Восьмой год Хиджры
Смерть дочери нашего Учителя Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Зайнаб (радыйаллаху анха)
Высокочтимая Зайнаб (радыйаллаху анха), когда ее везли из Мекки, упав с верблюда, заболела. Впоследствии она так и не смогла оправиться от своей болезни и в начале восьмого года по хиджре скончалась. Ее тело обмывали Умму Айман, Умму Аттийя (радыйаллаху анхума) из Ансаров, и Матери правоверных Сафийя и Умму Салама (радыйаллаху анхума). В это время Посланник Аллаха, придя к ним, сказал:
«Начинайте омовение с правой стороны и с тех органов тела, которые омывают при вуду. Омывайте тело водой и сидром[1] нечетное количество раз – три, пять, если считаете нужным – семь раз и больше. Омывая тело в последний раз, налейте в воду камфару. Закончив омовение тела, дайте знать мне!»
Волосы высокочтимой Зайнаб расчесали, разделили на три пряди и сделали из них локоны. Два локона были скручены справа и слева, а один локон – спереди. Когда женщины завершили омовение тела Зайнаб (радыйаллаху анха), Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), протянув им полотенце, завязанное у Него на поясе, и сказал им:
«Сделайте из него нижнюю нательную рубашку для Зайнаб!»[2] (Бухари «Джанаиз», 9, 13-17; Муслим «Джанаиз», 36; Ибн Са`д, VIII, 34-36)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после совершения намаза джаназа, скорбный и печальный, спустился в могилу. Постояв немного в ней, Он поднялся радостно наверх и сказал:
«Подумав о немощности Зайнаб и о ее истощенном состоянии, Я вознес Аллаху молитву-дуа с просьбой об облегчении трудностей в могиле. Всевышний Аллах, приняв мое пожелание, облегчил ей муки в могиле!» (Ибн Асир «Усду`ль – Габа», VII, 131)
[1] Сидр – дерево, произрастающее в Аравии. Это одна из разновидностей черешни. У дерева легкие и нежные листья и обильная крона, дающая густую тень. К этой же породе деревьев относится и дерево, называемое в нашем народе Трабзонская Хурма. Листьями дерева сидр омывают тела покойников. (Асим Эфенди «Камус», II, 385).
[2] Саван для мужчин, согласно Сунне, состоит из трех частей: Изара, нательной рубахи и ткани, чтобы завернуть тело. Саван для женщин состоит из пяти частей: Изар, платок, ткань для заворачивания тела, нижняя нательная рубаха, ткань для прикрытия и завязывания груди и живота.
Война в Муте – поэма, написанная горсткой асхабов. (Джейшу`ль-Умера)
Сидр – дерево, произрастающее в Аравии. Это одна из разновидностей черешни. У дерева легкие и нежные листья и обильная крона, дающая густую тень. К этой же породе деревьев относится и дерево, называемое в нашем народе Трабзонская Хурма. Листьями дерева сидр омывают тела покойников. (Асим Эфенди «Камус», II, 385).
[1] Саван для мужчин, согласно Сунне, состоит из трех частей: Изара, нательной рубахи и ткани, чтобы завернуть тело. Саван для женщин состоит из пяти частей: Изар, платок, ткань для заворачивания тела, нижняя нательная рубаха, ткань для прикрытия и завязывания груди и живота.
(Джамазийалавваль 8/Август – Сентябрь 629г)
Посланные Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) люди с целью призыва к Исламу, отправляясь с письмами к правителям и наместникам, хотя порой и подвергались оскорблению с их стороны, но все же возвращались целыми и невредимыми в Медину. К послам относились согласно правилу: посланный не отвечает за то, что ему поручено передать. Однако ситуация, в которую попал Харис бин Умейр (радыйаллаху анху), направившись к эмиру Бусры, была не такова. Когда Харис (радыйаллаху анху) прибыл в Муту, Шурахбил бин Амр – один из князей Гассанидов, преградив ему дорогу, спросил у него, куда он держит путь. Когда Харис (радыйаллаху анху) ответил ему, что он является послом Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), злосчастный деспот Шурахбил, поправ закон о неприкосновенности послов, жестоко расправился с благословенным сахабом,[1] убив его.
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно огорчился, узнав о том, что высокочтимый Харис (радыйаллаху анху) стал шахидом таким образом. Этот поступок Шурахбила, носивший характер открытой агрессии, направленной против Ислама, выражал неуважение к мусульманам, ни во что не ставившее и унижающее их. Поэтому немедленно было подготовлено войско численностью в тысячу человек. В противном случае авторитету Исламского города-государства Медины был бы нанесен ущерб, а последствия были бы самыми неблагоприятными.
