Ифк — инцидент возведения клеветы
Инцидент возведения клеветы имел место при возвращении из кампании Мурайси. Чистейшая и незапятнанная супруга Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) высокочтимая Айша удалилась по надобности от того места, где войско остановилось на ночлег.[1] Вернувшись, она обнаружила, что войско уже давно тронулось с места. В тот период был ниспослан аят с предписанием «набрасывать на себя покрывало», и женщин стали перевозить в паланкинах, установленных на горбах у верблюдов. Поэтому когда войско тронулось в путь, подумали, что Мать правоверных Айша (радыйаллаху анха) находится в паланкине. Высокочтимая Айша предпочла ожидать на месте, где она находилась, не желая заблудиться, идя вслед за войском. Она слегка задремала. В это время Сафван бин Муаттал (радыйаллаху анху), подбиравший то, что оставалось от войска, заметил высокочтимую Айшу. Для того чтобы дать понять ей о своем нахождении там, он прочел следующий аят:
إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
Значение: «…Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся…». (Сура «Аль-Бакара» 156)
Мать правоверных Айша проснулась от звука его голоса. Сафван (радыйаллаху анху), не говоря ни слова, заставив своего верблюда опуститься на колени, посадил высокочтимую Айшу на него. К полудню они добрались до войска. Мунафики, увидев эту ситуацию, получили редчайшую возможность раскрыть свои рты для того, чтобы произнести следующую отвратительную ложь:
– Валлахи! Наверняка ни Айше от него, ни ему от Айши не удалось отделаться!
А Абдуллах бин Убей даже, преступив все границы приличия и съязвив, сказал муминам:
– Итак, супруга вашего Пророка не спала до утра вместе с этим человеком!
Смута мгновенно охватила все войско. Благородный Абу Бакр (радыйаллаху анху), мучительно простонав, сказал:
– Валлахи! Даже во времена джахилии мы не подвергались подобной клевете!
Сафван (радыйаллаху анху) же испытывал глубокое страдание. Он был избранным сахабом, о котором Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Я не слышал о нем ничего, кроме хорошего и доброго!
Что же касается Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то, несомненно, Его сердце заполнилось печалью и грустью больше всех. Он замкнулся, редко выходил из дома, не очень часто встречался с людьми. Он провел небольшое расследование. Не было ни малейшего признака вины высокочтимой Айши. Однако речи мунафиков не умолкали.
Мать правоверных Айша была последней, кто услышал об этом инциденте. Едва услышав об этой клевете, она сильно опечалилась. С грустью и с душевной болью, которые невозможно описать, она, взяв разрешение у нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), отправилась в дом отца до получения сведений по этому вопросу. Услышав и от них те же самые толки и сплетни, она, словно осенний лист, завяла и побледнела. В это время наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) захотел обсудить с ней событие. Придя в дом Абу Бакра (радыйаллаху анху), Он сказал своей благословенной супруге:
– О Айша! До меня дошли кое-какие слова о тебе. Если ты невиновна, то Аллах оправдает тебя и докажет твою невиновность.
Обладающая тонкой чувствительной душой Мать правоверных высокочтимая Айша, почувствовав, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) слегка засомневался и растерялся перед лицом этой клеветы, взглянула на своих родителей. Увидев, что они пребывают в молчании, она со слезами на глазах сказала Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) следующие слова:
– Валлахи! Я хорошо поняла, что вы услышали пересуды и почти поверили в них. Если я сейчас скажу вам, что я невиновна, а Аллах знает это, но вы можете мне не поверить. Если я скажу противоположное, то вы тут же поверите. Однако Аллах знает о том, что я невиновна. В таком случае я прошу помощи у Аллаха, чтобы он опроверг те сплетни».
В те дни супруга Абу Айюба Аль-Ансари Умму Айюб спросила у своего мужа:
– Ты слышал, что говорят люди об Айше?
Абу Айюб ответил:
– Да, слышал. Все это – обман и выдумка!
Потом, обращаясь к своей жене, он спросил у нее:
– Ты могла бы совершить подобное зло?
Та ответила:
– Нет! Валлахи, я ни в коем случае и ни за что не совершу такое зло!
В ответ на это Абу Айюб (радыйаллаху анху) сказал так:
– Если ты такая добродетельная, то, Валлахи, Айша благословеннее и добродетельнее тебя!» (Ибн Хишам, III, 347; Вакиди, II, 434)
Отныне дело было предоставлено лишь Всевышнему Аллаху. В скором времени Всевышний Аллах ниспослал священный аят, имеющий отношение к произошедшему событию. Стало неопровержимо ясно, что все слова, сказанные о высокочтимой Айше, были ничем иным, как инсинуацией, клеветой мунафиков. Божественные заявления снимали обвинения с матери правоверных высокочтимой Айши (радыйаллаху анха) и сообщали мунафикам о том, что их ждут страдания из-за их несправедливых обвинений в адрес высокочтимой Айши, а также предостерегали тех, кто распускал эту клевету.
