ХАДИСЫ ОБ ОПЛАТЕ ЗА КРОВОПУСКАНИЕ

  Кровопускание — очень непростая процедура. Самостоятельное проведение ее не только нежелательно, но и опасно.

В Священном Кур`ане сказано:

Смысл: «Не бросайте себя своими же руками в опасность!» (Св. Кур`ан, 2:195).

Пророк Мухаммад ﷺ всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему добро. И эта статья расскажет читателю о том как благодарить хаджама и нужно ли это делать.

1. Что касается вопроса оплаты за кровопускание, то в одних хадисах сообщается, что Пророк ﷺ давал плату тому, кто сделал ему кровопускание: Когда Анасу, да будет доволен им Аллаh, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику, он сказал, означающее: «Посланник Аллаhа ﷺ делал себе кровопускания. Однажды Абу Тайбах пустил ему кровь, и он велел дать ему за это два са’ съестного и поговорил с его хозяевами, которые снизили (взимаемую) с него плату» (аль-Бухари, 5696).

2. Абдуллах Ибн Таус передал от своего отца, от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, что Пророк ﷺ прибегал к кровопусканию и дал кровопускателю его плату, и принимал лекарство в нос» (Муслим, 1202).

3. Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллаh, говорил, означающее: «Посланник Аллаhа ﷺ прибегал к кровопусканию, а он никогда никого не обижал в оплате труда» (Муслим, 1577).

4. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, сказал, что означает: «Однажды Пророку ﷺ пустили кровь и он заплатил тому, кто это сделал, а если бы это было запретным, он не стал бы платить ему» (Аль-Бухари, 2103).

5. Передается от ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, который сказал, означающее: «Пророку ﷺ была сделана хиджама и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было запретно, он бы ему ничего не дал» (аль-Бухари, 2103).

В другой версии говорится: «Он ﷺ расплатился с хаджжамом; если бы он знал, что это макрух, он бы не дал ничего» (Аль-Бухари, 2278).

6. Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, передал, что Пророк ﷺ лечился кровопусканием и платил кровопускателю его плату (аль-Бухари, 10/124).

Имам Муслим назвал главу в своём Сахихе: «О разрешении взимания платы за кровопускание». А в других хадисах сообщается, что деньги, заработанные на кровопускании грязные, и что оплата кровопускателю запрещена, а именно:

  • Посланник Аллаhа ﷺ сказал, означающее: «Деньги, заработанные на кровопускании, суть грязные» (Муслим, 1568).
  • Пророк ﷺ сказал (смысл): «Самая плохая прибыль это оплата проститутки, цена собаки и оплата хаджжаму» (Муслим, 1568).
  • Передается что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ запретил оплату хаджжаму» (Ахмад, 7635, Ибн Маджа, 2165).
  • Ибн Къудама, да благословит его Аллаh, сказал: «Разрешено нанимать хаджжама для проведения процедуры хиджамы, и его оплата разрешена». Это мнение, которое предпочел Абуль-Хаттаб, и это мнение Ибн ‘Аббаса. Также это мнение Малика, Аш-Шафи’и и асхаб ар-ра`й.
  • Аль Къади Абу Йа’ля, который был ханбалитом, сказал: «Заработок хаджжама не разрешен», и он упомянул, что Ахмад передавал в нескольких местах об этом и сказал: «Если ему что-то дали как оплату без предварительного договора, он может взять это и потратить на кормление своих животных или невольников, или на инструменты торговли, но он не может это потратить на себя. Среди тех, кто придерживался мнения, что заработок хаджжама макрух – ‘Усман, Абу Хурайра, Аль-Хасан и Ан-Наха’и, так как Пророк ﷺ сказал «Оплата хаджжама – зло. Скормите её своему верблюду или невольникам» («Сахих ат-Тирмизи» (1277)).

7. Факт того, что оплата не является запретной и разрешена, передается ибн ‘Аббасом, который сказал: «Пророку ﷺ была сделана хиджама, и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было харам, он бы ему ничего не дал». Согласно другой версии «…если бы это было зло, он бы ему ничего не дал».

Слова Пророка ﷺ об оплате хаджжама «Накорми этим своих невольников» свидетельствуют о том, что эта прибыль разрешена, потому что не было бы позволительно кормить невольников неразрешенным доходом, так как невольники люди и все, что запрещено свободным людям, запрещено и невольникам.

Называть что-либо злом не значит, что это запрещено, так как Пророк ﷺ называл чеснок и лук злом, хотя они разрешены.

Более того, Пророку ﷺ не нравился такой род занятий для свободного человека, так как это работа не подходит свободному человеку. То, что Пророк ﷺ сказал отдать этот заработок своему рабу, показывает нам, что этот заработок разрешен. Запрет употребления его означает, что это макрух, но не харам» (аль-Мугъни (6/133)).

Наиболее правильным является то, что это разрешено, но без предварительной договорённости, а Аллаh знает лучше.

8. Если же человеку нечем отблагодарить, то пусть обращается с мольбами за хаджжама. Передается от Ибн ‘Умара что посланник Аллаhа ﷺ «…вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдёте того, (чем можно) будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаhу с мольбами за (такого человека), пока не увидите, что вы уже отблагодарили его» (См. Сахихуль джами’ 6021).
muslim.kz

Добавить комментарий