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в соответствии с всеобъемлющими установлениями Ислама, разрушившего классовую неприязнь, присущую веку джахилий, назначил командующим войска своего вольноотпущенного раба Зейда (радыйаллаху анху). Он дал также следующее указание:
«Если Зейд станет шахидом на этой войне, то пусть командование возьмет на себя Джафар! Если смертью великомученика за веру падет и Джафар, то пусть командиром станет Абдуллах бин Раваха! Если и он станнит шахидом, то тогда пусть сами мусульмане выберут командующим кого-нибудь из верующих».
Некий иудей, услышавший эти слова, воспринял инструкцию Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) как объявление о смерти. Придя к высокочтимому Зейду (радыйаллаху анху), он сказал ему:
«Составь завещание! Если Мухаммад является Пророком, то ты не вернешься к Нему! Ибо те люди, имена которых называли Пророки Бани Исраиля, также не возвращались живыми, они умирали на войне».
Говоря эти слова, иудей пытался вселить чувство страха в сердце этого избранного человека. Однако Зейда (радыйаллаху анху) нисколько не огорчили его слова, он им даже обрадовался. (Ибн Касир «Аль-Бидайа», IV, 238)
Тому иудею, сеющему смуту, было неведомо, что высокочтимый Зейд (радыйаллаху анху), также как и все асхабы Пророка Аллаха, страстно жаждал отдать свою жизнь ради веры. Завершив свои приготовления, Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху) пришел к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проститься с Ним и сказал Ему:
– О Посланник Аллаха! Посоветуйте мне что-либо, что я бы мог выучить наизусть!
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
– Завтра ты отправишься в страну, где совершают очень мало земных поклонов Аллаху. Увеличь там количество намазов и земных поклонов Аллаху!
– О Посланник Аллаха! Дай мне еще наставлений! – попросил Абдуллах (радыйаллаху анху).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать ему:
– Постоянно упоминай имя Аллаха! Ибо поминание Аллаха – зикр – поможет тебе добиться желаемого! (Вакиди, II, 758)
Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проводил войско до местечка «Саниййату`л–Вада», находившегося за пределами Медины и, помолившись, отправил мусульман на борьбу с врагом. Он приказал им идти до того места, где был убит Харис, и там призвать жителей принять Ислам. Если же они не примут Ислам, то тогда велел биться с ними, призвав на помощь Аллаха.[2]
Жестокий тиран Шурахбил, получив известие о движении Исламского войска, при поддержке Византии подготовил войско численностью в сто тысяч человек. К ним присоединилось стотысячное войско христиан-арабов.[3] В трехтысячном Исламском войске стало известно о том, что силы врага столь многочисленны лишь тогда, когда мусульмане вступили на территорию Сирии. Поскольку мусульмане не ожидали оказаться в такой ситуации, они решили посовещаться между собой. Очень многие из них были сторонниками того, чтобы сообщить о сложившейся ситуации Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а затем действовать согласно Его указаниям. Ибо силы были настолько неравны, что их невозможно было даже сопоставить. Подобного история еще не видела. Когда они уже почти склонились к тому, чтобы сообщить о ситуации Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху) сказал всем следующие слова:
«Разве то, чего мы опасаемся сейчас, не есть то, что мы хотели получить, выходя в путь? Мы что же, воюем с врагом при помощи многочисленности войска и превосходства силы? Нет! Мы сражаемся при помощи силы, данной нам Аллахом! Что же мы стоим? Нас ждет один из двух прекрасных итогов: или смерть за веру, или победа борцов за веру!»
После этих слов было принято решение сражаться с врагом. Мусульмане быстро и решительно продолжили свой путь.
Зейд бин Аркам (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Я был сиротой, воспитывал меня Абдуллах бин Раваха. Когда он вышел в поход на Муту, он посадил меня позади себя на своего верблюда. Ночью, когда мы преодолели некоторое расстояние, я услышал, как он читал стихи следующего содержания:
«О мой верблюд! Если ты доставишь меня и мою ношу до колодца, находящегося в песках, а затем будешь вести меня во время четырех переходов, я впредь не выведу тебя в другие походы! Ты будешь предоставлен самому себе, и не будет у тебя хозяина! Я, наверное, не вернусь к своей семье! Надеюсь, что я стану шахидом! Мусульмане пришли, оставили меня на землях Шама страстно желающим остаться здесь навечно! Отныне для меня не имеет значения – появились ли финики, мне нет никакого дела до того, что политые деревья напоены дождевой водой, меня не интересуют финиковые деревья с их политыми корнями!»
