Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Не ругайте сподвижников  Седьмой год Хиджры

 

Призыв правителей к Исламу

После заключения Худайбийского соглашения наш Господин Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), являющийся Посланником Аллаха ко всему человечеству, начал призыв к Исламу всех ближних и дальних стран, ибо таково было Божественное повеление:

 

 

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعاً الَّذِي

لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ

 

Значение: «Скажи [Мухаммад]: «О люди! Воистину, я ко всем вам Посланник Аллаха, который владычествует над небесами и землей…»». (Сура «Аль-Араф», 158)

 

 

 

يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ

مِن رَّبِّكَ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ وَاللّهُ يَعْصِمُكَ

مِنَ النَّاسِ

 

Значение: «О Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты [тем самым] не передашь [людям] Его послания, а ведь Аллах оберегает тебя от людского [зла]…». (Сура «Аль-Маида», 67)

 

 

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا كَافَّةً لِّلنَّاسِ

بَشِيراً وَنَذِيراً وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

 

Значение: «Мы направили тебя [Мухаммад] ко всем людям без исключения благовестителем и увещевателем, но большая часть людей не могут постичь [этого]». (Сура «Саба», 28)

 

Призыв мировых монархов к Исламу осуществлялся Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посредством письменных посланий. Число наиболее известных из них достигает шести или восьми. Каждое из этих посланий Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил вместе с каким-нибудь избранным сахабом. Когда наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил решение написать послания правителям, славные асхабы сказали следующие слова: «О Посланник Аллаха! Они не станут читать письма, пока на них не будет печати». В связи с этим наш Господин Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) велел изготовить перстень из серебра, на котором в три строки были выгравированы слова «Аллах – Посланник – Мухаммад». Этот перстень Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стал использовать в качестве печати.[1]

 

*

Послание Пророка Мухаммада, адресованное императору Византии Гераклиусу доставил один из славных асхабов по имени Дихьйатуль–Калби (радыйаллаху анху). Письмо Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с призывом принять Ислам попало в руки Гераклиуса после его победы над Персами, когда тот находился в Сирии.

Император Византии почувствовал к посланию больше интереса, чем раздражения, проявив любознательность к сути этой проповеди.  Он велел доставить к нему соотечественников Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), дабы задать им вопросы по этой теме. В то же самое время один из злейших врагов Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – Абу Суфьян – во главе мекканских торговцев шел с караваном в Шам. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тогда находился в состоянии перемирия с Курайшитами. Люди Гераклиуса, встретив караван, доставили людей к императору, который со своими приближенными находился в Мечети «Акса – Бейтуль – Макдис».

Император принял их в присутствии самых знатных греков и велел доставить к нему переводчика. Согласно приказу Гераклиуса, переводчик спросил:

– Кто из вас ближе всех по происхождению к тому, кто именует себя Пророком?

Абу Суфьян ответил:

– Я самый близкий его родственник!

Гераклиус на это сказал:

– Приведите ко мне его и его товарищей! И пусть его товарищи будут находиться рядом с ним в то время, когда я стану беседовать с ним!

Затем, повернувшись к переводчику, он сказал:

– Передай им, что я задам кое-какие вопросы ему о том человеке. И пусть, если он скажет неправду, они скажут, что он лжет!

Абу Суфьян, который сказал, что стал бы говорить неправду о Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), если бы не его стыд перед своими товарищами, которые могут рассказать всем о его клевете, передает так последующий разговор с Гераклиусом:

«Затем, Гераклиус задал мне вопрос:

– Какова Его родословная среди вас?

Я ответил:

– Он весьма знатного рода!

Гераклиус тогда спросил:

– Был ли среди вас кто-либо, кто бы утверждал свою Пророческую миссию до Него?

Я ответил:

– Нет, не было никого.

– Были ли среди Его предков правители? – спросил Гераклиус.

– Нет, – ответил я.

– К высшим или низшим слоям общества принадлежат люди, следующие за Ним? – задал свой очередной вопрос Гераклиус.

– К низшим, – ответил я.

– Количество людей, следующих за Ним, увеличивается или же уменьшается? – задал он следующий вопрос.

– Увеличивается, – ответил я.

– Есть ли такие люди, кто, приняв Его религию, отступили от нее, поскольку она не пришлась им по душе? – спросил он.

– Нет! – ответил я.

– Был ли Он когда-либо обвинен в обмане до того, как стал утверждать, что он является Пророком?

– Нет! – сказал я.

– Были ли случаи, когда Он не выполнял данное им слово?

