36. Умм Саляма Хинд бинт Умайя, да будет доволен ею Аллах. Часть 5
«Эти люди считали, что он совершил преступление, и повелели ему раскаяться. Он раскаялся. И когда он стал подобен белоснежному одеянию, чистому от каких-либо загрязнений, они его убили»[1].
Когда Аиша, да будет доволен ею Аллах, вознамерилась отправиться в Басру вместе с Тальхой аз-Зубейром, Умм Саляма отправила ей письмо с предостережением и напоминанием о её статусе и о том, как ей следует вести себя в этой ситуации. Она написала, что ей (Аише) следует оставаться дома, поскольку супругам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не подобает вовлекаться в такие распри, призывала её вернуться обратно в Медину. Когда письмо дошло до Аиши, она приняла наставление Умм Салямы и в ответном письме тактично объяснила, что выезжает только для сохранения мира между конфликтующими сторонами.
Имам Аз-Захаби пишет в своей книге «Сияр аʼлям ан-Нубаля»:
«Когда весть об убийстве Хуссейна дошла до Умм Салямы, она была сильно потрясена и впала в глубокую тоску. И спустя некоторое время она скончалась».
Некоторые ученые считали, что Умм Саляма прожила около девяноста лет и умерла самой последней из всех Матерей правоверных[2]. Другие ученые писали, к моменту смерти ей было восемьдесят четыре года, и случилось это в 61 году после Хиджры[3].
Заупокойную молитву над Матерью правоверных Умм Салямой возглавил Абу Хурайра ас-Сахр, да будет доволен ими Всевышний Аллах.
Её достоинства
Умм Саляма обладала множеством достоинств: она была из числа тех мусульман, которые переселялись дважды в сложный для верующих период становления Ислама – в Абиссинию и в Медину, заслужив тем самым невероятную награду от Аллаха; она была из самых первых мусульман, последовавших за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и переживших много трудностей и испытаний на пути Аллаха; по Воле Аллаха она принимала участие в различных битвах мусульман и пожертвовала всем, что имела, ради своей религии; она заслужила почетное звание Муджахидун (мученицы на пути Аллаха); она сопровождала Пророка, мир ему и благословения Аллаха, в битвах Аль-Мурайсиʼ и Хайбар, в завоевании Мекки, осаждении Таʼиф, а также в сражениях с Сакын и Хавазин и в Прощальном паломничестве, которое Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил в десятом году по Хиджре; значительной была её роль и в разрешении ситуации, сложившейся в День заключения Худайбийского соглашения.
«Мужчины сражаются на пути Аллаха, а женщины – нет, не поэтому ли нам (женщинам) полагается лишь половина наследства?». И в ответ на это Всевышний Аллах ниспослал Пророку аят:
«Не желайте того, в чём Аллах дал одним из вас преимущество над другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели…»[5] (Св. Коран, Сура ан-Ниса, аят 32).
«О люди! Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду.»» (Священный Коран, Сура аль-Ахзаб, аят 35)»[6].
[1] Умар Рида Кахала, Аʼлям ан-Ниса, 5/224-225
[2] Аз-Захаби, Сияр аʼлям ан-Нубаля, 2/202
[5] Аль-Хаким, Мустадрак, 2/305-306
[6] Ахмад, 6/301-305
[7] Муслим, Фадаиль ас-Сахаба, 16/7-8, хадис № 2451