскликнул:
أنا يا نبيَّ الله أكون وزيرك عليه
«Я, о Пророк Аллаха, буду твоим помощником»
(Тафсир ат-Табари)
‘Али ибн Абу Талиб прославился своей смелостью, храбростью и отвагой.
Больше всего это доказывает его поступок в ночь, когда Посланник Аллаха ﷺ отправился в хиджру.
Он остался в доме Пророка ﷺ, подвергая свою жизнь большой опасности.
‘Али (р.а) переоделся в одежду Пророка ﷺ и лёг в его постель, зная, что в эту ночь язычники договорились напасть на Мухаммада ﷺ и убить его.
Выполнив своё задание и вернув хозяевам все вещи, отданные к Пророку ﷺ на хранение (аль-вади’а), ‘Али отправился вслед за ним в Медину.
‘Али (р.а) хотел жениться на Фатиме (да будет доволен ею Аллах), но он стыдился своей бедности и боялся свататься к ней.
Но когда ‘Али (р.а) услышал, что кто-то другой собирается присвататься к ней, он все-таки решился и пришёл к Пророку ﷺ.
Он вошёл к Посланнику Аллаха ﷺ с намерением засватать Фатиму (р.а) и сел перед ним, но ничего не смог сказать из-за благоговейного страха перед ним.
Пророк ﷺ спросил у него о цели его визита и о его нужде. ‘Али (р.а) опять промолчал.
Тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Ты, наверное, пришёл свататься к Фатиме (р.а)?». Он ответил: «Да».
Тогда Пророк ﷺ спросил, есть ли у него что-либо для выплаты махара.
Он ответил, что у него нет ничего. «А что ты сделал с кольчугой, которую я тебе дал?», – спросил опять Пророк ﷺ. ‘Али (р.а) ответил: «Кольчуга у меня, но она рваная и не стоит даже четырёх дирхемов».
Тогда Пророк ﷺ сказал: «Поистине, я выдал её за тебя…»
Посланник Аллаха ﷺ выдал за ‘Али (р.а) свою дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах) во втором году хиджры.
У них родились сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин, который умер маленьким ребёнком. Также у них родились дочери Зайнаб и Умм Кульсум.
وَعَنْ عَلِيٍّ رضي الله عنه قَالَ:
لَوْ كَانَ الدِّينُ بِالرَّأْيِ لَكَانَ أَسْفَلُ الْخُفِّ أَوْلَى بِالْمَسْحِ مِنْ أَعْلَاهُ وَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَمْسَحُ عَلَى ظَاهِرِ خُفَّيْهِ.
أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ
Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Если бы религия основывалась на умозаключениях, то обтирать нижнюю часть кожаных носков было бы логичнее, чем верхнюю, но я видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обтирал верхнюю часть кожаных носков».
Хадис передал Абу Давуд с хорошим иснадом.
وَعَنْ عَلِيٍّ رضي الله عنه قَالَ:
سَمِعْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ:
«لَا تُغَالُوا فِي الْكَفَنِ، فَإِنَّهُ يُسْلَبُ سَرِيعًا». رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не излишествуйте при выборе савана, ведь очень скоро он все равно сгниет».
Абу Давуд.
وَعَنْ جَابِرٍ رضي الله عنه أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم نَحَرَ ثَلَاثًا وَسِتِّينَ، وَأَمَرَ عَلِيًّا أَنْ يَذْبَحَ الْبَاقِيَ … الْحَدِيثَ.
رَوَاهُ مُسْلِمٌ
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, (во время прощального хаджа) (из 100 верблюдов предназначенных им для Курбана) своими руками заколол шестьдесят три (63) верблюда. Заколоть остальных верблюдов он поручил ‘Али (р.а).
Муслим
10 сподвижников, передавших наибольшее количество хадисов
Известно, что сподвижников, передавших свыше тысячи хадисов — семь:
1 — Абу Хурайра (р.а) — мухаддис Ислама, который несмотря на то, что принял Ислам всего за три года до смерти пророка ﷺ , передал 5374 хадиса!
Из них аль-Бухари и Муслим привели от него 326 хадисов в своих Сахихах.
2 — Абдуллах ибн Умар (р.а) — сын Умара ибн аль-Хаттаба (р.а), передал 2630 хадисов.
3 — Анас ибн Малик (р.а) передал 2286 хадисов.
4 — Аиша дочь Абу Бакра (р.а) и жена пророка ﷺ, передала 2210 хадисов.
5 — Абдуллах ибн Аббас (р.а) передал 1660 хадисов.
6 — Джабир ибн Абдуллах (р.а) передал 1540 хадисов.
7 — Абу Са’ид аль-Худри (р.а) передал 1170 хадисов.
После них больше всего передали хадисов, численность которых не доходит до тысячи:
1 — Абдуллах ибн Мас’уд (р.а) передавший 848 хадисов.
2 — Абдуллах ибн Амр ибн аль-Асс (р.а), передавший 700 хадисов.
3 — Али ибн Аби Талиб (р.а), передавший 537 хадисов.
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллаh) входит в десятку сподвижников, которые передали самое большое количество хадисов. Все эти сахабы были учеными, мухаддисами. Самым знающим среди них был Али (да будет доволен им Аллаh).
Ночь переселения (хижрат) и ночь самопожертвования
В ночь покушения Ангел Джабраил (мир ему) сообщил Пророку ﷺ о коварном замысле (язычников), и Посланник Аллаха ﷺ покинул дом так, что враги, выжидающие в засаде, не заметили его светлость.
Это является знамением и чудом Пророка ﷺ.
Но существует и другая версия, что Посланник Аллаха ﷺ ещё до наступления ночи покинул дом.
По приказу Всевышнего, Пророк ﷺ оставил Али (р.а) в доме, сам же тайно ночью отправился в путь.
Эта ночь, в которую язычники пытались совершить покушение на Пророка Аллаха ﷺ, названа в истории «Лайлатуль-Мабит».
Дома в Мекке в то время не имели высоких стен, что позволяло издалека увидеть происходящее внутри.
Поэтому Посланник Аллаха ﷺ оставил на своём месте Али (р.а), чтобы язычники видели, что кто-то в доме есть.
По их мнению, это мог быть только Муҳаммад ﷺ.
Они, ворвавшись в дом, на месте Пророка Аллаха ﷺ застали Али (р.а) и были вынуждены организовать погоню…
Но Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) был уже далеко…
Существует предание, что, когда Посланник Аллаха ﷺ сказал Али (р.а):
«Сегодня ты должен спать на моём месте», он только спросил: «Если я останусь на вашем месте, вы будете в безопасности?» Пророк Аллаха ﷺ ответил утвердительно.
Али ﴾р.а﴿ ничего более не спросил, только улыбнулся, радуясь тому, что совершает дело, угодное Аллаху.
В Коран кариме сказано:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ
Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха, и Аллах сострадателен к рабам. (Сура Бакара, 207-й аят).
Али ﴾р.а﴿ жертвовал своей жизнью, когда решил остаться на месте Пророка ﷺ, ведь люди ворвавшиеся в комнату Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) могли в темноте сразу же убить, и даже не спросить кто там лежит.
Посланник Аллаха ﷺ хорошо знал, что за ним будет устроена погоня, поэтому направился не в Ясриб, а совершенно в противоположную сторону в направлении пещеры Сур, тем самым сбив с толку язычников.