– Нет! Он всегда держит данное им слово. Однако сейчас мы с Ним заключили договор на определенный срок и не знаем, как Он поступит в течение этого срока!

Я не смог найти ни единого слова, чтобы очернить Его, кроме этих слов!

Император спросил:

– Воевали ли вы когда-нибудь с Ним?

Я ответил утвердительно. Тогда он спросил:

– Каков был результат этих войн?

Я ответил:

– Иногда победу одерживал Он, а иногда – мы.

Он сказал:

– Ну, хорошо. А что Он повелевает вам?

Я ответил ему так:

– Он говорит: «Поклоняйтесь только Аллаху! Не ищите Ему сотоварища! Оставьте своих идолов, которым поклонялись ваши отцы!» Он велит совершать намаз, велит быть справедливыми, добропорядочными, совестливыми, а также велит навещать родных и близких.

В ответ на это Гераклиус сказал переводчику:

– Скажи ему, что я спросил у него о Его происхождении, и что он ответил, будто род Его весьма благороден.

Скажи также то, что Пророки выходят из среды знатных, благородных и нравственно чистых людей.

Скажи ему о том, что я спросил у него о том, был ли среди них кто-либо ранее, кто утверждал бы, что он является Пророком, но он ответил отрицательно. Если бы среди них был кто-то, утверждавший это ранее, то я мог бы сказать, что Он подражает ему, беря с него пример.

Скажи ему о том, что я осведомился у него о наличии среди предков Его какого-либо правителя, и он ответил мне отрицательно. Если бы кто-то из Его предков был правителем, то я мог бы предположить, что Он пытается вернуть назад владение своего отца.

Передай ему, что он ответил отрицательно также и на мой вопрос о том, говорил ли Он когда-нибудь ложь до утверждения о пророчестве. А я знаю то, что если человек не лжет людям, то он не станет говорить неправду и об Аллахе!

Скажи ему о том, что я спросил о людях, следующих за Ним. И он ответил, что люди из низших слоев. А ведь вначале именно такие люди являются приверженцами Пророков. Я спросил у него об увеличении или уменьшении количества последователей. И он ответил, что количество людей, следующих за Ним, увеличивается. А особенностью истинной религии является то, что количество ее приверженцев увеличивается.

Скажи ему, что я осведомился у него о том, есть ли среди людей, принявших Его религию, такие, которые отступили от своей веры, поскольку она не понравилась им. И он ответил, что таковых нет. Так оно и бывает, когда благодаря вере возникшая радость и прояснение, вселившись в сердце, укрепляют веру.

Скажи ему, что я выяснил у него, были ли случаи, когда Он не сдержал данного Им слова. Он сказал мне, что таких случаев не было. А Пророки таковы, что никогда не отступают от слова, данного ими.

Я спросил о войнах с Ним, и он ответил утвердительно, сказав, что иногда победителями в войне выходили они, а иногда – Он. Так бывает и у Пророков: вначале их постигают беды, зато исход их прекрасен. И прекрасны результаты.

Я спросил его о том, что Он им повелевает. И он ответил, что Он велит поклоняться лишь Аллаху, не искать Ему сотоварища, что Он запрещает поклонение идолам, равно как велит совершать намазы, быть честными, правдивыми, добропорядочными людьми с развитым чувством собственного достоинства, а также целомудренными и совестливыми.

Если все, сказанное тобой, верно, то очень скоро этот человек будет господствовать на земле, даже на этой, на которую я сейчас ступаю ногами. Я, в сущности, знал о том, что появится этот Пророк. Однако я даже не мог предположить, что Он появится из вашей среды. Если бы я знал, что смогу предстать перед Ним для того, чтобы побеседовать с Ним, я бы вытерпел все лишения и трудности. Если бы я был рядом с Ним, я бы мыл Ему ноги».

После этого Гераклиус попросил письмо Благородного Пророка, переданное ему и при посредничестве Дихьйи (радыйаллаху анху) направленное правителю Бусры. Человек, доставший послание, протянул его Гераклиусу. И тот прочитал его. В письме было написано следующее:

«Правителю византийцев Гераклиусу от Раба Аллаха и Его Посланника Мухаммада! Мир тем, кто следует путем истинной религии! Я призываю тебя принять Ислам. Прими Ислам, чтобы обрести спасение и благополучие, и чтобы Аллах дважды воздал тебе! Если же ты не примешь Ислам, то грех подданных твоих землепашцев на твоей совести».