Всевышний Аллах в связи с этим вопросом изволил сказать следующее в священных аятах Корана:
إِنَّ الَّذِينَ جَاؤُوا بِالْإِفْكِ عُصْبَةٌ مِّنكُمْ لَا تَحْسَبُوهُ شَرّاً لَّكُم بَلْ هُوَ
خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُم مَّا اكْتَسَبَ مِنَ الْإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى
كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ.
Значение: «Воистину, те, которые возвели великую ложь, — из вас же самих. Не считайте ее злом для вас, напротив, это добро для вас. Каждого мужа из них постигнет [наказание] за содеянный грех. А тому, кто совершил наибольший грех, уготовано великое наказание».
لَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ
وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْراً وَقَالُوا هَذَا إِفْكٌ مُّبِينٌ . لَوْلَا
جَاؤُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَاء فَأُوْلَئِكَ
عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذِبُونَ . وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ
فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ .
إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ
وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّناً وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ.
Значение: «Почему же вы, верующие мужчины и женщины, когда услышали эту [ложь], не обратились душой к благому и не сказали: «Это — явная ложь!»? Почему они не призвали для подтверждения этого [навета] четырех свидетелей? Раз они не привели свидетелей, то они перед Аллахом — лжецы. Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам в этом мире и будущем, то вас за ваши словоизвержения постигло бы великое наказание.
Вот вы подхватываете ложь своими языками, передаете устами то, чего вы не знаете, и полагаете, что подобный поступок незначителен перед Аллахом. А ведь она (т. е. ложь) — великий проступок».
وَلَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ
قُلْتُم مَّا يَكُونُ لَنَا أَن نَّتَكَلَّمَ بِهَذَا سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ.
يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَداً إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ .
وَيُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ.
Значение: «Когда вы услышали ложь, почему вы не сказали: «Не подобает нам болтать об этом. Преславен Ты! Ведь это – великий навет!»? Аллах предостерегает вас, чтобы вы никогда не повторяли подобную ложь, если вы веруете. Аллах разъясняет вам знамения. Аллах — Ведающий, Мудрый».
إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَن تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ . وَلَوْلَا
فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّه رَؤُوفٌ رَحِيمٌ.
Значение: «Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распространялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах ведает [истину], а вы не ведаете. И если бы не благоволение Аллаха и милость Его, если бы Аллах не был добр и милосерден [то наказал бы вас]».
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ وَمَن يَتَّبِعْ
خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ فَإِنَّهُ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ وَلَوْلَا فَضْلُ
اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ أَبَداً وَلَكِنَّ اللَّهَ يُزَكِّي
مَن يَشَاءُ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
Значение: «О вы, которые уверовали! Не следуйте по стопам шайтана: тот, кто следует по стопам шайтана, [пусть знает] что он зовет к мерзости и нечестию. И если бы не благоволение и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не искупил бы [греха]. Однако Аллах прощает того, кого пожелает. Аллах — Слышащий, Знающий». (Сура «Ан-Нур», 11-21)
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после ниспослания этих высочайших истин сказал с улыбкой матери правоверных высокочтимой Айше:
– Благая весть, о Айша! Аллах снял с тебя обвинение и оправдал тебя!
Высокочтимая Айша после оправдания ее и освобождения от ответственности за то, чего она не совершила, поблагодарила Аллаха, воздав хвалу Ему, и сказала:
– Я совсем не предполагала, что будет ниспослан аят о такой бессильной, беспомощной рабыне Аллаха, как я! Я думала, что в сердце Пророка Аллаха придет некое вдохновенье и так выяснится, что я невиновна!
Своему отцу Абу Бакру (радыйаллаху анху), который, поцеловав ей голову, намекнул на то, чтобы она подошла к Посланнику Аллаха, высокочтимая Айша, слегка капризно, выразив свою обиду и подавленность, ответила:
– Я не стану ни благодарить, ни прославлять никого, кроме Аллаха! О моей невиновности сообщил Аллах!
