В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ изрёк:
إِذَا تَشَهَّدَ أَحَدُكُمْ فَلْيَسْتَعِذْ بِاللهِ مِنْ أرْبَعٍ ، يقول:
«Пусть каждый из вас, прочитав ташаххуд, обратится к Аллаху за защитой от четырёх вещей и скажет:
اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ ، وَمِنْ عَذَابِ القَبْرِ ، وَمِنْ فِتْنَةِ المَحْيَا وَالْمَمَاتِ ، وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ المَسِيحِ الدَّجَّالِ
«Аллаhумма, инни а’уҙу бика мин ‘аҙаби джаhаннама, ва мин ‘азаби-ль-ḱабри, ва мин фитнати-ль-маẍйа валь-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масиẍи-д-даджжали».
Смысл: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мук Ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Даджаля (Антихриста)» (привёл имам Муслим)
В другой версии этого хадиса, которую приводит имам аль-Бухари, сообщается о следующей мольбе, читаемой Пророком ﷺ:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ القَبْرِ، وَمِنْ عَذَابِ النَّارِ، وَمِنْ فِتْنَةِ المَحْيَا وَالمَمَاتِ، وَمِنْ فِتْنَةِ المَسِيحِ الدَّجَّالِ
«Аллаhумма, инни а’уҙу бика мин ‘азаби-ль-ḱабри, ва мин‘аҙаби-н-нари, ва мин фитнати-ль-маẍйа валь-мамати ва мин фитнати-ль-масиẍи-д-даджжали».
Смысл «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе для защиты от мучений могилы, от мук огня, от искушения жизни и смерти и от искушения Даджаля (Антихриста)».
Следовательно, нам следует просить защиты от четырёх бед:
1) наказания адским огнём,
2) мучения в могиле,
3) искушения жизни и смерти,
4) искушения Даджаля (Антихриста).
Наказания адским огнём
О наказании в Аду, которое уготовано для грешников и нечестивцев, сообщается в Священном Коране. Поэтому мы просим Господа защитить нас от совершения греховных дел и помыслов, приводящих к адскому огню, просим дать возможность творить лишь благое, доброе, дабы обрести милость Аллаха и Его покровительство.
Мучения в могиле
На счёт могильных мук Пророк ﷺ изрёк: «Прибегайте к защите Аллаха от мучений могилы, ибо, поистине, мучения могилы — истина!» (ат-Табарани). Могила для умершего бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведного освещается и расширяется настолько, насколько охватывает взор. Могила неверующего и грешного становится мрачной и тесной. Это всё человеческий глаз не может видеть, ибо это относится к потустороннему миру. Кара неверным бывает постоянной, а для грешных мусульман муки заканчиваются через определённое время.
Искушения жизни и смерти
Мирская жизнь – обитель испытаний и искушений, через которые придётся пройти каждому. Пройти нужно достойно, выражая довольство Господом и всецело уповая на Него при любых жизненных ситуациях, и приятных, и неприятных. К примеру, если человек оказался в какой-то неприятной ситуации и это вызывает у него определённое беспокойство, то в этом случае он является рабом своего эго (нафса). А если же для него нет разницы, в какой из ситуаций он оказался (приятной или неприятной), то он будет настоящим рабом своего Господа. Поэтому нужно просить Всевышнего уберечь нас от искушений мирской жизни, сохранить в нас чувства истинного раба Божьего.
Искушением смерти являются ухищрения сатаны, который пытается сбить человека с пути Истины, и наибольшую активность проявляет в предсмертный миг, ибо от того, в каком состоянии человек перейдёт в мир иной, зависит его судьба в вечной жизни. Пророк ﷺ изрёк «Тот, чьи последние слова перед смертью будут «Ля иляха илля Ллах», войдёт в Рай» (ат-Тирмизи, аль-Хаким). Праведные люди очень беспокоятся об этом ответственном моменте всю свою жизнь, и нам также нужно позаботиться об этом, прося Господа уберечь нас от искушений смерти.
Искушения Даджаля
Самой большой смутой на земле – будет смута Даджаля. Об этом предупреждали все посланники Божьи, в том числе и последний из них – Пророк Мухаммад ﷺ, который сказал: «Не было такого пророка, который не предостерегал бы свою общину от (этого) кривого лжеца. Поистине, он будет кривым на один глаз, тогда как ваш Господь, поистине, кривым не является, и меж глаз его будет написано «кяфир» («неверный»)» (имам аль-Бухари)
В хадисах говорится, что Даджаль будет искушать людей верить в него, обещая богатый урожай и т. д. Его обещания будут сбываться, и одни пойдут за ним. Другие же не последуют, однако скот их, которому он прикажет, последует за ним. По его приказу золото и драгоценности будут выходить из земли. Он разрубит человека на две части так, что между половинками его тела будет расстояние. А затем по его приказу тот оживёт и, смеясь, подойдёт к нему. Даджаль будет обладать двумя реками. Одна – огненная, а другая – прохладная. Однако истинная суть их будет противоположной, с виду огненная окажется прохладной, а с виду прохладная – огнём. Он будет перемещаться подобно облакам на небе, движимых ветром.
Пророк ﷺ также изрёк: «Пусть тот, кто услышит о (том, что появился) Даджаль, бежит от него, ибо, клянусь Аллахом, придёт к нему человек, считая себя правоверным, а затем последует за ним, после тех искушений, которые он ему покажет» (имамы Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким).
Давайте же будем усердствовать в этой мольбе, как учил нас Посланник Божий ﷺ, обратимся за защитой Творцу всех миров, к Создателю всего сущего, дабы сохранить себя в этом мире и в мире вечном.
islam.ru