 

 

 

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ

أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا

بَعْضاً أَرْبَاباً مِّن دُونِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا

مُسْلِمُونَ

 

Значение: «Скажи, [Мухаммад]: «О люди Писания! Давайте признаем единое слово для вас и нас о том, что не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, что никого другого не будем считать равным Аллаху, а признаем Господином только Аллаха». А если они откажутся [признать], то скажите им [о муслимы]: «Свидетельствуйте, что мы — предавшиеся [воле Аллаха]»». (Сура «Али Имран», 64)

 

Абу Суфьян говорит следующее:

«После того, как Гераклиус сказал то, что должен был сказать, и после того, как он прочитал письмо, поднялся шум и крик. Поэтому нас удалили. Я сказал своим товарищам: «Дело Сына Абу Кабша[2] приняло серьезный оборот. Вы посмотрите, даже Гераклиус (правитель Бани Асфара), и тот боится Его!» Так вот, начиная с того самого времени, я никогда не переставал верить в то, что Он скоро достигнет успеха. И, в конце концов, Аллах удостоил и меня честью стать мусульманином…»

Гераклиус пригласил к себе авторитетных людей своей общины. Они собрались в одном из дворцов, принадлежавших ему. Обращаясь к ним, Гераклиус сказал:

– О община византийцев! Что скажете по поводу своего спасения навеки и владения на вечные времена своим царством?

Затем он предложил им принять Ислам. В ответ на это все разом, словно дикие ослы, испуганно ринулись к дверям. Однако они увидели, что двери дворца заперты. Гераклиус, поняв, что государственные мужи не проявляют интереса к принятию Ислама, позвал их обратно и, отступив от своих слов, сказал:

– Я устроил вам испытание, чтобы увидеть, насколько вам присущи христианские твердость, непоколебимость и решительность. То, что я увидел, пришлось мне по нраву!

Услышав это, высшие государственные чины поклонились ему и остались довольны им. (Бухари, Баду`ль-Вахй, 1, 5-6; Иман, 37; Шахадат, 28; Джихад, 102; Муслим, Джихад, 74; Ахмад, I, 262)

Император Византии Гераклиус, воочию увидев блага Ислама, представшие перед ним, и постигнув полностью его истину, упустил свою великую возможность, нанеся урон своему вечному счастью по причине  того, что страсть к земным благам в нем взяла верх.

 

*

Письмо, адресованное иранскому Хосрову, доставил Абдуллах бин Хузайфа (радыйаллаху анху). Однако Хосров поступил не так, как Гераклиус. Рассердившись на то, что имя Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) было написано прежде его имени, он разорвал благословенное послание в клочья, произнеся тяжкие оскорбления в адрес посла.

Абдуллах (радыйаллаху анху) обратился к Хосрову и к его людям со следующими словами:

– О община Персов! Вы живете как во сне, без Пророка, без книги! Вам осталось прожить считанные дни, владея лишь той частью земли, на которой вы господствуете! А, между тем, земля, которой вы не сумели завладеть и на которой не смогли господствовать, гораздо больше. О Хосров! Сколько было до тебя правителей, правивших твоей страной и мечтавших о земных благах или о вечной жизни в потустороннем мире – ахирате. Те из них, которые желали вечной жизни в ахирате, получили также и то, что было им положено в миру. Те же из них, что желали земных, мирских благ, потеряли свою долю в вечном мире. Ты принижаешь и недооцениваешь значение религии, которую мы предлагаем тебе. Однако клянусь Аллахом, где бы ты ни был, когда придет то, что ты принижаешь, тебе не удастся укрыться от этого, и ты будешь испытывать чувство страха!

Хосров же в ответ сказал ему, что царство и все богатство в нем предназначены исключительно для него, и что он не боится ни потерпеть поражения, ни того, что ему станут искать сотоварища. Вслед за этим он приказал своим людям вывести Абдуллаха бин Хузайфу (радыйаллаху анху).

Абдуллах (радыйаллаху анху) тут же, сев верхом на своего верблюда, направил его в сторону Медины. При этом он сказал себе:

«Клянусь Аллахом! Я не стану горевать о том, настигнет ли меня смерть или же я буду спасен. Ибо я доставил письмо Посланника Аллаха по назначению, а значит, выполнил свою миссию!» (Ахмад, I, 305; Ибн Са`д, 1, 260, IV, 189; Ибн Касир «Аль – Бидайа, IV, 263-6; Хамидуллах «Аль – Васаик», стр. 140)

Существует повесть, демонстрирующая не имеющие себе равных добродетель, благовоспитанность и мужество Абдуллаха бин Хузайфа (радыйаллаху анху), внушенные ему верой. Повесть эта полна многих поучительных примеров, назиданий и предостережений.

