ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (174)

  Вселенская печаль

 

Когда скончался Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), высокочтимая Фатима (радыйаллаху анха), плача, произнесла следующие слова:

«О, мой папочка, ближе которого к Его Господу нет никого! О, мой папочка, благосклонно принявший приглашение Господа! О, мой папочка, заслуживающий пребывания в райских садах Фирдавс! О, мой папочка, о смерти которого мы сообщили Джибрилю!»

А после того, как наш Учитель был предан земле, она сказала Анасу (радыйаллаху анху):

– О Анас! Как душа ваша согласилась на то, чтобы бросить землю на Посланника Аллаха? (Бухари «Магази», 83; Дарими «Мукаддима», 14)

Анас (радыйаллаху анху) не ответил словами на этот вопрос, однако всем своим видом сказал:

«Да нет же, о Фатима! Наши души вовсе не были согласны с этим, однако мы, подчиняясь приказу Посланника Аллаха, принуждая и заставляя себя, сделали это». (Камиль Мирас «Перевод Таджрида», XI, 25)

В связи с кончиной Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мусульмане начали плакать в мечети. Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) стал говорить так:

– Чтобы я не слышал ни от кого слов «умер Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)»! Не то я отрублю ему голову! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лишился чувств подобно Мусе (алейхиссалям)!

И так он продолжал говорить до тех пор, пока у него не появилась пена у рта. Высокочтимый Абу Бакр, получив горькое известие, тотчас сев верхом на коня, примчался в Медину. Открыл лицо нашего Господина Пророка. Затем, упав на Него, плача, поцеловал Его в лоб и сказал следующие слова:

«Клянусь Аллахом! Пророк Аллаха скончался! Инна лиллахи ва инна илейхи раджиун: Мы принадлежим Аллаху! Мы рабы Аллаха! И мы вновь вернемся к Нему. Да станут Твоими жертвами мой отец и моя мать! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не даст Тебе вкусить горечь и боль смерти дважды! Ты умер единожды и преодолел предначертанный судьбой переход смерти! Впредь после этого нет для Тебя еще одной смерти!»

Сказав эти слова, он, склонившись над Ним, поцеловал Его в лицо. Подняв голову, он произнес: «Ах, мой друг!» – и, наклонившись, поцеловав Его в лоб.

Затем он сказал: «Ах, мой избранный!» – и вновь поцеловал Пророка в лоб.

Затем сказал: «Ты был прекрасен при жизни, прекрасен Ты и после смерти своей! Как же прекрасны и жизнь Твоя, и смерть Твоя!» – и, накрыв покрывалом лицо Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он вышел из комнаты.

Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) все еще продолжал говорить о том, что Пророк наш не умер. Высокочтимый Абу Бакр, обращаясь к нему, сказал:

– О Умар! Садись же!

Умар (радыйаллаху анху) не соглашался сесть. Высокочтимый Абу Бакр, трижды предложив ему сесть, начал свою речь:

– Всевышний Аллах сообщил Своему Пророку о его смерти, когда Он был среди вас. Господь сообщит также и вам о вашей смерти, когда она придет. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) скончался. И из вас никто не останется в живых. Пусть тот, кто верит в Мухаммада, знает, что Пророк Мухаммад скончался! А те, которые поклоняются Аллаху и совершают богослужения в Его честь, пусть знают, что Аллах вечен! Всевышний Аллах изволил сказать так:

 

 

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلاَّ رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإِن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ

انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَىَ عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ

اللّهَ شَيْئاً وَسَيَجْزِي اللّهُ الشَّاكِرِينَ

 

«Мухаммад всего лишь Посланник. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять [от Ислама]? А если кто и обратится вспять [от Ислама], то этим он ничуть не повредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных». (Сура «Али Имран», 144)

 

Люди, услышав этот аят, теперь удостоверились окончательно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) умер. Они были в такой растерянности, что, казалось, будто они не знали о ниспослании этого аята до того, как стал читать этот аят Абу Бакр (радыйаллаху анху).

