Зубайр ибн Аль-‘Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн ‘Абдуль‘узза ибн Кусаю ибн Киляб Аль-Кураши Аль-Асади, Абу Абдуллах (да будет доволен им Аллах) родился в 28 году до хиджры. Его род сливается с родом Пророка Мухаммада ﷺ на его пятом прадеде – Кусайе.
Он также приходится двоюродным братом Пророку Мухаммаду ﷺ. Зубайр был сыном Сафийи бинт ‘Абдульмутталиба, тёти Пророка и родной сестры господина шахидов Хамзы ибн ‘Абдулмутталиба ﷺ. Помимо этого, мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) была его тётей.
Зубайр является одним из десяти сподвижников, которые при жизни были обрадованы вестью о Рае, и одним из шести сахабов, которые входили в Шура (совет) правителя правоверных ‘Умара ибн Аль-Хаттаба رضي الله عنه.
Он одним из первых в Мекке в возрасте 15 лет принял Ислам, следуя призыву Абу Бакра Ас-Сиддика رضي الله عنه. После принятия Ислама Зубайр, как и все уверовавшие первыми жители Мекки, подвергся мучительным пыткам со стороны своих родственников.
Дядя Зубайра завязывал его в циновку и пытал огнём, требуя вернуться в язычество. На это Зубайр отвечал, повторяя одни и те же слова: «Я никогда больше не стану неверующим!».
Хиджра Зубайра
Вместе с другими первыми уверовавшими в Мухаммада жителями Мекки ﷺ Зубайр совершил хиджру в Эфиопию, где оставался до тех пор, пока Посланник Аллаха ﷺ не разрешил вернуться обратно в Мекку.
Он женился на дочери Абу Бакра Асме (да будет доволен им Аллах) и вместе с ней во второй раз совершил хиджру (переселился) в Медину. Асма бинт Абу Бакр была известна своими подвигами во имя Ислама. Один из таких поступков она совершила, когда Пророк ﷺ вместе с её отцом переселялся в Медину.
Во время пребывания в пещере Хираъ на горе Савр Хафса готовила им еду и держала их в курсе всего, что происходило в то время в Мекке. Еду и сведения она доводила до Пророка ﷺ, отправляя к ним человека с известиями о действиях преследователей.
Плодом благословенного брака Хафсы и Зубайра после переселения в Медину стал их сын ‘Абдуллах ибн Зубайр, который стал первым родившимся у мусульман ребёнком после хиджры. Потом у них родился и другой сын Мус‘аб.
Почему от Зубайра передаётся очень мало хадисов?
Зубайр старался неотступно следовать за Пророком ﷺ и быть с ним неразлучным, тем не менее, от него передаётся очень мало хадисов. ‘Абдуллах ибн Зубайр рассказывал, что он спросил своего отца Зубайра:
مَا لِيَ لَا أَسْمَعُكَ تُحَدِّثُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَمَا أَسْمَعُ ابْنَ مَسْعُودٍ، وَفُلَانًا وَفُلَانًا؟ قَالَ: أَمَا إِنِّي لَمْ أُفَارِقْهُ مُنْذُ أَسْلَمْتُ، وَلَكِنِّي سَمِعْتُ مِنْهُ كَلِمَةً، يَقُولُ: مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا، فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ
«Что это я не слышу от тебя, чтобы ты передавал что-то от Посланника Аллаха ﷺ, как передаёт Ибн Мас`уд, и такой-то, и такой-то?». Тот ответил: «Что касается меня, то я не расставался с ним с тех пор, как принял Ислам, однако я слышал от него (Пророка ﷺ) слова: «Тот, кто намеренно скажет обо мне ложь, пусть приготовится занять своё место в Аду«». (Имам Ахмад, 1413; Ибн Маджах, 36; Баззар, 970)
Достоинства и заслуги Зубайра
Он был первым, кто вытащил меч из ножен на пути Аллаха. Хишам ибн ‘Урва передаёт от своего отца следующие слова:
إِنَّ أَوَّلَ رَجُلٍ سَلَّ سَيْفَهُ فِي اللَّهِ الزُّبَيْرُ بْنُ الْعَوَّامِ
«Первым человеком, который вытащил из ножен меч на пути Аллаха, был Зубайр ибн Аль-‘Аввам». (Имам Ахмад, «Фазаил ас-сахаба», 1266; Абу Ну‘айм, «Хильят аль-авлияъ»)
Он был одним из близких сподвижников и помощников Пророка ﷺ. От Джабира ибн ‘Абдуллаха передаётся:
نَدَبَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ النَّاسَ يَوْمَ الخَنْدَقِ، فَانْتَدَبَ الزُّبَيْرُ، ثُمَّ نَدَبَهُمْ فَانْتَدَبَ الزُّبَيْرُ، ثُمَّ نَدَبَهُمْ فَانْتَدَبَ الزُّبَيْرُ، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ لِكُلِّ نَبِيٍّ حَوَارِيًّا وَحَوَارِيَّ الزُّبَيْرُ قَالَ سُفْيَانُ: الحَوَارِيُّ: النَّاصِرُ