Во времена правления высокочтимого Умара (радыйаллаху анху) в район Шама под названием Кайсерийа на византийцев было отправлено исламское войско. Абдуллах бин Хузайфа (радыйаллаху анху) был в составе этого войска. Византийцы взяли его в плен и, приведя к своему королю, сказали: «Этот человек – один из асхабов Мухаммада!» Король велел запереть высокочтимого Абдуллаха (радыйаллаху анху) в каком-то доме и на много дней лишил его еды и питья, а затем отправил ему немного вина и свинины. За ним наблюдали в течение трех дней. Абдуллах (радыйаллаху анху) не приблизился и не прикоснулся ни к мясу, ни к вину. Королю доложили: «Он изрядно поник головой и ослаб. Если его не выпустить оттуда, то он, несомненно, умрет!» Король велел привести Абдуллаха (радыйаллаху анху) и спросил у него:

– Что заставляет тебя воздержаться от еды и питья?

Абдуллах (радыйаллаху анху) сказал:

– Хотя вынужденная необходимость, согласно шариату, и позволяет мне употребить в пищу свинину и выпить вино, однако я не захотел стать посмешищем для унижения Ислама!

Король, увидев столь достойное поведение Абдуллаха (радыйаллаху анху), сказал ему так:

– А что, если бы ты стал христианином, да получил бы половину моего богатства, став моим соучастником, а я бы женил тебя на своей дочери?

Абдуллах (радыйаллаху анху) ответил:

– Я никогда не поступлю подобным образом, даже если ты дашь мне богатство, принадлежащее всем арабам, в обмен на то, что я отступлю от религии Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) хотя бы на одно мгновенье ока.

Король сказал:

– Тогда я уничтожу тебя!

Высокочтимый Абдуллах (радыйаллаху анху) ответил:

– Поступай, как знаешь!.

И Абдуллаха (радыйаллаху анху) распяли на кресте. Для его устрашения лучники стали пускать стрелы. Но так, чтобы не попасть в него. Затем ему снова предложили стать христианином. Благословенный сахаб не проявил даже малейшей склонности к этому предложению. Король сказал:

– Ты или станешь христианином, или я брошу тебя в кипящий котел!

Поскольку он не принял предложения, был принесен медный котел. В него налили воды или оливкового масла и довели содержимое котла до кипения. Король велел привести одного из пленных мусульман и предложил ему стать христианином. Поскольку пленный не принял этого предложения, король велел бросить его в котел. И он был брошен в котел. Абдуллах (радыйаллаху анху) смотрел на него. В одно мгновение плоть пленника, отделившись от костей, рассыпалась на части. Король еще раз предложил Абдуллаху (радыйаллаху анху) стать христианином. Поскольку он не согласился, велел бросить и его в котел. Высокочтимый Абдуллах (радыйаллаху анху) заплакал в тот момент, когда его собирались бросить в котел. Король, подумав, что он переменил свое решение, велел привести Абдуллаха (радыйаллаху анху) к нему и вновь предложил ему стать христианином. Увидев, что он резко отклонил это предложение, король удивился:

– Тогда почему ты заплакал?

Высокочтимый Абдуллах бин Хузайфа (радыйаллаху анху) дал ему следующий великолепный ответ:

– Ты не думай, что я заплакал из страха перед тем, что ты собираешься сделать со мной! Я заплакал оттого, что у меня есть лишь одна жизнь, которую я могу пожертвовать ради Аллаха, пребывая на Его пути! Я сказал себе: «Есть у тебя одна-единственная жизнь. Бросят тебя в этот котел, и ты в одно мгновение отдашь свою душу Аллаху». А, между тем, как бы я желал иметь не одну душу, а столько, сколько на моем теле имеется волосков. И как бы я хотел отдать их Аллаху вновь и вновь, испытав те же самые муки!

Бесстрашие, мужество, благородство и преданность вере, продемонстрированные высокочтимым Абдуллахом (радыйаллаху анху), пришлись по душе королю, и он велел отпустить его на свободу, сказав ему:

– Поцелуй меня в голову, и я отпущу тебя на свободу!

Абдуллах (радыйаллаху анху) спросил:

– А ты отпустишь вместе со мной всех плененных мусульман?

