19. АЙША БИНТ АБУ БАКР, да будет доволен ею Аллах. Часть 9

19. Аиша бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах. Часть 9  19. Аиша бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах. Часть 9

Отношение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к Аише, да будет доволен ею Аллах, а также его болезнь и кончина

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, напрямую участвовал в формировании личности Аиши, да будет доволен ею Аллах, с неизменной ссылкой на то, что она – супруга пророка, осознавая ответственность, возложенную на нее. Он часто вовлекал ее в процесс да’вата и давал ей возможность переживать испытания, связанные с его ведением, в полной мере.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, имела обыкновение присутствовать, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принимал женщин, возглавлял их молитву и отвечал на их вопросы, касающиеся религии и этики в разных аспектах супружеских отношений. Большинство ученых сошлось на том, что в большинстве случаев посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, избегал отвечать на такие вопросы лично, поскольку смущался, и делегировал это обязательство Аише (просвещать в этих аспектах женщин и отвечать на их вопросы), как было в случае с женщиной из сподвижниц, задавшей ему вопрос о постменструальном очищении.

Таким образом, Аиша, да будет доволен ею Аллах, была очень заинтересована в получении знаний от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и достигла в своем обучении такой степени, что сподвижники стали спрашивать у нее о пророческой сунне как в частных, так и в государственных делах[1].

Фактически, достижения Аиши в ее религиозном образовании являются прямым доказательством тому, что каждой мусульманке следует изучать свою религию, прикладывать усилия для углубления своих знаний тонкостей шариатских постановлений, чтобы быть готовыми к реалиям нашей Уммы в полной мере. Мусульманская женщина не в состоянии выполнять свои религиозные обязательства должным образом без тесной неразрывной связи с Кораном, Сунной и с науками, связанными с ними.

Всевышний Аллах повелел женам пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщать о том, что происходит в их домах,, в назидание другим женщинам. И всей мусульманской умме, в свою очередь, — верить в то, что передается от них.

Сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

«И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий» (аль-Ахзаб, 34)

Ибн аль-ʼАраби в комментарии к данному аяту пишет:

«Всевышний Аллах повелел женам своего посланника сообщать о том, что было ниспослано из Корана в их домах, а также о том, что они замечали за пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и что они от него слышали, так, чтобы люди могли следовать их примеру. Это является доказательством на то, что принимать доводы в религиозных вопросах дозволено как от мужчин, так и от женщин»[2].

Аиша и болезнь посланника Аллаха

Аиша, да будет доволен ею Аллах, наслаждалась обществом пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пока ее, наряду с прочими матерями правоверных и всеми мусульманами, не настигла самая большая утрата. Произошло это во время последней болезни, охватившей его после Прощального паломничества в конце десятого года после Хиджры (переселения из Мекки в Медину).

Пророк почувствовал слабость, когда находился на кладбище аль-Бакы, прося Аллаха о Его милости для его семьи и ушедших из жизни мусульман. Это было в месяц Сафар 11 года Хиджры.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает:

«Когда посланник Аллаха вернулся с кладбища аль-Бакы, он застал меня с сильной головной болью, и я произносила «О, моя голова!». Он сказал: «Клянусь Аллахом, это мне следовало бы сказать «О, моя голова!». Затем его головная боль стала усиливаться до тех пор, пока он не впал в лихорадку»[3].

Жены пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, понимали, что посланнику Аллаха хотелось остаться в доме Аиши. Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает:

«Посланник Аллаха, предчувствуя свою смерть, часто спрашивал: «Где я буду завтра? У кого я буду завтра?»».

Он, да благословит его Аллах и да приветствует, ждал с нетерпением очереди Аиши, и его супруги предложили ему самому выбрать дом, в котором ему хотелось бы остаться. Таким образом, он оставался в доме Аиши до самой своей смерти.

Сама Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает:

«Из милостей Аллаха было то, что пророк совершил свой последний вздох в моем доме, в предназначенный мне день, и душа его покинула его тело в то время, как он лежал на моих коленях, между моими руками и грудью, а слюна его смешивалась с моей».

Далее Аиша сообщает:

«(В момент его предсмертных страданий) вошел ʼАбдуррахман ибн Абу Бакр, у него в руках был сивак, которым он чистил свои зубы. Посланник Аллаха смотрел на него, и я угадала его желание. Я спросила его, желает ли он, чтобы я ему дала сивак, он ответил утвердительно. Я взяла сивак, и, смягчив предварительно его зубами, отдала посланнику Аллаха. Он чистил свои зубы, лежа на моей груди, а когда закончил, поднял свою руку (или палец) и трижды произнес: «К Тому, Кто превыше всего!» и затем умер»[4].

Аиша, да будет доволен ею Аллах, овдовела в возрасте восемнадцати или девятнадцати лет, получив от своего супруга бесценные религиозные знания. Она, да будет доволен ею Аллах, оставалась в своем доме и после кончины посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обучая мужчин и женщин тому, что знала сама.

[1] ʼАббас Махмуд аль-ʼАккад, ас-Сиддыка бинт ас-Сиддык, стр.72-73

[2] Ибн аль-ʼАраби, Ахкам аль-Куран, 3/1538

[3] Ад-Дарами, аль-Мукаддима, 1/37-38

[4] Аль-Бухари, аль-Магази, 7/750-751, хадис № 4449

Azan.kz

Добавить комментарий