Девяностое прекрасное имя Аллаха: «Аль-Ма́ни‘» — означает «Лишающий». Также в переводе на русский язык означает: «Удерживающий», «Запрещающий», «Ограждающий». «Аль- Ма́ни‘» — это Тот, Кто устанавливает запреты и лишает, чтобы испытать или защитить от плохого. В священном Коране сказано:
«Если бы Аллах увеличил удел [всем] Своим рабам [без разбору], они впали бы в ослушание на земле. Но он ниспосылает [дары] по мере Своего желания. Воистину, о Своих рабах Он — сведущий, знающий. (42:27).
Несомненно, человек любит жить в достатке и комфорте, надеясь, что это будет продолжаться если не всегда, то как можно дольше. Однако, одним людям обильный удел идет на благо, а других развращает и растлевает. Одни люди пользуются данным Аллахом богатством, умножая этим добрые дела, а другие пользуются богатством впадая в грех и открывая себе дорогу в Ад.
Такие люди, обретя богатство, будучи добрыми внутри, тем не менее, не справляются с богатством и возможностями, которые действуют на них оглушительно. Нравственные приоритеты и ориентиры сильно сбиваются. Шайтан умножает в таких людях жадность до еще большего обогащения и внушает страх потерять позиции. В итоге, деньги, богатство проявляют лик древнего идола и человек забывает про намаз, свысока смотрит на бытие людей не богатых, в него вкрадывается высокомерие, алчность, жесткость и жестокость. Если человек не безнадежен и внутренне добрый, благостный, то в качестве не наказания, но защиты Всевышний Аллах может лишить его всего, что он имел, ограждая его от попадания в Ад. Ввергнутый в бедность, такой человек трезвеет и возвращается к самому себе изначальному, становясь способным осознать свои грехи и работать над их искуплением.
В другом случае, Всевышний Аллах подвергает людей лишениям в качестве испытания и наказания. В священном Коране сказано:
«Воистину, твой Господь – словно в засаде. Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!». Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Мой Господь подверг меня унижению». Вовсе нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство и страстно любите богатство. Но ведь следует [вести себя] не так!». (89:14-21).
Всевышний сурово напоминает людям, что неправильно используемое богатство наносит колоссальный урон человеку. Богатство тлен, и оно носит ситуативный характер, касающийся жизни на земле, являясь инструментом не только награды, но и испытания. В этом контексте, богатство – иллюзия, которое исчезнет вместе с дуньей и которое нельзя взять с собой. Все деньги, все активы, гос. заказы, долгосрочные контракты, акции, вложения в золото, драгоценные металлы, движимое и недвижимое имущество – все это останется в этом мире, а человек пришедший голым, покинет этот мир голым. Но что он может в действительности взять с собой – это результаты его благих и добрых дел. Тогда, оказавшись перед своим Господом, такой человек может с удивлением обнаружить, что доброе отношение к матери, когда-то поданная от чистого сердца милостыня и оказанная однажды бескорыстно помощь – единственное, что является его истинным активом. Но еще больше получат от Аллаха те, кто правильно выставил приоритеты и не смотря на лишения и ограничения в своей жизни неуклонно следует духовному пути, поклоняясь Всевышнему Аллаху, не преступая в как в изобилии, так и в лишениях. Такие люди помнят, что, как сказано в Коране:
«Никто не прекратит милости, которую дарует Аллах людям, а то, что Аллах удерживает, никто не может даровать, помимо Него, ибо Он — великий, мудрый». (35:2).
— Устанавливающий определённые запреты;
— Тот, от повелений Которого зависит порядок во вселенной;
— Не дающий тому, кому не хочет дать, чтобы испытать его или чтобы удержать, защитить его от плохого;
— Лишающий даров одних и избавляет от испытаний других;
— Помогающий верующим и Защищающий их.
Девяностое первое прекрасное имя Аллаха: «Ад-Дарр» означает — «Причиняющий вред». Также в переводе на русский язык это имя означает: «Каратель», «Разрушитель», «Лишающий Своих благ». «Ад-Дарр» — это Тот, Кто является творцом любого вреда и, призывая человека к вере, использует устрашающие, тяжелые методы воздействия, включающие покарание и разрушение. В священном Коране сказано:
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие». (39:38).
Данный аят ясно указывает на ничтожность «сил», к которым человек пытается прибегнуть за помощью и защитой помимо Аллаха. В этом случае Всевышний может проявить свое прекрасное имя «Ад-Дарр», сокрушая человека, разрушая конструкции языческих убеждений и предлагая человеку осознать, где истина, а где ложь.
Нанесение человеку вреда в этом случае бывает необходимо не ради самого вреда, ведь «Ад-Дарр» — это прекрасное имя Аллаха, и оно прекрасно тем, что в основе реализует корректировку, следствием которой становится благо. Оно проявляется в страшном для человека виде, но лишь тогда, когда увещевания исчерпаны либо не приводят к результату.
Некоторые ученные рекомендуют упоминать прекрасное имя Аллаха «Ад-Дарр» с другим прекрасным именем Аллаха – «Ан-Нафи‘», что означает «Благоволящий, Приносящий пользу». Они считают, что при употреблении в отдельности такие Имена могут указывать на недостаток. В то время как упоминаемые вместе, они открывают полную картину, указывая на то, что по Своей мудрости Всевышний может использовать разные методы для установления порядка и гармонии, включая противоположные друг другу.
— Тот, Кто с целью установления порядка применяет коррекцию насильственного характера;
— Тот, без Чьего разрешения никто не в состоянии вредить кому-либо;
— Стирающий государства и народы с лица земли, насылающий эпидемии и стихийные бедствия на грешников;
— Творец любого вреда в этой и вечной жизни;
azan.kz