Тот ответил утвердительно.

Тогда Абдуллах (радыйаллаху анху) сказал:

– Вот теперь я поцелую тебя в голову!

Высокочтимый Абдуллах (радыйаллаху анху) говорил:

– Я подумал: «Что предосудительного в том, если я поцелую в голову одного из врагов Аллаха ради освобождения из плена мусульман и себя самого? Поцелую его в голову, вот и все!»

В тот день свободу получили 80 мусульман. Прибыв к высокочтимому Умару (радыйаллаху анху), они объяснили ему ситуацию, и он сказал: «Обязанность каждого мусульманина – поцеловать голову Абдуллаха бин Хузайфа! И первым начинаю выполнять эту обязанность я!» Встав со своего места, он подошел к нему и поцеловал его в голову. (Ибн Асир «Усду`ль – Габа; III, 212-216; Захаби «Сийар», II, 14-15)

 

Этот благословенный сахаб удостоился чести доставить иранскому Хосрову послание Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с Его призывом к Исламу. Продемонстрировав величайшее мужество и крепость веры перед палачами правителя, он донес истину Ислама Хосрову и его приближенным. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), узнав о том, что Хосров порвал Его послание и отнесся враждебно к призыву принять Ислам, сказал:

«Мой Аллах! Ты разбей на части его царство так же, как он поступил с моим посланием!» (Бухари «Ильм», 7; Ибн Асир «Усду`ль – Габа», III, 212)

В период правления четырех праведных правителей – Хулафаи Рашидин – чудодействие Пророка Аллаха свершилось, и все земли, принадлежавшие Хосрову, полностью перешли в руки мусульман. Хосров, отправив письмо губернатору Йемена Базану, велел ему доставить к нему Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Послы Базана явились к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Рассказав ему о поручении, они вручили Посланнику Аллаха письмо. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), прочитав письмо, улыбнулся. Затем Он призвал послов принять Ислам. Послы Базана сказали нашему Господину Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Если ты не поедешь с нами, то напиши ответное письмо губернатору Базану!

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получивший Божественное откровение Всевышнего Аллаха, сказал им:

Всевышний Аллах сделал так, что сын Хосрова Ширавайх посягнул на своего отца. Ширавайх убил его в таком-то месяце, в такую-то ночь и в таком-то часу!

Послы удивились и задали Пророку Аллаха следующий вопрос:

– Сообщить ли нам это известие, сообщенное тобою, губернатору?

Наш Учитель Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил ответить им:

Да! Сообщите ему то, что вы услышали от меня! И еще скажите ему: «Моя религия и мое господство достигнут тех мест, где простираются владения Хосрова, распространившись до таких дальних уголков, где только могут ступать кони и верблюды!» Сообщите ему также, еще и эти мои слова: «Если ты станешь мусульманином, то я дам тебе земли, которыми управляешь ты! Я назначу тебя правителем племени Персов, проживающих в Йемене!»

Базан, получив это известие, сказал:

– Клянусь Аллахом! Его слова не есть слова правителя! Мне думается, что Он является Пророком, как Он говорит! Подождем, каков будет итог Его слов, сказанных о Хосрове. Если слова подтвердятся, то тогда Он и в самом деле Пророк, посланный Аллахом. Если же слова будут неверны, то тогда подумаем о Нем то, что Он заслуживает!

Затем, повернувшись к послам, он спросил их:

– Что вы думаете о Нем?

Те начали восторженно рассказывать обо всем, увиденном ими. Они сказали:

– Мы никогда не видели более величественного, скромного и бесстрашного правителя, который ходит пешком среди людей и не имеет охраны! Его Асхабы в Его присутствии не повышают своих голосов, а разговаривают тихо…

Когда пришло письмо с сообщением о том, что Ширавайх убил своего отца, все увидели, что время совершения убийства совпадало минута в минуту. Губернатор Базан стал мусульманином, сказав в адрес Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) следующие слова: «Эта Особа, вне всякого сомнения, является Пророком, посланным Аллахом для людей!» Жители Йемена, которые по своему происхождению были персами, также стали мусульманами. (Ибн Са`д, I, 260; Абу Нуайм, Далаиль, II, 349-350; Дийарбакри, II, 35-37)

 

*

Негус Эфиопии лучше всех принял письмо Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с призывом к Исламу и посла, доставившего его. В этом письме, доставленном Негусу Амром бин Умеййа (радыйаллаху анху), наряду с призывом к принятию Ислама содержалась еще и краткая информация о высокочтимой Марьйам и высокочтимом Исе. Негус, с самого начала имевший хорошее мнение об Исламе и более или менее владевший информацией о нем от мусульман, совершивших еще ранее хиджрат в Эфиопию, с получением этого послания раскрыл крылья своей души к горизонтам веры. Произнеся формулу исповедания Ислама – слова Шахады – в присутствии высокочтимого Джафара, старшего сына Абу Талиба, он стал мусульманином. Затем, по просьбе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он отправил на двух кораблях находившихся там Мухаджиров. Кроме того, он направил Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) послание, в котором сообщил Ему о том, что стал мусульманином. Содержание этого письма следующее:

«Мухаммаду – Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – от Негуса.

О Посланник Аллаха! Мир Тебе! Да снизойдут милость и благодать Аллаха на Тебя! Аллах, кроме которого нет никакого другого божества, наставил меня на путь познания истинной религии, и я принял Ислам. О Посланник Аллаха! До меня дошло Ваше письмо, в котором вы упомянули о положении высокочтимого Исы. Клянусь Владыкой земли и небес в том, что и сам высокочтимый Иса не сказал больше, чем Вы сказали о нем в своем послании. Его проповедничество истины сводится именно к тому, что изволили сказать Вы. Мы изучили основы Ислама, которые Вы уполномочены Аллахом сообщать и проповедовать нам. Мы приняли у себя твоих асхабов, совершивших хиджрат вместе с сыном твоего дяди (Джафаром). Я свидетельствую, что Ты – Посланник Аллаха. Ты верен своему слову. Ты истинен. О Посланник Аллаха! Я присягнул Тебе на верность при посредничестве сына Твоего дяди, являющегося Твоим представителем. Стоя перед ним, я препоручил себя Аллаху, Владыке миров. Посылаю к Тебе своего сына Эрху. Я отвечаю только за себя. Если Ты пожелаешь, о Пророк Аллаха, то я тотчас прибуду к Тебе. Я свидетельствую, что слова Твои верны и справедливы. О Пророк Аллаха! Мир и приветствие Тебе! (Ибн Са`д, I, 259; Ибн Каййум, III, 689; Хамидуллах «Аль-Васаик, стр. 100, 104, 105).

 

*

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь сказал:

О люди! Кто из вас доставит вот это письмо Мукавкису Александрии (Искандарийа),[3] ожидая воздаяния за это от Аллаха?

Хатиб бин Аби Балтаа (радыйаллаху анху) бросился к нашему Господину и, представ перед Ним, сказал:

– О Посланник Аллаха! Его доставлю я!

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на это сказал:

О Хатиб! Да благословит Аллах тебя на выполнение этого долга!

Хатиб (радыйаллаху анху) доставил письмо нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям) Мукавкису Александрии.

В письме было написано следующее:

«Бисмилляхир-рахманир-рахим.

Правителю Коптов Мукавкису от Раба и Посланника Аллаха Мухаммада.

Мир следующим праведным путем истины Аллаха. Призываю тебя принять Ислам. Стань мусульманином, обрети свое счастье и благополучие, чтобы Аллах воздал тебе вдвойне. Если ты не примешь этого моего призыва, то грех Коптов будет лежать на твоей совести.

 

 

 

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ

أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا

بَعْضاً أَرْبَاباً مِّن دُونِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا

مُسْلِمُونَ

 

Значение:  «Скажи [Мухаммад]: «О люди Писания! Давайте признаем единое слово для вас и нас о том, что не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, что никого другого не будем считать равным Аллаху, а признаем Господином только Аллаха». А если они откажутся [признать], то скажите им: «Свидетельствуйте, что мы — предавшиеся [воле Аллаха]»». (Сура «Али Имран», 64)

 

После того, как письмо нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) было прочтено, Мукавкис, позвав к себе Хатиба (радыйаллаху анху), собрал также всех религиозных деятелей. Продолжение повести Хатиб (радыйаллаху анху) рассказывает так:

«Мукавкис сказал мне:

– Я задам тебе вопросы для того, чтобы уяснить для себя кое-что.

Я ответил ему:

– Я к вашим услугам! Готов к беседе.

Мукавкис спросил:

–Твой Господин является Пророком, не так ли?

Я ответил:

– Да! Он – Посланник Аллаха!

Он спросил у меня следующее:

– Если он и в самом деле является Пророком, то тогда почему он не обратился к Аллаху с молитвой-дуа, направленной против его народа, который, выгнав Его из собственного дома, заставил Его искать прибежище в другом месте?

Тогда я обратился к нему с таким вопросом:

– Ты свидетельствуешь о том, что Иса бин Марьйам является Пророком Аллаха, не так ли? Поскольку он является Пророком на самом деле, разве он не мог, вместо своего вознесения на небеса, обратиться к Аллаху с молитвой об истреблении своего народа, когда люди, схватив его, собирались повесить?

Мукавкис не нашел, что ответить. Помолчав некоторое время, он сказал:

– Повтори свои слова!

Я повторил свои слова. Мукавкис вновь замолчал. А затем проговорил:

– Ты сказал прекрасно. Ты мудрый человек и говоришь уместные слова. Да и прибыл ты от человека, который является мудрецом и судьей.

Я же после этих его слов сказал Мукавкису:

– До тебя здесь был человек, который утверждал, будто он является божеством. Всевышний Аллах подверг наказанию того Фараона, заставив страдать его и на земле, и в вечном мире. Ты извлеки для себя назидание на примере тех, что жили до тебя, а не будь примером для других людей![4]

Мукавкис сказал:

– У нас есть религия, и мы не оставим ее до тех пор, пока не увидим более благословенную!

Я же сказал ему:

– Ислам намного превосходит ту религию, к которой ты привязан! Мы призываем тебя принять веру Ислам, которую Всевышний Аллах выбрал как религию для всех людей. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) призывает к Исламу не только тебя, но все человечество, всех людей. Из них грубее всего и наиболее жестоко поступили с Ним Курайшиты. А иудеи больше всех проявили свою враждебность к Нему. Христиане же более всех проявили интерес к Нему. Точно так же, как Пророк Муса сообщил благую весть о Пророке Исе, точно так же Пророк Иса сообщил благое известие о Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям). Каждый человек принадлежит общине того Пророка, которого послал Господь. Ты живешь в эпоху Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и, соответственно, мы, призывая тебя принять Ислам, не отдаляем тебя от религии Исы (алейхиссалям). Напротив, мы предлагаем тебе совершить деяние, подобающее его пророческой миссии.

Мукавкис сказал:

– Я внимательно исследовал религию этого Пророка и увидел, что Он не повелевает полностью отречься от земного и не запрещает то, что желаемо, одобряемо, допустимо и приемлемо. Он не чародей, сбившийся с пути, и не лжец, утверждающий то, что получает известия из невидимого, непостижимого мира. Напротив, Ему присущи такие характерные для Пророков признаки, как прорицание предсказаний, дающихся путем постижения сокровенного и непостижимого мира… И все же, я бы хотел еще немного подумать.

А позднее он написал ответное письмо нашему Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), в котором содержалось следующее:

«Бисмилляхиррахманиррахим.

Мухаммаду бин Абдуллаху от Мукавкиса. Мир Тебе! Я прочитал Твое письмо. Я понял то, о чем Ты упомянул в своем письме и то, к чему Ты призываешь меня. Я знал о пришествии Пророка, однако я предполагал, что он придет из Шама. Я принял твоего посла как положено. Посылаю тебе платье вместе с двумя невольницами, статус которых высок у Коптов. Посылаю Тебе еще и одного мула, дабы Ты мог ездить на нем верхом. Мир Тебе!»

Мукавкис не сделал больше того, что сделал, так же как не стал и мусульманином. А меня он предупредил, сказав:

– Смотри! Как бы Копты не услышали из твоих уст хотя бы одно слово. Берегись же!» (Ибн Касир «Аль-Бидайа», IV, 266-267; Ибн Са`д, I, 260-261; Ибн Хаджар «Аль-Исаба», III, 530-531)

Как видно, Мукавкис встретил с одобрением призыв Пророка Аллаха принять Ислам. Ему было известно о пришествии последнего Пророка, но он предполагал, что тот появится в Шаме. Это его предположение помешало ему повиноваться Истине, заслонив ее, и Мукавкис не смог принять Ислам. Однако вместе с Хатибом (радыйаллаху анху), доставившим ему письмо, он отправил различные дары, одного мула и двух наложниц (высокочтимую Марию и ее сестру Сирин).

Хатиб (радыйаллаху анху) по дороге рассказал им об Исламе и посодействовал тому, что они стали мусульманками, удостоившись чести принятия Ислама.[5] Таким образом, еще не добравшись до Медины, они постигли вечную истину.

