Бракосочетание высокочтимого Али с досточтимой Фатимой
На втором году Хиджры поженились дочь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Фатима (радыйаллаху анха) и Али (радыйаллаху анху). До этого высокочтимый Абу Бакр и высокочтимый Умар претендовали на руку и сердце досточтимой Фатимы. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать им: «Я ожидаю божественного повеления на ее счет». Поэтому Али (радыйаллаху анху) все никак не осмеливался посвататься к ней, невзирая на содействие и поощрение со стороны родственников своих из рода Сыны Хашима. Спустя какое-то время, благодаря настоянию близких, он явился и предстал перед Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).[1]
Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) так рассказывает об этой истории: «Наконец-то я предстал перед Посланником Аллаха. Вид Его был внушителен, а на лице Его лежала печать духовной величественности. Я сидел перед ним и безмолвствовал, не в силах сказать что-либо. Он изволил сказать мне: «Что привело тебя ко мне? Тебе что-то нужно? Наверное, ты хочешь просить руки Фатимы?» Я же смог лишь сказать ему в ответ: «Да!»» (Ибн Касир «Аль-Бидайа», III, 379)
С одобрения и согласия нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям) высокочтимый Али (радыйаллаху анху), продав кое-что из вещей, подготовил калым, равный 480 дирхамам. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел две трети этой суммы потратить на благовония, а одну треть – на приобретение одежды.[2] Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дал Фатиме (радыйаллаху анха) в качестве приданного бархатное покрывало, сосуд для воды и подушку, наполненную душистой травой «изхир».[3] А Билялю Хабаши Он велел приготовить угощение, сказав ему: «Я хочу, чтобы угощение моей уммы во время обряда бракосочетания молодых стало правилом (Сунной)!» Поэтому высокочтимый Али отдал одному иудею под залог свои латы и купил половину меры ячменя. Свадебное угощение состояло из блюда, известного под названием «хайс».[4] Мухаджиры и Ансары, придя группами, отведали угощения и разошлись… (Ибн Сад, VIII, 23; Абдурраззак, V, 487; Дийарбакри, 1, 411)
Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям), принеся кувшин воды, совершил ритуальное омовение. Он позвал высокочтимого Али (радыйаллаху анху), затем окропил водой для ритуального омовения грудь и плечи его. Потом позвал Фатиму (радыйаллаху анха). Проделав то же самое и с Фатимой, Он объявил, что сочетал ее браком на счастье всех домочадцев. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес молитву-дуа следующего содержания: «О мой Аллах! Прибегаю к Твоей помощи для защиты ее и ее рода от прогнанного шайтана!» (Ибн Сад, VIII, 24; Дийарбакри, I, 411)
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря об обязанностях супругов, порекомендовал дочери Фатиме заниматься домашними делами, а своему зятю Али – делами вне дома.[5]
Усама бин Зейд (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Я находился у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Али и Аббас (радыйаллаху анхума), придя, попросили разрешения войти к Нему. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь ко мне, изволил спросить:
– Тебе известно, с какой целью пришли они?
Я сказал:
– Нет, я не знаю причины их визита к Вам
Тогда Он сказал:
– Но она известна мне. Позволь им войти!
Я впустил их, и они вошли. Обращаясь к Пророку Аллаха, они спросили:
– О Посланник Аллаха! Мы пришли узнать, кого из общины своей Ты любишь более всего?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать:
– Фатиму бинти Мухаммад!
– Мы не спрашиваем, кого из членов твоей семьи, связанных с тобой кровными узами, ты любишь больше всех. Мы спрашиваем тебя о том, кто мил твоему сердцу помимо самых близких родных? – настаивали они.
– Это Усама, который является для меня самым дорогим в общине. Усама, которого осчастливил Аллах, наставив его на путь истинной религии (хидайат), и которого я подарил общине своей, освободив его от рабства и усыновив его! – ответил Пророк Мухаммад.
Тогда они спросили:
– Хорошо, а еще кого?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Али!»
В связи с этим его дядя Аббас (радыйаллаху анху) воскликнул:
– О Посланник Аллаха! А дядю-то своего Ты оставил напоследок!
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:
– Али опередил тебя в Хиджре!» (Тирмизи «Манакыб», 40/3819)
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Наш Господин Пророк, начертив на земле четыре линии, спросил:
– Вы знаете, почему я начертил эти линии?
Асхабы ответили:
– Аллах и Посланник Его знают это лучше нас!
