АБД АЛЬ-МУТТАЛИБ ЛЮБЯЩИЙ ДЕДУШКА ПРОРОКА ﷺ

  После того как покинула этот мир мать Посланника Аллаха Амина, Мухаммада (ﷺ) взял к себе его дедушка со стороны отца, Абд аль-Мутталиб. Он относился к нему так нежно, как не относился ни к одному из своих сыновей.

Ибн Исхак пишет: «Когда Абд аль-Мутталиб стелил ложе в тени Каабы, никто из его сыновей не осмеливался садиться на него из-за почтения к отцу. Когда же приходил маленький Мухаммад, он садился на него, а его дяди – сыновья Абд аль-Мутталиба – подходили, чтобы поднять его. Видя это, Абд аль-Мутталиб говорил: «Оставьте моего сына» (у арабов было принято называть внука сыном, а также дедушку называть отцом). И гладя его по спине, говорил: «Воистину, этого моего мальчика ждет нечто великое».

Аз-Зухрий передаёт, что когда приносили еду, Абд аль-Мутталиб сажал Посланника Аллаха рядом с собой, а иногда сажал его себе на колени и из еды давал ему самое лучшее. Он относился к нему очень мягко и был добр к нему. Бывало и так, что приносили еду, а Абд аль-Мутталиб не прикасался к ней, пока не приведут Посланника Аллаха (ﷺ). Когда приносили еду, Абд аль-Мутталиб говорил: «Приведите ко мне моего сына». Он целовал голову Пророка (ﷺ), гладя рукой по его груди и радовался тому, как он говорил».

Также Абу Нуайм передает: «Однажды, когда Абд аль-Мутталиб находился возле Каабы, рядом с ним сидел Аскаф Наджрани и рассказывал ему о том, что люди писания находят в своих книгах описание пророка, который должен появиться среди детей Пророка Исмаиля (мир ему). И этот город (Мекка) есть то место, где он родится. Его черты лица будут такие-то, такие-то. В это время к ним подошел Посланник Аллаха (ﷺ), тогда Аскаф стал его разглядывать. Посмотрев ему в глаза, на спину и ноги, он сказал: «Это же он. Кем он приходится тебе?» «Это мой сын», – ответил Абд аль-Мутталиб. Тогда Аскаф сказал: «В писаниях сказано, что он будет сиротой». Тогда Абд аль-Мутталиб сказал: «Это мой внук, а его отец умер, когда мать была беременна им». «Ты сказал правду», – воскликнул Аскаф. Тогда Абд аль-Мутталиб, обращаясь к своим сыновьям, сказал: «Берегите вашего племянника, вы же слышите, что говорят о нем».

Ибн Джавзи передает, что Умму Айман (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я всегда присматривала за Посланником Аллаха, но в один из дней я отвлеклась, и я не знала, что его нет рядом, пока не увидела перед собой Абд аль-Мутталиба. Он сказал: «О Барака?» «Да, слушаю», – ответила я. «Ты знаешь, где я нашел моего сына?» – спросил он. «Нет, не знаю», – ответила я. «Я нашел его возле лотоса вместе с мальчиками. Смотри, не отвлекайся от него. Воистину, люди писания (иудеи и христиане) утверждают, что он будет пророком этой общины (уммы), и я не доверяю им (то есть боюсь, что они могут навредить ему). («Субул аль-Худа ва ар-Рашад»)

В книге «Ас-Сира аль-Халабия» пишется: «Как-то Абд аль-Мутталибу сказали люди из племени Бану Мудлиж (они же были теми людьми, которые могли опознать по очертаниям человека, к какому роду он относится и кто его родители): «Береги этого мальчика, воистину, мы находим стопу этого мальчика очень похожей на стопу, что находится в Аль-Макаме (Макаме Ибрахима перед Каабой, на которой находятся отпечатки следов ног Пророка Ибрахима (мир ему))».

Убеждения Абд аль-Мутталиба

В книге по тафсиру (толкованию Корана) «Рух аль-Баян» пишется: «Передаётся, что Абд аль-Мутталиб в конце своей жизни отказался от поклонения идолам и стал исповедовать единобожие – тавхид. Он оставил после себя много благородных поступков, о которых позже было сказано (ниспослано) в Коране. Из числа таких поступков и качеств были: исполнение обета, запрет женитьбы на близких по крови родственницах, отрубание руки вору, запрет на убийство новорожденной девочки, которых арабы хоронили заживо, запрет на употребление опьяняющих напитков (хамр), запрет на прелюбодеяние, запрет на обход вокруг Каабы в голом виде. Все это приводит внук Ибн Джавзия. Он же в книге «Ибкар аль-Афкар» пишет, что Абд аль-Мутталиб в большинстве своих поступков соблюдал религию Пророка Ибрахима (мир ему) и совершал богослужение согласно этой религии.