Умар (радыйаллаху анху) говорил:

«Валлахи! Клянусь Аллахом, мне казалось, что я никогда прежде не слышал этот аят до того дня! Услышав, как Абу Бакр читает этот аят, я ужаснулся, испугавшись. Ноги мои не держали меня. Колени мои подкосились, и я рухнул там, где находился в это время». (Ибн Са`д II, 266 – 272; Бухари «Магази», 83; Хайсами IX, 32; Абдурразак V, 436)

После того, как высокочтимый Абу Бакр закончил свою речь, Умар (радыйаллаху анху), наклонившись, поцеловал Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в лоб. Плача, он говорил так:

«О Посланник Аллаха! Да станут жертвами ради Тебя мой отец и моя мать! Обрубок финиковой пальмы, на который ты опирался, стал стонать, когда у Тебя появился минбар, не сумев вынести разлуку с Тобой, и успокоился лишь тогда, когда Ты положил на него свою руку. А между тем, община Твоя гораздо больше заслуживает того, чтобы плакать и причитать в связи с разлукой с Тобой! О Посланник Аллаха! Да станут жертвами ради Тебя мой отец и моя мать! Твой Господь возвысил Тебя, установив, что подчинение Тебе есть подчинение Господу.

 

 

مَّنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللّهَ

 

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху…». (Сура «Ан-Ниса», 80)

 

Да станут ради Тебя жертвами мои отец и мать, о Посланник Аллаха! Он возвысил Твое достоинство на своем пути до высочайшей степени, взяв с предыдущих Пророков слово верности Тебе, веры в Тебя и помощи Тебе![1] О Посланник Аллаха! Да станут ради Тебя жертвами мои отец и мать! Люди, испытывающие муки Ада, говорят так:

 

 

يَا لَيْتَنَا أَطَعْنَا اللَّهَ وَأَطَعْنَا الرَّسُولَا

 

«…О, если бы мы повиновались Аллаху и Посланнику!». (Сура «Аль-Ахзаб», 66)

 

Тот факт, что люди сожалеют о том, что не подчинялись Тебе, в высшей степени возвысил Твое достоинство ни пути Аллаха». (Касталлани, II, 492)

Мать правоверных Умму Салама (радыйаллаху анха) рассказывает следующее:

«В тот день, когда скончался Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), мы плакали, собравшись вокруг Него. В ту ночь мы не спали. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в нашем доме, и мы, глядя на Него, находили успокоение. Услышав на рассвете звуки кирки, с помощью которой рыли могилу для Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), мы громко заплакали. Люди, находившиеся в мечети, также стали громко плакать и стенать. Вся Медина содрогнулась от сильного горя. Особенно когда Билял (радыйаллаху анху), читая азан и произнося имя Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), стал плакать и рыдать, говоря: «Ашхаду анна Мухаммада`р-Расулуллах», он основательно увеличил нашу скорбь и наше горе. Когда люди, чтобы подойти к могиле, стали врываться в комнату, те люди, которые находились внутри, заперли дверь. Какое же это было великое горе! После этого, какая бы с нами ни случалась беда, мы вспоминали о горе смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и не придавали ей значения». (Ибн Касир «Аль-Бидайа», V, 256)

Славные асхабы очень тяжело перенесли расставание с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо они любили Его больше всего на свете. Поэтому среди асхабов были не желавшие жить, не видя, не слыша Его, словом, не желавшие жить без Него. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил об этом их состоянии еще ранее в своих славных хадисах.

«Клянусь Аллахом, в чьих Могущественных руках находится жизнь Мухаммада! Настанет день, когда вы не сможете увидеть Меня. И тогда кому-нибудь из вас видеть меня рядом с собой будет гораздо приятнее и предпочтительнее, чем быть рядом со своей семьей и со своим добром». (Муслим «Фадаиль», 142; Бухари «Манакыб», 25)

Они закончили свои жизни в ожидании того, когда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь будет с ними, и когда они снова смогут увидеть Его. Высокочтимый Осман (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:

«Если после смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) среди Его славных асхабов был кто-то, кто был более всех огорчен Его смертью, так это был я, вне всякого сомнения. Другие асхабы также были опечалены. И даже были такие, что от горя чувствовали себя несчастными. Однажды, когда я сидел в тени башни, возле меня прошел Умар (радыйаллаху анху), поприветствовав меня. Я же от горя не заметил ни того, что он прошел рядом, ни того, что он поздоровался со мной. Умар (радыйаллаху анху), отправившись к Абу Бакру, сказал ему:

– Я заглянул к Осману, поздоровался с ним, а он не ответил на мое приветствие! Что может быть более удивительного, чем это?

Они пришли ко мне вместе с Абу Бакром (радыйаллаху анху) и поздоровались со мной. Затем Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал мне:

– Твой брат Умар, придя ко мне, сказал, что ты не ответил на его приветствие. В чем дело?

Когда я сказал, что ничего подобного не делал, Умар тут же сказал:

– Валлахи! Ты поступил так!

Я ответил ему:

– Валлахи! Я не заметил ни того, что ты прошел мимо меня, ни того, что ты поздоровался со мной!