Услышав эти стихи, я заплакал. Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху), коснувшись меня своей камчой, сказал мне:
«Ах, негодник! Что плохого для тебя в том, что Аллах удостоит меня звания шахида, и в том, что ты вернешься назад, сидя на верблюде среди добра? Я же таким образом избавлюсь от горя, забот и страданий этого мира!»
Ночью, сойдя с верблюда, он совершил два раката намаза. Вознеся Аллаху длинную молитву-дуа, он сказал:
«Иншааллах, во время этого похода я удостоюсь степени шахида!» (Ибн Хишам, II, 431-432; Вакиди, II, 759)
В деревне Мута горстка воинов Ислама под командованием высокочтимого Зейда (радыйаллаху анху), не моргнув глазом, совершила атаку на врагов. Люди, отдавшие свои сердца Единобожию – тавхиду, теперь, не задумываясь, отдавали свои жизни на пути Аллаха. В то мгновенье, когда сражение приняло ожесточенный характер, Зейд (радыйаллаху анху) – зеница ока Пророка Аллаха, один из восьми первых мусульман Мекки – пал смертью великомученика за веру, сраженный копьями неприятеля.
Согласно повелению Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), знамя взял в свои руки Джафар (радыйаллаху анху). Завладев знаменем, он как истинный герой бросился в самую гущу врагов. В результате полученных им ударов меча он потерял обе руки. Для того чтобы не выронить знамя Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он пытался прижать его к груди своими обрубленными руками. Через некоторое время он также стал шахидом. Высокочтимый Джафар (радыйаллаху анху) был пьян от любви и восторга, которые он испытывал к Аллаху и Пророку Его. Этот великий сахаб добился одобрения Господа, преуспев в том, что пожертвовал своей жизнью во имя Ислама. Настала очередь Абдуллаха бин Равахи (радыйаллаху анху).
Он с таким же воодушевлением, взяв знамя в руки, стал размахивать им, находясь среди врагов. Для того чтобы это не беспокоило его нафс, он завещал тем, кто находился рядом с ним, следующее: «Будьте свидетелями, я оставляю все мое добро, что находится в Мекке, государственной казне!» После этого он сражался геройски до тех пор, пока не принял смерть великомученика за веру.
Когда Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху) также стал шахидом, высокочтимый Халид бин Валид (радыйаллаху анху), который только-только принял Ислам и впервые участвовал в войне на стороне мусульман, взяв знамя в свои руки, продолжил схватку с неприятелем. Малочисленная армия мусульман оказала огромное сопротивление врагам, которые своим обилием напоминали полчища саранчи. В это время Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), стоя на минбаре в мечети, передавал славным асхабам все фразы сражения ежеминутно. Поле брани находилось у него перед глазами. Озабоченно и грустно сообщал Он, как один за другим воины принимали смерть великомучеников за веру:
«Зейд бин Харис взял знамя в руки. Шайтан тут же явился к нему. Стал показывать ему, что жизнь и земные блага прекрасны, а смерть – безобразна и уродлива. Зейд же ответил ему так: «Сейчас время, когда следует укреплять веру в сердцах муминов! Ты же хочешь, чтобы я полюбил земную жизнь с ее благами». Сказав эти слова, он двинулся вперед, вступил в схватку и стал шахидом. Поэтому просите Аллаха, чтобы Господь простил ему грехи».
Затем Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), продолжая свою речь, сказал:
«Сейчас он вошел в Рай и беспрерывно бегает там! Потом знаменем завладел Джафар. Шайтан тотчас явился к нему, желая показать земную жизнь красивой, а смерть – уродливой и безобразной. Джафар же сказал так: «Это время, когда следует укреплять веру в Аллаха в сердцах мусульман!» Сказав так, он двинулся вперед в атаку на врагов. Стал сражаться с ними и погиб как герой, отдав свою жизнь за веру Аллаха. Я свидетельствую, что он удостоился звания шахида».[4]
Потом Пророк Аллаха сказал:
«Просите, чтобы Аллах простил прегрешения вашего брата. Он попал в Рай как великомученик за веру. Сейчас он летает в Раю на двух рубиновых крыльях так, как он желает».
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил:
«После Джафара знамя взял Абдуллах бин Раваха!»