В ответ на это Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил улыбнуться. Печаль и беспокойство, длившиеся в течение месяца, благодаря милости Аллаха закончились. (Бухари «Шахадат», 15, 30; «Джихад», 64; «Магази», 11, 34; Муслим «Тавба», 56; Ахмад, VI, 60, 195)
Оклеветана была супруга Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Мать правоверной общины, дочь самого близкого друга Благородного Пророка и одновременно одна из самых целомудренных женщин общины. Даже одного этого события достаточно для того, чтобы показать силу выдержки Пророков перед лицом всяческих напастей, тягот и бед. Это – великое и вечное утешение для угнетенных, притесняемых, кротких и смиренных людей, которых оклеветали.
Что же нужно сказать тем опрометчивым людям, которые продолжали свои обвинения, невзирая на то, что Священный Коран, описывая эти исторические факты, использовал такие выражения как «очевидная ложь» и «великая инсинуация» и своим категоричным заявлением оправдал высокочтимую Айшу?! Виновники, ставшие причиной инсинуации, возведения клеветы на чистую, порядочную женщину, обвинившие ее в прелюбодеянии, были подвержены наказанию. Каждый из них получил по 80 ударов палками.[2]
Согласно мнению Ибн Аббаса (радыйаллаху анху), Всевышний Аллах оправдал четырех человек:
- Юсуфа (алейхиссалям) языком свидетеля из домочадцев женщины, которая оклеветала его.[3]
- Мусу (алейхиссалям) от сплетен евреев.[4]
- Высокочтимую Марйам, заставив заговорить ее новорожденного сына, находившегося у нее на руках.[5]
- А также оправдал высокочтимую Айшу в тех величественных аятах Священного Корана, которые будут читаться до самого Судного Дня.
Оправдание это является невиданно красноречивым. Всевышний Аллах сделал это для того, чтобы продемонстрировать высоту положения, которым обладает Его Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). (Замахшари, IV, 121) Затянувшееся, длительное промедление Божественного откровения в этот тяжелый период времени имело целью сделать очевидным для людей, что нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), наряду с тем, что он является Пророком и Посланником Аллаха, все же присущи человеческие качества. Кроме того, промедление нужно было для того, чтобы продемонстрировать то обстоятельство, что откровение не является состоянием, порожденным Его сознанием и «нафсом», а также для того, чтобы проверить искренность, чистосердечность и задушевность мусульман.
*
Высокочтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) постоянно оказывал помощь некоему бедняку по имени Мистах. Увидев его среди клеветников, которые возвели напраслину на его высокочтимую дочь, он поклялся не совершать добро по отношению ни к нему, ни к его семье. Когда помощь от высокочтимого Абу Бакра перестала поступать к ним, Мистах и его семья встревожились и растерялись. Когда прекратилась помощь семье Мистаха, Всевышний Аллах ниспослал следующий священные аяты:
وَلَا يَأْتَلِ أُوْلُوا الْفَضْلِ مِنكُمْ
وَالسَّعَةِ أَن يُؤْتُوا أُوْلِي الْقُرْبَى وَالْمَسَاكِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ فِي
سَبِيلِ اللَّهِ وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ
وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ.
Значение: «И пусть щедрые и обладающие достатком среди вас не клянутся, что не будут оказывать помощи родственникам, беднякам и покинувшим свой дом [для борьбы] на пути Аллаха. Пусть они прощают и извиняют [их]. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура «Ан-Нур», 22)
وَلاَ تَجْعَلُواْ اللّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ أَن تَبَرُّواْ
وَتَتَّقُواْ وَتُصْلِحُواْ بَيْنَ النَّاسِ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ.
Значение: «Пусть клятва не препятствует вам творить добро, именем Аллаха быть богобоязненными и примирять людей. Аллах — Всеслышащий, Всезнающий». (Сура «Аль-Бакара», 224)
Эти священные аяты Всевышнего Аллаха являются конкретными примерами его Милосердия. С другой стороны, они указывают цель, к вершинам которой должны стремиться добродетельные люди. После ниспослания этих аятов Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал: «Я, конечно же, хочу, чтобы Аллах простил меня!» Потом он, искупив свой грех, продолжил совершать благие дела. (Бухари, «Магази», 34; Муслим «Тавба», 56; Табари «Тафсир», II, 546)
То есть высокочтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) продолжил оказывать помощь человеку, который оклеветал его дочь. А это – яркий пример, демонстрирующий добродетель этого благословенного сахаба, добродетель, не имеющую себе равных.
[1] Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) брал с собой в поход одну из своих жен, бросая жребий. Во время кампании Мурайси Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) взял с собой мать правоверных высокочтимую Айшу, поскольку жребий пал не нее.
[2] Ахмад, VI, 35.
[3] См. Юсуф, 26-29.
[4] См. Аль-Ахзаб, 69.
[5] См. Марйам, 29-33.
fondihlas.ru