«Во время битвы у рва (хандак) Пророк ﷺ стал побуждать людей, и отозвался Зубайр ибн Аль-‘Аввам. Затем он снова стал побуждать их, и снова отозвался Зубайр. Затем он снова стал побуждать их, и снова отозвался Зубайр, и тогда Пророк ﷺ сказал: «Поистине, у каждого Пророка был свой апостол, а моим апостолом является Зубайр«». Суфьян ибн ‘Уйяйна сказал: «Апостол – это помощник». (Бухари, 2997; Муслим, 2415)
В день великого сражения при Бадре ангелы снизошли в его образе. От ‘Урвата رضي الله عنه передаётся:
نَزَلَ جِبْرِيلُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمَ بَدْرٍ عَلَى سِيمَاءِ الزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ وَهُوَ مُعْتَجِرٌ بِعِمَامَةٍ صَفْرَاءَ
«Ангел Джибриль в день сражения при Бадре снизошёл в образе Зубайра ибн Аль-‘Аввама, обвязав голову жёлтой чалмой». (Табарани, «Му‘джам аль-кабир», 230)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Хаким, сообщается, что ‘Аббад ибн Ибрахим ибн ‘Абдуллах ибн Зубайр сказал:
كَانَتْ عَلَى الزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ يَوْمَ بَدْرٍ عِمَامَةٌ صَفْرَاءُ مُعْتَجِرٌ بِهَا، فَنَزَلَتِ الْمَلَائِكَةُ عَلَيْهِمْ عَمَائِمُ صُفْرٌ
«На Зубайре ибн Аль-‘Авваме в день сражения при Бадре была жёлтая чалма, которой он обвязал свою голову. Потом снизошли ангелы, на которых были жёлтые чалмы». (Хаким «Аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихайн», 5554)
Зубайр ибн Аль-‘Аввам во всех своих делах уповал на Всевышнего Аллаха. Даже перед смертью он завещал своему сыну уповать во всём на Всевышнего. Когда Зубайр ибн Аль-‘Аввам лежал на смертном одре, он позвал своего сына ‘Абдуллаха и завещал ему выплатить все его долги:
— Если ты не сможешь выплатить долги, обращайся за помощью к моему Покровителю.
— О каком покровителе ты говоришь? – спросил его ‘Абдуллах.
— Об Аллахе. Прекрасен Он как Покровитель и прекрасен как Помощник, – ответил Зубайр.
‘Абдуллах ибн Зубайр в дальнейшем клялся, что каждый раз, когда он впадал в долги, он молился: «О Покровитель Зубайра, помоги мне выплатить мой долг». И это каждый раз помогало. («Хамалят Аль-Куръан мин ас-сахаба аль-кирам»)
После убийства ‘Усмана ибн ‘Аффана Зубайр вместе Тальхой ибн ‘Убайдула был в числе тех, кто в день сражения «Джамаля» вышел в Басру с требованием выдать убийц ‘Усмана. Но после того как ‘Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه напомнил ему слова Пророка ﷺ о том, что Зубайр будет несправедливо воевать с ним, он отказался от своих намерений и ушёл оттуда.
По пути, дойдя до местности Вади Ас-Саббаг, Зубайр остановился, чтобы совершить намаз. В это время к нему сзади подкрался некий ‘Амр ибн Джурмуз и предательски убил его. Убив Зубайра, он поспешил к ‘Али, чтобы обрадовать его и положить перед ним запятнанный кровью Зубайра меч. Но Али был очень опечален этой вестью. Он не разрешил ему войти к себе и приказал прогнать. «Обрадуйте убийцу сына Сафийи (Зубайра) вестью, что он попадёт в огонь Ада», – сказал он.
А когда принесли меч Зубайра, ‘Али поцеловал его и горько заплакал, сказав: «Клянусь Аллахом, это меч, при помощи которого его хозяин долго защищал Посланника Аллаха ﷺ от скорби и печали!». Так же предательски был убит Тальха. Он погиб от стрелы, выпущенной ему в спину Марваном ибн Аль-Хакамом.
После того как похоронили Зубайра и Тальху, ‘Али ибн Абу Талиб попрощался с ними и, взглянув на их могилы, завершил свою речь следующими словами:
سَمِعَتْ أُذُنِي مِنْ فِي رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ يَقُولُ: طَلْحَةُ وَالزُّبَيْرُ جَارَايَ فِي الجَنَّةِ
«Вот этими ушами я слышал из уст Посланника Аллаха ﷺ слова: «Тальха и Зубайр – мои соседи в Раю»». (Тирмизи, 3741)
Зубайр ибн ‘Аль-Аввам (да будет доволен им Всевышний Аллаха) покинул этот мир в возрасте 66-67 лет в месяц Джумад аль-уля 36 года по хиджре.
islamdag.ru