Требовательность и взыскательность в вопросах прав человека
Трофеи, добытые в Хайбаре, были распределены между мусульманами, принимавшими участие в Худайбийском походе, независимо от того, были они в Хайбаре или нет. Ибо Всевышний Аллах обещал трофеи Хайбара мусульманам, принявшим участие в походе на Худайбийю, в 20-ом аяте Суры «Фатх».[1]
Умар бин Хаттаб (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Это был день войны в Хайбаре. Несколько асхабов, придя к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говорили:
– Такой-то человек пал смертью великомученика за веру, такой-то также является шахидом.
Затем, проходя мимо одного человека, они сказали:
– Он также пал смертью героя!
Наш Учитель (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил им:
– Нет! Я видел его в Аду в накидке, взятой им несправедливо из трофейного добра». (Муслим «Иман», 182)
Степень шахида, являясь одной из высочайших наград, искупая немало грехов, не упраздняет права по отношению человеку и коварство к общественному добру. Поэтому наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил о том, что увидел в Аду горящим сахаба, о котором было сказано, что он принял смерть великомученика. Потому что тот сахаб взял всего одну накидку в то время, когда трофеи еще не были распределены, и за это попал в Ад. Так Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал знать мусульманам, что покушение на добро, принадлежащее народу, и попрание прав человека является грехом, которому нет прощения.
Был у нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) темнокожий слуга по имени Мид`ам, подаренный ему Рифа бин Зейдом. В тот момент, когда этот слуга выгружал вьюк нашего Господина, шальная стрела, прилетев неведомо откуда и угодив в него, стала причиной его смерти. Мусульмане с завистью и грустью говорили:
– О Мид`ам! Да будет благословенен Рай, в который ты попал! О Посланник Аллаха! Да будет благословенно Аллахом великомученичество твоего слуги!
Однако Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ на это сказал:
– Нет! Дело обстоит не так! Клянусь Аллахом, в чьих могущественных руках находится моя жизнь! Тот коврик, что он взял себе в Хайбаре до того, как были распределены трофеи, сейчас горит на нем ярким пламенем!
Мусульмане, услышав эти слова, сильно испугались. Какой-то человек, принеся нашему Господину Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) один или два обувных шнурка, сказал:
– О Посланник Аллаха! И я взял себе эти шнурки до того, как были распределены трофеи!
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
– И тебя в Аду ждут одна или две пытки из-за твоего поступка. (Бухари «Айман», 33; Муслим «Иман», 183)
*
В день завоевания Хайбара некто, придя к нашему Господину (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал:
– О Пророк Аллаха! Сегодня я получил такую прибыль, какую не смог получить никто из жителей этой долины!
Наш Господин Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Ты посмотри! И что же ты приобрел?
Человек ответил:
– Я непрерывно перепродавал что-то. Да так, что приобрел прибыль в виде трехсот укиййа.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:
– Сказать ли тебе, какая из прибылей считается самой благословенной?
Человек спросил:
– О Пророк Аллаха! Что же это за прибыль?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ему следующий ответ:
– Это два раката намаза-нафил, совершенные после исполнения тобой намаза-фард! (Абу Дауд «Джихад», 168 / 2785)
После того, как Мухаджиры получили свою долю из трофеев, добытых в Хайбаре, их материальное положение существенно улучшилось. В связи с этим Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вернул Ансарам финиковые сады, которые они подарили или отдали во временное пользование ранее Мухаджирам.[2]
[1] Вакиди, II, 684.
[2] Ибн Каййум, III, 359.
fondihlas.ru