Абу Бакр сказал:

– Осман сказал правду». (Ахмад, I, 6)

После смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Высокочтимый Абу Бакр сказал Умару (радыйаллаху анху):

– Вставай, давай сходим к родственнице нашего Господина Умму Айман, чтобы навестить ее, как это делал Посланник Аллаха.

Когда они пришли к ней, Умму Айман (радыйаллаху анха) принялась плакать. Они сказали:

– Почему ты плачешь? Разве ты не знаешь, что благодеяния, предназначенные для Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), у Аллаха гораздо благословеннее?

Умму Айман ответила так:

– Я плачу не поэтому. Я знаю, что благодеяния, предназначенные Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), у Аллаха, конечно же, гораздо благословеннее. Я плачу оттого, что прекратилось ниспослание Божественных откровений.

Это ее суждение растрогало Абу Бакра (радыйаллаху анху) и Умара (радыйаллаху анху). Они тоже принялись плакать вместе с Умму Айман. (Муслим «Фадаилу`с–Сахаба», 103)

Умар (радыйаллаху анху), как-то проходя по улицам ночного города с целью контроля его, увидел, что в одном из домов горит светильник. Приблизившись к дому, он услышал, что некая старушка пряла пряжу и одновременно читала стихи следующего содержания:

«Да снизойдут на Мухаммада приветствие и молитвы благочестивых и праведных рабов Аллаха! О Посланник Аллаха! Пусть все избранные мумины совершат молитву о Тебе. Ты ночами совершал молитвы, а на заре проливал много слез. Однако смерть шаг за шагом приближается к каждому из нас. Ах! Если бы мне было бы дано знать заранее, встречусь ли я в вечном мире с моим дорогим Пророком!»

Умар (радыйаллаху анху) сел, заплакав. Потом он постучался в дверь. Старушка спросила:

– Кто там?

– Умар бин Хаттаб, –  последовало в ответ.

Женщина спросила:

– Что делает Умар в такое время здесь, и какое у него есть дело ко мне?

Увидев, что старушка забеспокоилась, Умар (радыйаллаху анху) сказал:

– Ради Аллаха! Не беспокойся. Открой дверь!

Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) сказал старушке:

– Прочти мне стихотворение, которое ты только что читала!

Женщина прочла его. Когда она прочла последнюю строку, Умар (радыйаллаху анху) сказал ей:

– Прошу вас присоединить и меня к вам!

Женщина в последних строках своего стихотворения сказала:

– Ах, если б мне дано было знать, увидимся ли я и Умар с дорогим Пророком в потустороннем мире! О мой Аллах, Всепрощающий и Милосердный! Прости грехи Умара!

Умар, удовлетворившись, вернулся домой. (Али Аль-Миттаки, XII, 562 / 35762)

Анас (радыйаллаху анху) часто плакал, говоря:

«Не было ни одной ночи, в которую я не видел бы моего дорогого, уважаемого, любимого Пророка». (Ибн Са`д, VII, 20)

Как и здесь, славные асхабы, говоря о Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), особенно часто употребляли такие выражения, как хабиби – возлюбленный, халили – друг мой, которые передавали все волнение и трепет их любви к Нему.[2] В их молитвах и намазах ясно проявлялась вся их любовь и привязанность к этому Великому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако их воспоминания о Нем не сводились лишь к прославлениям Его в стихах и молитвах, совершаемых ими. Их следование по пути Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), подчинение Его Сунне и обсуждение славных Его хадисов также всегда напоминало им о любимом Пророке.

Абу Зарр (радыйаллаху анху) говорит:

– Валлахи! Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), переселяясь в потусторонний мир, оставил нас в таком состоянии, что, стоило какой-либо птице в небе взмахнуть крылом, как это ее движение напоминало нам о каком-нибудь из хадисов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо Посланник Аллаха сказал нам:

«Обо всем, что приближает к Раю и отдаляет от Ада, вам разъяснено и открыто сказано!» (Ахмад, V, 153, 162; Хайсами, VIII, 263)

Религиозным долгом всех мусульман также является любовь к Святому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), предпочтение Его предписаний и запретов, а не собственных желаний, и следование всем Его словам и поступкам.

 


[1] См. Али Имран, 81.

[2] Бухари «Тахаджуд», 33; Савм, 60; Муслим «Мусафирун», 85; Ибн Маджа «Садакат», 10; Дарими «Савм», 38; Ахмад V, 159; Ибн Са`д IV, 229.

Добавить комментарий