Ситуация в Медине
Период когда в Медине стали господствовать мусульмане – это чрезвычайно оживленное время, полное усердия, порывов души, время внедрения всеобъемлющих принципов ясной религии «дини мубин», освещающей весь мир. Время упрочения принципов Ислама благодаря пролитой крови борцов, погибших за веру (шахидов) и участников войн (гази).
В Медине, раскрывшей объятья Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и Мухаджирам, все еще продолжали существовать риск, опасность и угроза. Условия там вначале нельзя было назвать благоприятными во всех отношениях. Ибо кроме Ансаров и Мухаджиров в Медине были еще смутьяны и иудеи, которые использовали каждый удобный случай для того, чтобы воспрепятствовать победе Ислама. Лицемеры (мунафики), хотя внешне и казались мусульманами, однако в душе по-прежнему продолжали поклоняться своим идолам. Всевышний Аллах сурово предостерегает их в Суре «Ат-Тавба», 101:
وَمِمَّنْ حَوْلَكُم مِّنَ الأَعْرَابِ
مُنَافِقُونَ وَمِنْ أَهْلِ الْمَدِينَةِ مَرَدُواْ عَلَى النِّفَاقِ لاَ تَعْلَمُهُمْ
نَحْنُ نَعْلَمُهُمْ سَنُعَذِّبُهُم مَّرَّتَيْنِ ثُمَّ يُرَدُّونَ إِلَى عَذَابٍ
عَظِيمٍ
«Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть мунафики, которые упорствуют в [своем] лицемерии. Ты [о Мухаммад] не распознаешь их, Мы же знаем их и накажем дважды. А затем они будут подвергнуты великому наказанию».
И в самом деле, мунафики были в такой степени искусны в своем лицемерии, что их двуличность не мог порой почувствовать даже Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он узнавал об этом лишь тогда, когда ему сообщал это Сам Всевышний Аллах. Ибо мунафики, каким-то чутьем умеющие предугадывать все возможные пути к их критике и осуждению, соответственно этому действовали исподтишка, крайне коварно и ехидно. В то же время и мекканские язычники – мушрики, вынудившие нашего Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и мусульман совершить хиджру, не сидели сложа руки, разжигая очаг смуты и раздоров, зажженный мунафиками Медины. Они не могли спокойно смотреть на распространение Ислама и его расцвет и постоянно в своих письмах призывали мунафиков уничтожить Ислам и мусульман. В их посланиях были угрозы, что в случае, если мусульмане не будут уничтожены, то, собрав всех арабов, они порубят всех жителей Медины, не разбирая, мумины это, мунафики или мушрики. Для устрашения местных жителей и стравливания их с мусульманами они, направив банду разбойников, заставили их похитить отары овец, принадлежавшие жителям Медины. Ситуация становилась весьма опасной. Ночами мусульмане дежурили на улицах и принимали всяческие меры предосторожности на случай внезапного нападения. Даже Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проводил ночи без сна. За пределы Медины были направлены военные подразделения, и все было под контролем.