Когда Хатиб (радыйаллаху анху) передавал слова Мукавкиса Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Пророк сказал:

Негодный человек! Не смог пожертвовать своим царством! А царство, которое он оберегал, не достанется ему! (Ибн Са`д, I, 260-261; Дийарбакри, II, 38)

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отдал в жены Хассану бин Сабиту невольницу Сирин, а сам взял в жены высокочтимую Марию. Матерью сына Пророка Аллаха Ибрахима была высокочтимая Мария. В результате этого бракосочетания, осуществившегося согласно Божественной воле, было извлечено немало политической выгоды. К примеру, эта ситуация оказала положительное воздействие на отношение с египтянами. В войнах, которые в последующие годы имели место между мусульманами и византийцами, египтяне, оставив византийцев, способствовали тому, что Исламское войско уверенно двигалось навстречу победе в этой войне.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), демонстрируя пример прекрасного обхождения с родственниками, сказал своим асхабам следующие слова:

«Вы завоюете Египет, в котором пользуются единицей измерения карат. Рекомендую вам относиться к народу его хорошо, по-доброму. Выполняйте мое завещание, ибо нас с ними связывают родственные отношения и брачные узы». (Муслим «Фадаилус – Сахаба, 226-227)

Как известно, род Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по отцовской линии опирается на высокочтимого Исмаила (алейхиссалям). Поскольку мать Исмаила (алейхиссалям) – высокочтимая Хаджар – была египтянкой, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) считал египтян родственниками. Родственная связь, возникшая в результате бракосочетания, происходит от Матери правоверных Марии (радыйаллаху анха).[6]

 

*

Харис, глава арабов-Гассанидов, проживавших в Сирии, повел себя цинично и нагло. Прочитав письмо Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), доставленное ему Шуджой бин Вахбом (радыйаллаху анху), он попросил у императора Византии разрешение на то, чтобы пойти войной на мусульман. Однако император отклонил его просьбу.[7]

Правитель Йамаме Хавзе также не принял божественный призыв к Исламу, содержавшийся в письме Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), которое доставил ему Салит бин Амр (радыйаллаху анху). Спустя совсем немного времени правитель скончался, пребывая в полном неведении об истине Аллаха – Исламе.[8]

 

*

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дал важные наставления по тем вопросам, на которые послам следовало обратить особое внимание. К примеру, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) написал одно письмо, адресованное людям, находившимся в Химьере. Отправляя его с высокочтимым Ийашем (радыйаллаху анху), Он сделал следующие наставления:

«Прибыв, не входи туда ночью, дождись наступления утра. Затем наилучшим образом соверши омовение-вуду и соверши два раката намаза. Помолись Всевышнему Аллаху, чтобы встретить радушный прием и для того, чтобы Аллах помог тебе добиться успеха. Аллах поможет тебе добиться успеха. Затем хорошо подготовься, возьми письмо в правую руку и вручи его им правой рукой в правую руку. Если ты поступишь подобным образом, они примут тебя…»

Ийаш (радыйаллаху анху) рассказал:

«Я сделал все, как велел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и они приняли мой призыв к Исламу. Дальнейшие события разворачивались так, как хотел Посланник Аллаха, подтвердив верность Его слов». (Ибн Са`д, I, 282-283)

Эти призывы были первыми шагами Ислама, совершенными в Медине и предпринятыми для того, чтобы охватить весь мир. Ислам, зародившись на Аравийском полуострове, продолжал свое распространение день ото дня. Ибо прочный фундамент великих побед был заложен благословенными руками лично самого Посланника Аллаха – высокочтимого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).


[1] См. Бухари «Ильм», 7; Муслим «Либас», 57, 58; Ибн Са`д, I, 258.

[2] См. том 1, стр. 284 (объяснение, касающееся этого имени, использованного в качестве имени Пророка Аллаха).

[3] Императоры Византии имели звания Цезарь и Византийский Кайзер, правители Фарса – Хосров, правители Эфиопии – Негус, правители Египта – Фараон, правители Александрии – Мукавкис, правители Йемена и Шыххира – Тубба, индийские правители – Батлимус. Это не имена. Это титулы правителей.

[4] Как прекрасно поэт выразил эту мысль в следующих строках: «Человек, что не берет пример с пращуров своих, для грядущего станет назиданьем!»

[5] Ибн Са`д, VIII, 212.

[6] Ибн Хишам, 1, 4.

[7] Ибн Са`д, I, 261.

[8] Ибн Са`д, I, 262.

fondihlas.ru

от admin

Добавить комментарий