Глава 13. Простота свадебного торжества: 31 хадис
عن أنس (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) قال: أقام النبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) بين خيبر والمدينة ثلاثا يُبنى عليه بصفيَّة بنت حُيي، فدعوت المسلمين الي وليمته، فما كان فيها من خبزٍ ولا لحم، أُمر بلانطاع فألقي فيها من والاقط والسمن فكانت وليمته، فقال المسلمون: إحدى أُمَّهات المؤمنين أؤ مِمَّا ملكت يمينه؟ فقالوا: إنْ حجبها فهي من أُمَّهات المؤمنين وإنْ لم يحجها فهي ممَّا ملكت يمينه، فلمَّا ارتحل وطَّى لها خلفه ومدَّ الحجاب بينها وبين النبي. رواه البخاري ومسلم
Анас ибн Малик (радыАллаху анху) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) расположился лагерем между Хайбаром и Мединой, когда он взял в жены Сафийю бинт Хуайй (радыАллаху анха). Я приглашал мусульман на его свадьбу. На ней не было ни хлеба, ни мяса. На землю постелили кусок кожи, на котором было немного фиников, сушеное кислое молоко и оливковое масло. Такой была его валима. Мусульмане говорили (между собой): «Это его жена, мать верующих или его рабыня?». И далее они решили: «Если он покроет ее (от чужих людей), это одна из матерей верующих, если же нет, то это его рабыня». Когда они собрались в путь, он (саллаллаху алейхи ва саллям) посадил ее позади себя и покрыл ее (от чужих людей) (тем самым показав, что это его жена)» (Бухари, 4797 и Муслим, 1365, формулировка Бухари).
История женитьбы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на Сафийе бинт Хуай (радыАллаху анха) является прекрасным примером простой и непритязательной свадьбы. Сафийя была дочерью Хуайя ибн Ахтаба, предводителя иудейского племени Бану Назир – которое было изгнано из Медины в 4 году по хиджре после покушения на Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Во время битве при Хайбаре, где мусульмане одержали победу, Сафийя была захвачена в плен. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) даровал ей свободу, а затем женился на ней. Последующая за этим свадьба была организована очень просто. Как передается в другом хадисе у Муслима, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мусульманам: «У кого есть что-то из еды, приносите с собой». Люди принесли сыр, финики, оливковое масло и немного сладостей – такой была свадьба Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)!
«Самый благословенный брак – тот, который заключается как можно проще» (Байхакы).
Вовсе нет нужды приглашать огромное количество людей на свадьбу – для чего многие люди входят в долги и даже берут кредиты, и все это делается только чтобы произвести впечатление, а то и просто из страха «что скажут люди». Подобные тенденции заслуживают порицания.
Более того, когда затраты и хлопоты, связанные со свадьбой, возрастают, семья переживает стресс и беспокойство. Сколько семей проводят массу времени, обсуждая
Глава 14. Права и преимущества жены: 32 хадис
عن ابي هريرة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) قال: قال رسول الله (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم): أكمل المؤمنين إيماناً احسنهم خلقًا، وخياركم خياركم لنسائهم خلقاً. رواه التِّرمزي وابن ماجة
Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Среди верующих самой совершенной верой обладает тот, у кого самый лучший нрав. И самый лучший нрав у того, кто лучше всех относится к своим женам» (Тирмизи, 1162, Ибн Маджа, 1978 – формулировка Тирмизи, оценивается как сахих).
Комментарий:
«И обращайтесь с ними (женами) хорошо…» (4: 19).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в этом хадисе поясняет, что, если мужчина хочет усовершенствовать свою веру, ему следует проявлять благой нрав по отношению ко всем людям, особенно к своим женам, ибо всякое благо начинается с семьи. Весьма порицаемо, если человек хорошо ведет себя с посторонними людьми, при этом плохо обращаясь со своими домашними. В другой версии данного хадиса Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
Тем самым он показывал людям, что это не только слова, но он подкреплял их собственным примером.
Мужчина должен помнить, что женщина много трудится для семьи, поэтому не следует быть слишком требовательным к ней. Она тратит много сил, готовя, убирая, заботясь о детях и выполняя иные дела по дому, так что муж должен облегчать ей этот труд по мере возможности. В хадисе, переданном у Тирмизи, Абу Дауда и других Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
Эти слова подтверждают, что муж не может требовать от жены обслуживать его родителей и других родственников, хотя женщина заслуживает большой награды, если решит делать это добровольно.
Кроме хорошего обращения, другие права жены включают в себя: материальное обеспечение (нафака), приданое (махр), сексуальные отношения, возможность получать знания по религии и – в случае, если муж имеет нескольких жен – равное и справедливое отношение к ним. Кроме того, опорная точка любого брака – это любовь, взаимопонимание и доверие между супругами.
Глава 14. Права и преимущества жены: 33 хадис
عن أبي هريرة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّ النبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) قال: امرأة كالضِّلع إنْ أقمتها كسرتها وإنِ استمتعت بها استمتتعت بها وفيها عوج . رواه البخاري ومسلم
Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Женщина подобна ребру (его кривизне). Если вы захотите выпрямить ее, вы сломаете ее. Если же вы хотите получать удовольствие (от жизни с ней), то принимай ее вместе с ее кривизной» (Бухари, 4889 и Муслим, 1468).
Комментарий:
Как говорится в хадисе, мужчине следует осознать, что женщина устроена иначе, чем он, в частности, она более эмоциональна и чувствительна. С точки зрения мужчины (но не само по себе) ее чувствительная природа делает ее несколько «изогнутой», «кривой», но именно это делает ее женщиной, привлекательной для мужчины – поскольку ребро прекрасно своей кривизной и исполняет свою функцию, будучи именно таким. Кроме того, мужу следует осознавать, что будет плохо для него самого, если он захочет «выпрямить» это ребро, желая, чтобы жена стала такой же, как он сам. Это негативным образом скажется на его браке.
«Я наставляю вас обращаться с женами хорошо, ибо они созданы из ребра. Самая кривая часть ребра – его верхняя часть. Если вы попытаетесь выпрямить ее, вы ее сломаете, если вы оставите его таким, как есть, оно останется кривым. Так что я наставляю вас, обращайтесь с женами хорошо» (Бухари, 4890).