С другой же стороны, существовали иудейские племена, бывшие самыми ярыми врагами мусульман, выжидавшими удобного случая. Поскольку иудеи стали обладателями религиозной информации раньше, именно они неистовее всех вели борьбу против мусульман, создавая им больше всех трудностей. Поэтому в Суре «Аль-Бакара», которая стала первой сурой, ниспосланной в Медине, придается огромное значение вопросу призыва иудеев к Исламу. После призыва всех людей, между 40-вым и 162-ым аятами, а в 123-ем аяте, в особенности, ведется речь о сынах Исраиля. Больше половины суры посвящено им. Иногда к ним обращаются напрямую, иногда о них говорится в третьем лице, иногда отвергаются их притязания, а иногда им напоминается о благах, дарованных им для того, чтобы пробудить в их сердцах желание признания и принятия Ислама.[1]
*
Иудейский поэт Каб бин Ашраф подвергал нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) осмеянию в эпиграммах и настраивал язычников (мушриков) Курайша против Него. Поэты-мушрики Курайша тоже читали стихи, направленные против Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Самый сильный поэт Ансаров, Хассан бин Сабит, просил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) разрешения высмеять мекканских мушриков. И Он дал разрешение.[2]
В ту эпоху стихотворение обладало таким же огромным воздействием, как современные средства информации. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) установил в мечети специальный минбар для поэта Хассана бин Сабита. Хассан, находясь на этой трибуне, высмеивал в своих эпиграммах и памфлетах тех, кто обижал, оскорблял и причинял душевную боль Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Рухуль-Кудс (Джабраиль) с Хассаном, пока он защищает Посланника Аллаха».[3]
Всевышний Аллах повелел Своему Пророку быть терпеливым и прощать иудеев и мушриков, доставлявших нашему Господину (саллаллаху алейхи ва саллям) и его асхабам столько мук и страданий.
Однажды, еще до битвы при Бадре, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сел на мула и посадил позади себя Усаму бин Зейда, намереваясь навестить Сада бин Убаду, который заболел. По дороге Он заглянул на собрание, где присутствовал и Абдуллах бин Убей бин Салюль, который в то время еще не дал клятву о том, что стал мусульманином (он открыто демонстрировал свое неверие и безбожие). Собрание состояло из людей, придерживающихся различных верований. Тут были и мусульмане, и иудеи, и мушрики–идолопоклонники. На этом собрании также был Абдуллах бин Раваха. Когда пыль, поднятая копытами мула Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), достигла того места, где проходило собрание, Абдуллах бин Убей, прикрыв нос краем одежды, сказал:
– Не пыли на нас и не пачкай нас!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) остановился, поприветствовав их, сошел со своего мула и призвал их уверовать в Аллаха. Прочитал им аяты Корана. Абдуллах бин Убей воскликнул:
– Послушай, ты! Ты поступаешь нехорошо, читая это! Если то, что ты говоришь – истина, тогда не мучай нас, не причиняй нам страданий. Иди домой и рассказывай это тем, кто пришел слушать тебя!
Абдуллах бин Раваха сказал:
– Напротив, о Посланник Аллаха! Ты приходи на наши собрания, нам это очень нравится.
Мусульмане, мушрики и иудеи, вступив в перепалку, стали ссориться друг с другом. Они были уже готовы наброситься друг на друга, но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) утихомирил их. Когда напряженность спала, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сел на своего мула и приехал к Саду бин Убаде. Он рассказал ему об инциденте. Сад сказал:
«О Посланник Аллаха! Прости его, прояви снисходительность к нему! Клянусь Аллахом, ниспославшим Тебе Книгу! В то время, когда Аллах послал Тебя в качестве Пророка, жители этого города договорились о том, чтобы назначить его вождем и надеть на его голову корону. Когда Аллах, послав Тебя с истинной религией, сорвал и провалил его план стать царем, он очень расстроился, мир будто бы стал тесен ему, не давая дышать спокойно. Наверное, его поступки вызваны этим».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) простил Абдуллаха за этот инцидент. Был ниспослан 186-ой священный аят Суры «Али Имран»…..
لَتُبْلَوُنَّ فِي أَمْوَالِكُمْ
وَأَنفُسِكُمْ وَلَتَسْمَعُنَّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ
مِن قَبْلِكُمْ وَمِنَ الَّذِينَ أَشْرَكُواْ أَذًى كَثِيراً
وَإِن تَصْبِرُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الأُمُورِ.
«Ваше [о мусульмане!] имущество и вы сами подвергнетесь испытанию. И вы услышите от тех, кому было даровано Писание задолго до вас, и от многобожников много обидных слов. Но если вы будете терпеливы и благочестивы, то проявите твердость в делах».
