Мекканский период пророческой миссии Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)
Начало ниспослания божественных откровений. Вещие сны.
Наш Пророк – Свет Мироздания (саллаллаху алейхи ва саллям) – удостоился Своего звания и степени Пророка в 40 лет, когда после периода высоконравственной, целомудренной молодости вступил в период Своей необыкновенно совершенной семейной жизни. Когда до сорокалетия нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) оставалось полгода, Всевышний и Всемогущий Аллах «открыл» для Него «священную школу» в пещере Хира, находящейся в Мекке. В процессе обучения, не требовавшего наличия тетради, книги и пера, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) брал уроки у Всевышнего Аллаха, уроки, носившие характер вечного таинства. Так Всевышний Аллах готовил Его к восприятию Божественных откровений (вахий). Первые шесть месяцев этот подготовительный период реализовался в виде вещих снов или Руйя-и садыка (способных уместиться в рамках нашего разума). То есть, все, что бы ни увидел во сне Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), в точности воплощалось в жизни…
Святая Айша (радыйаллаху анха) изволила сказать по этому поводу следующие слова:
«Божественное откровение – вахий – начало снисходить к нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) в виде вещих снов (руйя-и салиха). Каждый увиденный Им сон реализовался в жизни так же явно, как наступал утренний рассвет». (Бухари «Бад’уль-Вахий», 3).
Поскольку миссия пророка – это огромная и тяжкая обязанность, то для того, чтобы наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) привыкал к этой важной миссии и готовился к ее выполнению, вначале к Нему во снах стал являться Джабраил (алейхис салям).
Согласно передаче Алкама ибн Каиса, предписания, запреты, известия, посылавшиеся пророкам до той поры, пока их сердца не обретали спокойствия, снисходили к ним в снах, а позднее – в виде Божественных откровений.[1]
Поэтому одним из тех путей, по которым пророки воспринимали Божественные откровения и внушения, был сон. Доказательством этого факта являются слова Ибрахима (алейхис салям), приведенные в 102 аяте Суры «Ас-Саффат»:
قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى
«О сын мой! Воистину, я видел во сне, что приношу тебя в жертву с закланием. Что ты об этом думаешь?» (Сура «Ас-Саффат», 102)
Наряду с этим, глаза пророков спят, однако сердца их бодрствуют.[2] Поэтому ничто не может послужить препятствием к тому, чтобы они воспринимали Божественные откровения и во сне.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) позднее изволил сказать так по поводу вещих снов:
«Вещие сны – это 1/46 часть пророческой миссии!»
И в самом деле, этот отрезок времени, равный 6 месяцам, соответствует 1/46 части 23-летнего периода пророчества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). (Бухари «Табир», 26; Муслим «Руйя», 6).
[1] Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 55.
[2] Бухари «Манакыб», 24.