Сказав это, Посланник Аллаха замолчал на какое-то время. Лица Ансаров побледнели. Они начали думать, что Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху) сделал нечто, не понравившееся Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В это время высокочтимый Абдуллах, взяв знамя в руки и мчась на коне прямо на врагов, пытался угомонить свою мятежную душу, говоря так: «О естество мое! Я поклялся, что заставлю тебя покориться себе! Ты согласишься с этим само, или же я заставлю тебя сделать это насильно! Как я вижу, тебе не очень-то по душе Рай! Что ты представляешь собой кроме того, что являешься каплей воды в бурдюке тела? О естество мое! Разве ты не умрешь, если не будешь убито сейчас? Если ты предпочтешь великомученичество, поступив как те два человека, то тогда ты поступишь правильно! Если же запоздаешь, то будешь злосчастным!» В это время Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху), раненый в палец, спешился с коня и, наступив на этот палец, сказал: «Разве ты не есть всего-навсего кровоточащий палец? А несчастье, произошедшее с тобой, – это случай, имевший место на пути Аллаха и во имя Его!» Сказав эти слова, он с силой потянул руку вверх и оторвал висевший на лоскутке кожи палец. Затем стал вновь сражаться с врагами. Совершая, с одной стороны, малый джихад – сражение с врагами, с другой стороны, он продолжал великий джихад со своим естеством, говоря ему: «О мое естество! Если беспокойство твое связано с тем, что ты лишено супруги твоей, так тогда считай, что я совсем расстался с ней, трижды дав ей развод. Если ты беспокоишься оттого, что рабы твои находятся вдали от тебя, так я освободил их. Если же ты обеспокоено тем, что лишилось сада и огорода, то я отдал их на содержание нуждающихся, оставив их Аллаху и Пророку Его».
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил рассказывать о том, как разворачивались события на поле брани: «Абдуллах бин Раваха, собрав все свое мужество, со знаменем в руке стал биться с врагом и пал смертью шахида. Попал в Рай с оговорками. Поэтому просите у Аллаха прощения его грехов!»
Ансары тяжело восприняли слова Пророка Аллаха о том, что Абдуллах (радыйаллаху анху) вошел в Рай с оговорками. Они сказали:
– О Посланник Аллаха! В чем же заключаются эти оговорки?
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил им так:
– Когда он получил ранение, он воздержался от битвы с врагом. Затем, осудив себя, собрал свое мужество, стал шахидом и попал в Рай. Они были показаны мне сидящими на тронах из золота. Трон Абдуллаха, как я увидел, был ниже, чем у его друзей, и кривой. Когда Я спросил о причине этого, мне ответили: «Когда Абдуллах шел сражаться, он колебался и был нерешительным. Потом он начал биться с врагом!»
Сердца Ансаров успокоились, обрадовавшись тому, что высокочтимый Абдуллах (радыйаллаху анху), став шахидом, попал в Рай.
Грусть на сердце Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) усиливалась по мере того, как он передавал муминам известия с поля сражения. Затем из благословенных святых очей его полились крупные, как жемчужины, слезы. Продолжая повествование, Он сказал:
«Сейчас знамя взял в руки один из воинов – Меч Аллаха! А затем Аллах удостоил Муджахидов победой над врагом!» (Бухари «Магази», 44; Ахмад, V, 299, III, 133; Ибн Хишам, III, 433-436; Вакиди, II, 762; Ибн Са`д, III, 46, 530; Ибн Асир «Усду`ль-Габа», III, 237)
Посланник Аллаха, воздев руки, со слезами на глазах вознес Всевышнему Аллаху следующую молитву:
«О Мой Аллах! Халид – один из числа Твоих мечей. Соблаговоли оказать ему Свою Божественную помощь!» (Ахмад, V, 299)
[1] Вакиди, II, 755; Ибн Каййум, III, 381.
[2] Ибн Са`д, 128.
[3] Ибн Хишам, III, 429.
[4] Ибн Омар (радыйаллаху анхума) говорит следующее: «Мы стали искать Джафара и обнаружили его среди шахидов. Вся передняя часть его тела была покрыта стрелами и копьями, число которых было больше 90. На спине у него не было ни одной стрелы или пики. (Бухари «Магази», 44). В тот момент Джафару (радыйаллаху анху) было 33 года (Ибн Хишам, II, 434). Значит, он был юношей 17-ти лет от роду, когда, совершив хиджрат в Хабашистан, беседовал с Негусом, будучи уже тогда мудрым и отважным человеком.
fondihlas.ru