Глава 14. Права и преимущества жены: 35 хадис
عَنْ مُعَاوِيةَ القُشَيْرِي رَضِ أللَّهُ عَنْهُ:أَتَيْتُ رَسُلَ أللَّهِ صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلم:قَالَ فَقُلْتُ: ما تَقُولُ في نِساَئنا؟ قَالَ: أطعِمُوْ هُنَّ مِمَّا تأكُلُونَ واكسُو هُنَّ مِمَّا تَكْسُونَ و لا تضربو هُنَّ ولا تقبِّحوهُنَّ. رَوَاهُ أبو داود والنَّسائيُّ
Муавия аль-Кушайри (радыАллаху анху) передает: «Я пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил: «Что ты скажешь относительно (прав) наших жен?» Он ответил: «Кормите их тем же, что вы сами едите, одевайте их так же (в одежду такого же качества), что вы сами одеваете, не бейте их и не оскорбляйте их»» (Абу Дауд, 2137 и Насаи, 2057, оценивается как хасан).
Существует множество версий этого хадиса, которые передаются во многих сборниках с небольшими различиями (в формулировках). В данном хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) напоминает сподвижнику Муавии аль-Кушайри – и в его лице всем мужьям – некоторые советы относительно обращения с женами.
Во-первых, в отношении финансового обеспечения (еды, одежды и жилья) мужу не следует быть жадным, предоставляя жене минимальное обеспечение, наоборот, ему следует быть щедрым, выделяя деньги на семью без скупости, но и без чрезмерности.
Размер обеспечения зависит от его личных возможностей и общих стандартов местности, где они живут. Ему следует обеспечивать жену необходимым питанием, одеждой и жильем, исходя из обычаев людей того круга, к которому они принадлежат. Также ему следует давать жене средства на необходимые расходы, если это необходимо.
«Возмутительно, что некоторые из вас бьют своих жен так, как бьют рабов, а ночью ложатся с ними в постель» (Бухари). В другом месте он сказал: «Не бейте рабынь Аллаха (своих жен) …» (Абу Дауд и другие).
Хотя Ислам дозволяет слегка «шлепнуть» свою жену, это дозволяется в чрезвычайных обстоятельствах, и истинный дух Ислам состоит в том, что мужу не следует поднимать руку на жену даже в таком случае. В хадисе говорится, что, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел сподвижникам: ««Не бейте рабынь Аллаха (своих жен) …», Умар (радыАллаху анху) пришел к нему и сказал: «Наши жены стали дерзкими и ведут себя оскорбительно с нами». Так что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал разрешение слегка побивать их. После этого много женщин пришло к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) с жалобами на своих мужей, так что он (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
Третье и последнее, мужу следует избегать любых форм словесного насилия. Сюда относятся словесные оскорбления и задевание чувств жены, такие как насмешки, проклятия, сквернословие, постоянные упреки и ссоры. Верующий должен удерживать свой язык во всякое время, но более всего в присутствии своей супруги. Один благочестивый ученый однажды сказал:
«За пятьдесят пять лет нашего брака я ни разу не говорил с женой резким тоном!»
Пусть Аллах поможет нам следовать его примеру. Амин.
Глава 15. Права и привилегии мужа: 36 хадис
عَنْ أبِي هُرَييرَة رَضِ أللَّهُ عَنْهُ عنِ ألَّنَبيِ صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلم قَاَلَ: لوْ كنت آمرًا أحدًا أَن يسجد لِأحدٍ لَأمرتُ المَرأَةَ أن تسجدَ لِزَوجِها. رَوَاهُ الترمِذِيُّو وأبو داوُد والنَّسائيُّ وإبنُ ماجة واللَّفظُ ِللترمِذِيُّو
Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если бы мог приказать кому-то сделать земной поклон перед другим (человеком), то я бы велел женщине поклониться ее мужу» (Тирмизи, 1159, Абу Дауд, 2133, Ибн Маджа, 1853. Формулировка Тирмизи).
Комментарий:
Муж также имеет много прав и привилегий в Исламе, и самое главное его право заключается в том, что он он считается главой (амиром) дома, и, как следствие, его жена должна слушаться и почитать его. В любом земном деле, в котором участвует более одного человека, пока участники не выберут себе начальника, сохраняется риск конфликта. Поэтому исламское учение советует выбрать начальника даже на время путешествия, чтобы оно проходило в согласии и порядке. Это еще более важно во время брака, поскольку это путешествие длиной в целую жизнь, которое включает в себя сложные человеческие взаимоотношения.
Это вовсе не означает, что муж – это хозяин, а жена – не более, чем рабыня. Всевышний Аллах использует здесь слово «кывам» в противоположность «царю» или «господину». Кывам означает того, кто заботится, руководит всеми делами и берет на себя ответственность: если возникает какая-то проблема, муж, посоветовавшись с другими членами семьи, принимает окончательное решение. Муж назван амиром в том смысле, что он управляет делами семьи, однако, отношения между супругами должны строиться на дружбе и взаимном доверии, поскольку Аллах сказал:
Если обе стороны будут выполнять те роли, которые им назначил их Создатель, есть надежда, что семейный союз будет благословенным и гармоничным.
В хадисе содержится важное сообщение. Жене следует почитать мужа как главу семьи, и поэтому она должна уважать и слушаться его. Для нее муж должен быть самым любимым и уважаемым человеком после Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям). Совершать земной поклон не дозволено ни перед кем, кроме Аллаха, однако, в хадисе таким образом подчеркивается наивысшая степень уважения, которую жена должна испытывать к мужу.
Уважение подразумевает, что жене следует принимать решения мужа, даже если она не согласна с ними, хотя она имеет право высказать свое собственное мнение. Это означает, что жена прислушивается к мнению мужа и относится к нему как к умному взрослому, а не как к безответственному ребенку. Уважение порождает послушание мужу во всех семейных вопросах, если только его мнение не противоречит повелениям Аллаха и не нарушает ее собственные права. В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: