УСМАН БИН АФФАН (да будет доволен им Аллаh)
Человек, которого стеснялись даже ангелы.
Великий сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему), один из тех, кто при жизни был обрадован счастливой вестью о Рае, третий праведный халиф мусульман; «обладатель двух сияний» («зинурайн»), который в разные периоды был женат на двух дочерях Пророка Мухаммада (мир ему) человек чистой души и крепкой Веры.
Это всё — об Усмане бин Аффане (да будет доволен им Аллах).
Ислам в жизни Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)
Полное имя — Усман бин Аффан бин Абдуль-Ас бин Умайа бин Абду-Шамс бин Абдуль-Маннаф бин Хусай бин Киляб аль Амавийа аль Курайш.
Он происходил из уважаемого и состоятельного рода Амавий (Омеядов), представители которого традиционно участвовали в общественном устройстве Мекки, занимали управляющие и распорядительные посты.
Род Амавий поначалу не принял пророчество Мухаммада (мир ему).
Только один их представитель — Усман бин Аффан (р.а) — последовал за Учением Единобожия сразу, как о нём узнал.
Родственники в штыки восприняли такое решение.
Усману (р.а) пришлось вытерпеть от них серьёзные притеснения.
Однако, перед его непреклонностью родня, в конце концов, отступила.
Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) — один из первых преподавателей Корана
Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) относился к малочисленной группе грамотных мекканцев. Став мусульманином, он удостоился чести записывать за Пророком Мухаммадом (мир ему) ниспосылаемые аяты и суры Священного Корана. Таким образом, уже при жизни Посланника Аллаха (мир ему) Усман (р.а) выучил наизусть весь Священный Коран и всю жизнь любил его читать.
Кроме этого, Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) остался в истории Ислама как один из первых преподавателей Корана.
Он обучал людей Таджвиду (правилам чтения Корана), которому научился у Пророка (мир ему).
Имя Усмана (р.а) ещё теснее связалось с Кораном в период, когда он был халифом. Тогда, по инициативе именитых сахабов, было завершено сведение отдельных записей с кораническим текстом в единую книгу. В итоге, собранный в то время «мусхаф Усмана» мусульмане всей планеты читают и заучивают по сей день.
Характер
Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) успешно занимался торговлей, был состоятельным и уважаемым человеком. Однако, это нисколько не испортило его характера. Всю жизнь его отличали терпеливость, щедрость и редкая скромность.
Передаётся, что Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) смущался, даже когда один переодевался в комнате.
В общении с людьми был мягок, говорил всегда негромко.
КАК ВЫБИРАЛИ ХАЛИФОМ УСМАНА, да будет доволен им Аллах?
Совет из шестерых сподвижников, которых назначил Умар (р.а), собрался в одном из домов, чтобы начать совещания по этому вопросу.
Ими были:
1. Тальха бин Убайлуллах (р.а)
2. Зубайр бин Аввам (р.а)
3. Абдуррахман бин Ауф (р.а)
4. Саад бин Аби Ваккас (р.а)
5. Али ибн Абу Талиб (р.а)
6. Усман бин Аффан (р.а).
Все эти шесть человек уже при жизни были обрадованы раем. Были из числа ашараи мубашшара.
Тальха (р.а) встал возле двери, чтобы не впускать в дом посторонних людей. Абдур-Рахман ибн Ауф (р.а) сказал:
«Вручите правление собой трём из вас».
Зубайр (р.а) сказал:
«Вручаю себя Али (р.а)».
Тальха (р.а) сказал:
«Вручаю себя Усману (р.а)».
А Саад (р.а) сказал:
«Вручаю себя Абдур-Рахману ибн Ауфу (р.а)».
Таким образом, три кандидата отказались претендовать на пост халифа в пользу остальных трёх кандидатов.
Остались Али (р.а), Усман (р.а) и Абдур-Рахман (р.а). Абдур-Рахман (р.а) сказал Усману (р.а) и Али (р.а):
«Кто из вас согласится, чтобы мы поручили ему это дело и он отвечал перед Аллахом и исламом?»
Они молчали.
Тогда Абдур-Рахман (р.а) сказал:
«Вы хотите поручить это дело мне? Клянусь Аллахом… Я сам должен выбрать лучшего из вас?»
Они ответили:
«Да».
Затем он вспомнил о достоинствах каждого из них и взял с них обет, что если он выберет одного из них, то он обязан перед Аллахом править справедливо, а второй должен слушать его и подчиняться ему.
Каждый из них сказал:
«Да!»
Потом они разошлись.
После этого Абдур-Рахман (р.а) отправился к другим сподвижникам и посоветовался с ними. Он советовался с каждым известным и благородным сподвижником, в том числе и с командующими войск, которых он встречал в Медине, и с теми, кто не жил в Медине, а приезжал в неё. Абдур-Рахман (р.а) посоветовался и с женщинами, которые отвечали ему из-за занавесок, и даже с мединскими детьми и рабами. Так продолжалось в течение трёх дней и ночей. Результатом совещаний Абд-ар-Рахмана (р.а) стало то, что большинство тех, с кем он советовался, назвали имя Усмана ибн Аффана (р.а), а некоторые называли имя Али ибн Абу Талиба (да будет доволен Аллах ими обоими), из их числа были Аммар ибн Ясир (р.а) и аль-Микдад (р.а), но после они присоединились к мнению большинства.
На четвертый день он остался наедине с Усманом (р.а) и Али (р.а) в доме своего племянника аль-Мисвара ибн Махрама (р.а) и обратился к ним:
«Я опросил людей о вас двоих, и обнаружил, что все они не знают вам равных».
Затем они направились к мечети, Абдур-Рахман (р.а) велел созвать авторитетных сподвижников из числа ансаров и мухаджиров. Мечеть переполнилась людьми. Абдур-Рахман (р.а) поднялся на минбар Посланника Аллаха ﷺ, обратился к людям, затем долго молил Аллаха. Потом обратился с речью:
«О люди, открыто и тайно я спрашивал ваше мнение о том, кого бы вы хотели видеть вашим имамом. И нашёл вас желающими одного из этих двух мужей, или Али (р.а), или Усман (р.а)».
Абдур-Рахман (р.а) повернувшись к Али (р.а), сказал ему:
«Подойди ко мне, Али (р.а)!»
Али (р.а) подошел и остановился возле минбара. Взяв его за руки, Абдур-Рахман (р.а) спросил:
«Принимаешь ли ты мою присягу на Книге Аллаха, Сунне Его Пророка и деле Абу Бакра (р.а) и Умара (р.а)»
Али (р.а) ответил:
«О Аллах, нет, однако на своём усердии в этом и знании (т.е. принимаю твою присягу на Книге Аллаха, сунне Его Посланника, своём усердии в этом деле и знании Книги Аллаха и сунны Его Посланника.) Что же касается дела Абу Бакра (р.а) и Умара (р.а), то я не ограничиваюсь им, а своим иджтихадом.»
Абдур-Рахман (р.а) отпустил руку Али и подозвал к себе Усмана (р.а). Усман (р.а) также встал возле минбара.
Взяв его за руку, Абдур-Рахман (р.а) спросил:
«Принимаешь ли ты мою присягу на Книге Аллаха, Сунне Его Пророка и деле Абу Бакра (р.а) и Умара (р.а)».
«О Аллах, да» — ответил Усман (р.а).
Держа руку Усмана (р.а), Абдур-Рахман (р.а) поднял голову к навесу мечети и сказал:
«О Аллах, засвидетельствуй, поистине порученное мне дело я передаю Усману!»
Тут же люди стали окружать Усмана (р.а) и давать ему присягу. Али (р.а) был первым, кто присягнул Усману, другие считают последним. [1] [1] Из «аль-Бидайя ва-н-Нихайя», Ибн Касир (10/208-213) с сокращениями