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и его асхабы после ниспослания этого аята стали, как и было велено, прощать за такого рода страдания и муки, которые они испытывали от мушриков и людей Писания – Ахли Китаб.[4]
Разрешение на ведение военных действий: «С развязавшими войну против вас начните воевать и вы!»
В начале Его пророческой миссии Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было велено не воевать против неверующих. На нем лежала ответственность за призыв язычников к принятию того, что Всевышний Аллах Един. Он должен был терпеливо сносить муки, Выпавшие Ему на этом пути, не придавать значения неподобающему поведению невежественных людей, проявляя терпение и закрывая на это глаза. Язычники Курайша же подвергали многочисленным истязаниям тех, кто последовал за Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пытаясь вынудить их отступить от веры. Кто-то из мусульман, не сумев вынести пыток, отказался от своей веры, кто-то во имя своей религии был вынужден, покинув родину, где родился и вырос, совершить хиджру в Эфиопию, а кто-то в Медину. События стали разворачиваться таким образом, что политика «терпения и выдержки», проводимая Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для сохранения мира, более была невозможна. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал искать помощи у Своего Господа, увидев, что терпения и выдержки стало недостаточно, необходимо защищаться. Он стал ждать Божественного откровения. Оно пришло, когда мушрики окончательно рассвирепели, опровергли Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), проявив неблагодарность в ответ на то, что Аллах милостиво пожаловал им блага, когда они стали причинять беспокойство мусульманам в их же собственном доме, подвергая мучительным пыткам. Именно в это время были ниспосланы священные аяты, дающие разрешение на принявший характер необходимости джихад, нужный для защиты религии, родины и верующих.
أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَاتَلُونَ بِأَنَّهُمْ ظُلِمُوا وَإِنَّ اللَّهَ عَلَى نَصْرِهِمْ
لَقَدِيرٌ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيَارِهِمْ بِغَيْرِ حَقٍّ إِلَّا أَن
يَقُولُوا رَبُّنَا اللَّهُ وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لَّهُدِّمَتْ
صَوَامِعُ وَبِيَعٌ وَصَلَوَاتٌ وَمَسَاجِدُ يُذْكَرُ فِيهَا اسْمُ اللَّهِ
كَثِيراً وَلَيَنصُرَنَّ اللَّهُ مَن يَنصُرُهُ إِنَّ اللَّهَ لَقَوِيٌّ
عَزِيزٌ
«Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не даровал одним людям возможность защищаться от других, то непременно были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного славят имя Аллаха. Нет сомнения, Аллах помогает тому, кто Ему помогает. Воистину, Аллах — Сильный, Великий». (Сура «Аль-Хадж», 39-40)
وَقَاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ
وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبِّ الْمُعْتَدِينَ
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы]». (Сура «Аль-Бакара», 190)
Всевышний Аллах сообщил следующее по поводу того, во имя какой цели и по какой причине должна вестись война:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلّه فَإِنِ
انتَهَوْاْ فَإِنَّ اللّهَ بِمَا يَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха], и пока они не будут поклоняться только Аллаху. Если же они будут [совращать с пути верующих], то ведь Аллах видит то, что они вершат». (Сура «Аль-Анфаль» 39)
Разрешение на ведение войны было следствием враждебного отношения к мусульманам. Джихад был сделан необходимостью (фардом) для защиты пяти ценностей, называемых «Зарурат-и хамса», – имущества, жизни, рода, разума, религии, которые необходимо защищать для сохранения существования общества и для противостояния агрессии врагов. Это Божественное повеление было нацелено на то, чтобы те, кто заставляет людей отступить от веры, получили свое возмездие, а так же на устранение препятствий, стоящих на пути распространения Божественных истин – таблига. Султан Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям), будучи послан как милость для миров и обладая огромным потенциалом милосердия, сострадания, распространявшегося на все человечество в целом, все же участвовал в великих и тяжких изнурительных войнах. Этот факт объясняется необходимостью ведения Им борьбы за Единобожие – Тавхид, обеспечения мира и спокойствия в обществе. Вот почему наш уважаемый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в одном из своих славных хадисов:
