Год делегаций (послов)
Мекка была завоевана, Война в Хунайне выиграна, жители Таифа спустя год после осады стали мусульманами, а Табукская война, полная испытаний, победоносно завершилась. Отныне на Аравийском полуострове не осталось ни единого препятствия, могущего стать преградой на пути Ислама. Арабские племена, которые обрели возможность напрямую узнать о великолепии и благородстве Ислама, стали, посылая делегации к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), проявлять свою привязанность и верность. Эти делегации, прибывавшие из Йемена, Бахрейна, Аммана, Сирии и границ Ирана, приезжали для того, чтобы сообщить Ему о том, что желают стать мусульманами, или же о том, что приняли религию Ислам. Они также просили Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) направить к ним учителей, которые могли бы обучать их Исламу, и духовных руководителей (муршидов).
Племя Туджиб являет собой чудесный пример того, как прибывавшие представители племени, изучив основы Ислама на месте лично у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), немедленно возвращаясь к своим соплеменникам, начинали передавать им полученные знания. Делегация этого племени, в которой было тринадцать человек, прибыла к Пророку Аллаха. С собой они привезли также закят. Такой их поступок очень понравился Посланнику Аллаха. Поприветствовав их, Он сказал:
«Добро пожаловать!»
Затем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) велел Билялю Хабаши оказать им наилучший прием. Делегаты, обращаясь к Пророку Аллаха, сказали:
– О Посланник Аллаха! Мы привезли с собой ту часть добра, которая причитается Аллаху, чтобы передать Тебе.
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил ответить им так:
– Увезите это назад и раздайте бедным людям!
Делегаты объяснили:
– О Посланник Аллаха! Мы привезли Тебе лишь то, что осталось после раздачи бедным людям!
Высокочтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал, обращаясь к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
– Постижение истинной веры и вступление на путь истины находится во власти Аллаха. Аллах раскрывает сердце к принятию Ислама у того человека, кому Он желает добра!
Представители Бани Туджиб задали ряд вопросов, касающихся Корана и Сунны, Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ответы на заданные вопросы были вручены им в письменном виде. Симпатия, внимание и интерес Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) к ним при виде их стараний и усердия усилились. Делегация, пробыв несколько дней, пожелала уехать. Их спросили:
– Отчего вы так спешите?
Те ответили:
– Вернувшись к соплеменникам, мы расскажем им все то, что увидели и узнали, расспросив Посланника Аллаха.
Придя к нашему Господину Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), они попрощались с ним. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил к ним Биляля Хабаши, приказав ему подарить им подарки и сказав, чтобы он проявил к ним больше расположения и оказал им больше благодеяний по сравнению с другими делегациями. (Ибн Са`д, 1, 323; Ибн Каййум, III, 650-651)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пожелав, чтобы делегации какое-то время оставались в Медине, создал условия для изучения ими Священного Корана, основ религии, а также для постижения Ислама путем наблюдения за тем, как Он лично воплощал шариат в жизнь.
Например, когда прибыла делегация Абду`ль Кайса, Он попросил Ансаров оказать гостям радушный прием и принять их у себя, дав им наставление, чтобы обеспечить гостей необходимой информацией, касающейся религии и дать им возможность выучить нужные Суры, находясь рядом со знающими. Придя утром, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), справившись у гостей об их самочувствии, спросил: довольны ли они приемом, оказываемым им Ансарами. Они высказали свое удовлетворение по этому поводу. После этого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всех членов делегации разместил по одному или по два человека в домах своих асхабов, дабы они могли спокойно обучаться предписаниям религии, наблюдая за мусульманами и за тем, как они претворяют в жизнь предписания шариата. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), оставшийся в высшей степени довольный усердием своих асхабов и решимостью изучать предписания Ислама представителями племени Абду`ль–Кайса, проявляя интерес и внимание к каждому из них, лично проконтролировал знание аятов Корана, Тахиййята, Суры «Аль-Фатиха», выученных ими наизусть, а также законов и предписаний Ислама.[1]
Вот таким образом Ислам распространился по всей Аравии. Люди в массовом порядке принимали Ислам. Медину переполняли гости, прибывавшие ежедневно. А Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) встречал их самым прекрасным образом, оказывая им честь и любезный прием. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) беседовал с ними согласно их положению, манерам и обычаям, получал сведения о ситуации в тех местах, где они проживали. Он отвечал на их вопросы, выслушивал их просьбы, разрешал их проблемы, оставляя в их сердцах свет, покой и радость Ислама.[2] Отныне пришел конец прежним трудностям и мукам, которые исчезли, оставив место благодатной любезности. Всевышний Аллах изволил сказать так в связи с необходимостью отплаты благодарностью за эту милость, оказанную им Высокочтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), а в его лице и всем остальным муминам:
إِذَا جَاء نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ
فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجاً
فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ
وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّاباً
Значение: «Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа. И когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха, то воздай хвалу Господу твоему, и проси у Него прощения, ибо Он Прощающий». (Сура «Ан-Наср», 1-3)
В 9-ом году хиджры Ислам начал быстро распространяться, а в Медину стали в массовом порядке приезжать послы различных племен с целью изучения истинной религии (дини-мубин). И поэтому этот год был назван годом послов.
[1] Ахмад, III, 402.
[2] См. Насаи «Умра», 5.