Также он придерживался пути Пророка Исмаила (мир ему) и не отрицал возможность послания Мухаммада (ﷺ) пророком к этой умме. Так как Мухаммад (ﷺ) не был послан пророком в те дни, когда Абд аль-Мутталиб все еще был в живых, он физически не мог уверовать в него. А согласно Исламу, Шариат не выносит решение о неверии (куфр) тем, кто жил в отрезок времени непосредственно перед появлением нового Пророка».

Смерть Абд аль-Мутталиба

Ибн Исхак и другие передают: «Когда приблизилась смерть Абд аль-Мутталиба, он завещал своему сыну Абу Талибу заботиться о Посланнике Аллаха, беречь и содержать его. Он завещал это именно Абу Талибу, так как отец Пророка Абдуллах и Абу Талиб были родными братьями, в отличие от других сыновей Абд аль-Мутталиба, которые приходились отцу Пророка (ﷺ) сводными братьями по отцу. Абу Талиб не был самым старшим сыном Абд аль-Мутталиба, также он не был богатым человеком, однако он был наиболее почтенным, знатным и занимающим высокое положение среди курайшитов человеком».

Говорят, что между Абу Талибом и другим дядей Пророка, Зубайром был брошен жребий, и он выпал пользу Абу Талиба.

Также говорят, что Абу Талиб сам выбрал Посланника Аллаха (ﷺ), так как он более дружественно относился к Пророку и был более сострадателен к нему еще при жизни Абд аль-Мутталиба.

Когда же Посланнику Аллаха (ﷺ) исполнилось восемь лет, согласно более достоверной версии, умер его дедушка Абд аль-Мутталиб. В дни его смерти люди плакали так много, что говорили: «Никогда ни над кем из умерших в Мекке не плакали так много, как плакали над Абд аль-Мутталибом».

Посланник Аллаха (ﷺ), будучи восьмилетним мальчиком, принимал участие в похоронной процессии своего дедушки и шёл следом за его погребальными носилками.

После смерти Абд аль-Мутталиба рынки в Мекке не открывались много дней.

Умму Айман рассказывала, что когда умер Абд аль-Мутталиб, Посланник Аллаха (ﷺ) тоже плакал, ему в это время было восемь лет.

Абд аль-Мутталиб покинул этот мир в возрасте 95 лет, но передаются разные версии о его возрасте перед смертью. Некоторые пишут, что ему было 120 лет, а другие – 82.

Когда спросили Пророка, помнит ли он день смерти Абд аль-Мутталиба, он ответил: «Да, мне было тогда восемь лет».

Детство Пророка (ﷺ) в доме Абу Талиба

Абу Талиб (его настоящее имя было Абдуманаф) был из числа тех, кто в период джахилии (до ислама) сделал для себя запретным хамр (опьяняющее), как это делал для себя запретным и его отец Абд аль-Мутталиб.

Когда же Абд аль-Мутталиб завещал Абу Талибу Мухаммада (ﷺ), его любовь к Пророку (ﷺ) стала ещё сильнее. Он стал любить его даже больше, чем своих сыновей. Когда он ложился спать, то ложился рядом с Пророком (ﷺ), а когда принимал пищу, то давал ему самое лучшее. Любовь Абу Талиба к Пророку (ﷺ) приумножилась еще больше, когда он увидел его благородные качества, проявленные еще в детском возрасте. В нем проявлялись качества, не привычные детям его возраста.

Примером этому было то, что когда Абу Талиб подавал еду детям, они садились и хватали все вместе разом, а Посланник Аллаха воздерживался и не протягивал руку к еде, пока они не разберут все. Это было из-за чрезмерного его стеснения и уважения к ним.

Абу Нуайм приводит от Умму Айман: «Я не слышала никогда, чтобы Посланник Аллаха (ﷺ) жаловался на то, что он голоден или хочет пить – ни в детстве, ни когда он вырос. Иногда бывало и так, что он уходил утром, выпив воду зам-зам, а когда же ему предлагали пообедать, он говорил: «Я сыт».

Сам же Абу Талиб был человеком небогатым. Бывало так, что когда все дети садились поесть, то еды не хватало всем. Но когда они садились вместе с Мухаммадом (ﷺ), то еды хватало всем. Когда же Абу Талиб желал поесть вместе с детьми, он говорил: «Не начинайте, пока не придет мой сын», имея в виду Посланника Аллаха (ﷺ). Бывало и так, что приносили чашу с молоком, и первым отпивал Мухаммад (ﷺ), после чего выпивали все по очереди, и каждый выпивал досыта и утолял жажду одной чашей молока.
islamdag.ru

Добавить комментарий