«Я – Пророк милосердия и войны».[5]
Всевышний Аллах, наряду с аятами, сообщающими о том, что джихад разрешен, ниспослал также священные аяты, стимулирующие Его Пророка и верующих на выполнение этого Божественного повеления:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ حَسْبُكَ
اللّهُ وَمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ حَرِّضِ
الْمُؤْمِنِينَ عَلَى الْقِتَالِ
«О Пророк! Достаточно тебе и твоим последователям из числа верующих Аллаха. [Никогда не бойся врагов, и даже] О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться [с ними]». (Сура «Аль-Анфаль»,64-65)
أَلاَ تُقَاتِلُونَ قَوْماً نَّكَثُواْ أَيْمَانَهُمْ وَهَمُّواْ
بِإِخْرَاجِ الرَّسُولِ وَهُم بَدَؤُوكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ
أَتَخْشَوْنَهُمْ فَاللّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَوْهُ إِن كُنتُم مُّؤُمِنِينَ
قَاتِلُوهُمْ يُعَذِّبْهُمُ اللّهُ بِأَيْدِيكُمْ وَيُخْزِهِمْ وَيَنصُرْكُمْ
عَلَيْهِمْ وَيَشْفِ صُدُورَ قَوْمٍ مُّؤْمِنِينَ وَيُذْهِبْ
غَيْظَ قُلُوبِهِمْ .
«Неужели же [о верующие!] вы не сразитесь с людьми, которые преступили свои клятвы и усердствовали, чтобы изгнать [из Мекки] Посланника? Они первые начали [сражаться с вами]. Неужели вы боитесь их? Вам надлежит больше бояться Аллаха, если вы веруете. Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, ввергнет их в позор и поддержит вас против них. Ведь Он исцеляет сердца людей верующих и усмиряет гнев в их сердцах». (Сура «Ат-Тавба», 13-15)
Вместе с этими священными аятами были ниспосланы предостережения, касающиеся необходимости обязательного участия в джихаде:
كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ
شَيْئاً وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئاً وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ
وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ.
«Вам предписано сражаться с врагами Ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно – то для вас зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете». (Сура «Аль-Бакара», 216)
مَا كَانَ لِأَهْلِ الْمَدِينَةِ وَمَنْ حَوْلَهُم
مِّنَ الأَعْرَابِ أَن يَتَخَلَّفُواْ عَن رَّسُولِ اللّهِ وَلاَ يَرْغَبُواْ بِأَنفُسِهِمْ
عَن نَّفْسِهِ .
«Не следовало жителям Медины и бедуинам из близлежащих степей избегать [участия в походе] Посланника Аллаха и печься только о себе, а не о нем». (Сура «Ат-Тавба»,120)
قُلْ إِن كَانَ آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَآؤُكُمْ وَإِخْوَانُكُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ وَعَشِيرَتُكُمْ
وَأَمْوَالٌ اقْتَرَفْتُمُوهَا وَتِجَارَةٌ تَخْشَوْنَ كَسَادَهَا وَمَسَاكِنُ
تَرْضَوْنَهَا أَحَبَّ إِلَيْكُم مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ وَجِهَادٍ
فِي سَبِيلِهِ فَتَرَبَّصُواْ حَتَّى يَأْتِيَ اللّهُ بِأَمْرِهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي
الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ.
«Скажи [о Мухаммад]: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, [если все это] милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей»». (Сура «Ат-Тавба», 24)
После ниспослания этих Божественных откровений наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и следовавшие за Ним верующие начали серьезную подготовку к войне против язычников.
[1] См. Драз «Ан-Набауль-Азим», стр. 178.
[2] Бухари «Манакыб», 16; Муслим «Фадаилус-Сахаба», 156-157.
[3] Абу Дауд «Адаб», 87/5051.
[4] Бухари «Тафсир», 3/15.
[5] Ахмад, VI, 396.