«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») — так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя ислама и мусульманской уммы, а также свидетельства о нравственном величии двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в 1918 году в типографии «Маариф» в Казани.
Предлагаем вниманию читателей главы из этой книги
Зубайр ибн Аль-Аввам (радыйАллаху ‘анху)
Один из самых выдающихся сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), удостоенных башарата-радостной вести от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), один из сахабов, входивших в состав Высокого собрания. В возрасте 15-16 лет принял Ислам. Его родословная: Зубайр ибн Аль-Аввам ибн-Хувайлид ибн-Асад ибн-Абд аль Узза ибн-Кусай. В четвертом поколении со стороны деда Кусая состоит в кровном родстве с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего). Его мать – Сафия бинт Абдулмуталлиб бин Хашим. Его отец Аль-Аввам является близким родственником Хадиджи – супруги Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а жена Зубайра была дочерью Абу Бакра. Отец Зубайра был искусным портным, а сам он работал мясником, позднее стал промышлять в Сирии разными ремеслами.
Хазрати Зубайр с юных лет отличался физической силой и стремлением к справедливости. Приняв ислам, он не скрывал этого. Враги Ислама, проживавшие в Мекке, всячески притесняли его и подвергали гонениям. Ему не раз приходилось защищать себя , используя силу и оружие. Однажды, находясь у себя дома в Мекке, он услышал чей-то возглас о том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) пал жертвой от рук неверных, и Зубайр, не накинув рубашки, выхватил меч и выбежал на улицу. В пути ему повстречался сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), и он рассказал все что произошло. Пророк спросил его, что он намеревался сделать. Зубайр ответил: «О, Пророк Аллаха! Я бы прикончил всех врагов, до тех пор, пока сам бы не погиб!» После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) остался доволен этим ответом и с благодарностью совершил ду’а.
Хазрати Зубайр побывал в Эфиопии, затем возвратился в Медину и был участником всех сражений, находился неотступно с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и проявил чудеса самоотверженности. Он принимал участие в войнах при Ухуде и Хадабийя и поклялся до последних сил сражаться ради веры Ислама. Он выделялся мастерским владением мечом и отличался воинской доблестью. Во время одного из сражений он своим мечом разрубил надвое одного неверного, напавшего на мусульман. Когда окружающие восхитились этим и провозгласили «Какой хороший меч!», он ответил: «Дело не в оружии, а в отважном сердце». А меч хазрати Зубайра был действительно великолепен, его украшали драгоценные камни, стоимость его была равна трем тысячам дирхемов (согласно Сахих Бухари).
Перед началом сражения при Хандаке Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обратился к своим приближенным с вопросом, кто доставит сведения о противнике? Хазрати Зубайр тут же выступил вперед и сказал: О, Посланник Аллаха! Позволь мне выполнить это задание, и получив разрешение, он отправился в стан врага и разведал все о противнике. Выслушав его доклад Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), сказал: «У каждого пророка есть верный друг и помощник, для меня таким человеком является Зубайр!» (передал Ибн Маджаж).
Зубайр много сделал для ислама после кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) во времена Абу Бакра и хазрати Омара. Он способствовал победам Ислама во многих странах. Во времена хазрати Омара, когда ему предложили стать правителем одной из провинций Египта, он заявил: «Я не приму этого назначения, и готов дальше воевать, ради Всевышнего и благородных целей».
Хазрати Зубайр был высокого роста, с небольшой бородкой, голубоглазый, с чистой душой, деловитый и откровенный, он отличался своим милосердием. Его милость была до такой степени глубока, что мусульмане Медины и ее окрестностей, в особенности, нуждающиеся и сироты, души не чаяли в нем, в ответ на ту заботу, которой он окружил их всех. Он часто любил повторять: «Что из того, если я буду жить в роскоши, а окружающие меня будут пребывать в нищете!» Именно поэтому все его мысли были сосредоточены на том, как принести людям пользу.
islam-today.ru