Аиша и фитна (смута и раскол в мусульманской общине)
Как уже упоминалось в предшествующих частях, сподвижники имели обыкновение обращаться с различными религиозными вопросами к Аише, да будет доволен ею Аллах. С убийством Усмана, третьего праведного Халифа, распространилась серьезная фитна. Новость об этом убийстве настигла Аишу, когда она находилась в Мекке. Ей также сообщили, что люди собираются против Али, и повстанцы, убившие Усмана, захватили город.
Все это случилось тогда, когда она находилась в месности Сараф (близ местности ат-Танʼим), завершив свою Умру Мухаррам и решив оставаться в Мекке до конца своей жизни. Услышав вести о фитне, она вернулась из Сараф в Мекку, направилась в главную мечеть и припала своим лицом к Черному камню. Люди собрались вокруг нее, а управляющий Мекки подошел к ней с вопросом: «Каково твое мнение, о мать правоверных?». Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Убийство Усмана было неправомерным, а вопрос этот не разрешится до тех пор, пока мятежники (его убийцы) находятся у власти»[1].
Прочие матери правоверных, да будет доволен Аллах ими всеми, были согласны присоединиться к Аише, когда та заявила о своем намерении отправиться в Медину. Но когда она поменяла свое решение и пожелала отправиться в Басру вместо Медины, они отказались ее сопровождать. Когда люди пришли к Хафсе, да будет доволен ею Аллах, чтобы узнать ее мнение о случившемся, она, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Мое мнение по этому вопросу совпадает с мнением Аиши». Хафса оказалась единственной, кто был согласен сопровождать Аишу во время этого путешествия, однако ее брат Абдуллах убедил ее не делать этого, и ей также пришлось уведомить Аишу об отказе.
Таким образом, достигнув местности Зат-ʼИрк, Аиша, да будет доволен ею Аллах, отделилась от группы, которая продолжила свой путь в Медину, и направилась в Басру. Матери правоверных (и все их окружение на тот момент), расставаясь с ней, понимали, насколько долгим и опасным являлось ее путешествие.
Впоследствии этот день назовут Днем плача.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, в своем путешествии в Басру преследовала лишь одну цель – положить конец распрям в общине мусульман. Она, учитывая неприкосновенность Пророческой семьи, надеялась, что люди прислушаются к Матери правоверных, если она рассудит конфликт двух враждующих сторон и вынесет правовое решение.
Когда Аиша, да будет доволен ею Аллах, достигла местности аль-Хаваб (местность на пути в Басру), она услышала лай собак, а затем сказала: «Я думаю, мне следует вернуться. Я помню, как Посланник Аллаха сказал нам однажды: «Кто же из вас пожелает лая собак из аль-Хаваба?»». Тогда аз-Зубайр возразил ей: «Почему? Ведь, возможно, Аллах посредством тебя установит мир между враждующими?»[2].
Затем враждующим удалось прийти к некоему компромиссу, но не успели они обрадоваться примирению, как убийцы Усмана (зачинщики смуты) явили свой заговор, и противостояние вспыхнуло с новой силой. Тогда кадий города Басры Каʼб ибн Саур поспешил к Аише, да будет доволен ею Аллах, с просьбой отправиться к сражающимся: «Возможно, Аллах посредством тебя и твоего статуса исправит то, что натворили нечестивцы». Аиша так и сделала. Она явилась к враждующим на своем верблюде, оставаясь при этом в паланкине, который люди покрыли щитами, чтобы обеспечить ей безопасность. Кадий Басры, побуждая ее к этому, не мог знать, что подобное ее появление никак не успокоит разгоряченный народ, а напротив, сподвигнет к яростному сражению.
Находясь в своем паланкине, Аиша имела возможность убедиться в том, что обе стороны совершали убийства и кровопролитие. Тогда она дала Мусхаф (экземпляр Корана) Каʼбу ибн Сауру и сказала: «Призывай их рассудить свой спор по нему». Однако убийцы Усмана отказались от этого предложения. Более того, они убили человека, призывавшего их к Аллаху и Его Книге.
Ситуация сильно усугублялась, столкновение ожесточалось и уже в сражение был втянут верблюд Аиши. Последователи иудея Абдуллаха ибн Сабаʼ[3] определили ее паланкин мишенью для стрелков. Эта битва завершится с падением верблюда Матери правоверных и позже станет известна как «Верблюжья битва».
После этого инцидента Али ибн Абу Талиб повелел Мухаммаду ибн Абу Бакру и Аммару ибн Ясиру охранять паланкин Аиши. К ней пришел Каʼкаʼ ибн Амр, чтобы поприветствовать ее. Она сказала: «Клянусь Аллахом, я бы хотела быть убитой за 20 лет до этого дня!». Затем к ней пришел Али ибн Абу Талиб, поприветствовал ее и спросил: «Как ты, о, моя Мать?». Она ответила: «Я в порядке». Тогда он сказал ей: «Да простит тебя Аллах!». Она ответила: «И тебя!».
Для выхода в обратный путь Али ибн Абу Талиб снарядил ее всем необходимым и определил 40 благочестивых женщин Басры для сопровождения Матери правоверных. Также он велел ее брату Абдуллаху ибн Абу Бакру находиться рядом с ней и разрешил тем, кто прибыл вместе с Аишей и спасся от армии, вернуться обратно с ней в Мекку, и лично сопровождал всю эту процессию до определенной местности. События эти датируются первым днем месяца Раджаб 36-го года по Хиджре.
Аиша бинт Абу Бакр, вернувшись таким образом в Мекку, оставалась там еще некоторое время, совершила Хадж, и после этого вернулась в Медину. И каждый раз, когда она читала слова Аллаха: «Оставайтесь смиренно в ваших домах…», она плакала так, что ее вуаль намокала от обильных слез. Она сожалела о том, что оставила свой дом и вмешалась в политические распри, в результате чего стала участницей Верблюжьей битвы[4]
[1] Ат-Табари, Тарих аль Умам ва аль Мулюк, 4 /535
[2] Ахмад, 6/52-97
[3] Абдуллах ибн Сабаʼ — зачинщик фитны и один из причастных к убийству Усмана ибн ʼАффана.
[4] Ибн Саʼд, Табакат, 8/64
Azan.kz