И тогда наш Господин изволил сказать следующие слова:
– Самые добродетельные обитательницы Рая – это Хадиджа бинти Хувайлид, Фатима бинти Мухаммад, Марйам бинти Имран и жена Фараона – Асийа бинти Музахим!» (Ахмад, I, 293)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлял особую взыскательность к образованию, духовному воспитанию и подготовке членов своей семьи к вечной жизни. В суре «Аль-Ахзаб» Всевышним Аллахом предписано:
يَا نِسَاء النَّبِيِّ لَسْتُنَّ كَأَحَدٍ مِّنَ النِّسَاء إِنِ اتَّقَيْتُنَّ فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ
فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ وَقُلْنَ قَوْلاً مَّعْرُوفاً . وَقَرْنَ
فِي بُيُوتِكُنَّ وَلَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى وَأَقِمْنَ
الصَّلَاةَ وَآتِينَ الزَّكَاةَ وَأَطِعْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِنَّمَا
يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ
تَطْهِيراً.
Значение: «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] — не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело». (Сура «Аль-Ахзаб», 32-33)
Когда были ниспосланы эти аяты, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение шести месяцев, направляясь в мечеть для совершения утреннего намаза, заглядывал в дом высокочтимой Фатимы. Напоминая о непреходящих истинах, Он говорил такие слова: «О домочадцы! Вставайте и поспешите на намаз! Аллах желает для вас только того, чтобы вы были пречистыми, очистившись от ваших грехов!» (Тирмизи «Тафсир», 33/3206)
А порой ночами, постучавшись в дверь дома высокочтимых Али и Фатимы, Он призывал их к совершению молитвы Тахаджуд, являющейся самым значительным капиталом, необходимым для вечной жизни: «Вы что же, не собираетесь совершать намаз?» (Бухари «Тахаджуд», 5)
Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) передает нам рассказ о следующем примечательном событии:
«Фатима была любима отцом больше, чем кто-либо в семье. У нее появлялись мозоли и раны на руках от жерновов ручной мельницы. Кровоточащие раны были у нее также на шее от ношения воды в кожаных мехах. А пыль, поднимающаяся в то время, когда она подметала в доме, садилась на нее, и она вся была в пыли. К Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то были приведены невольники. Я сказал Фатиме:
– Ты пошла бы к отцу да попросила одного слугу!
Фатима пошла и, увидев, что наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) беседовал с какими-то людьми, вернулась назад. На следующий день Посланник Аллаха, придя к Фатиме, спросил у нее:
– Дочка, какая нужда привела тебя вчера ко мне?
Фатима не ответила, храня молчание. Вмешавшись в разговор, я сказал:
– Позволь, о Посланник Аллаха, рассказать об этом мне!
Сказав это, я объяснил Ему все. Выслушав меня, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать следующее:
– О Фатима! Бойся Аллаха! Соблюдай предписания Аллаха! Выполняй домашние дела! Укладываясь спать, говори тридцать три раза подряд «Субханаллах», тридцать три раза «Аль-хамду лиллах» и тридцать четыре раза «Аллаху Акбар»! Все вместе это составит число «100». Это куда благословеннее для тебя, чем иметь слугу!
Слугу ей Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не дал». (Абу Дауд «Харадж», 19-20 / 2988)
В другом предании говорится, что Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) еще сказал и следующие слова: «Валлахи! Не смогу Я дать тебе слугу в то время, как Асхабы суффа изнывают от голода, а Я не могу найти средств для того, чтобы накормить их! Я получу выкуп (фидье) за них (пленников), а вырученные деньги буду расходовать на них». (Ахмад, I, 106)
Савбан (радыйаллаху анху) – освобожденный раб Посланника Аллаха – рассказывает следующее:
«Фатима (радыйаллаху анха) была всегда последней, с кем прощался Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), направляясь в какой-либо поход или поездку. При возвращении же первым человеком, к кому Он заглядывал, была, опять же, Фатима.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) только что вернулся из какой-то поездки. А Фатима повесила занавес на дверь и, кроме того, надела на руки Хасана и Хусейна по два серебряных браслета. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к дому Фатимы, но в дом не вошел. Фатима поняла, что Посланник Аллаха не вошел в дом из-за увиденных им вещей. Она тотчас разорвала занавес и сняла браслеты с рук своих детей. Хасан с Хусейном, плача, пришли к Посланнику Аллаха. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), взяв эти браслеты, сказал:
«О Савбан! Отнеси эти браслеты в такую-то семью. Хасан и Хусейн – члены моей семьи – «Ахл-и Бейт». Я не хочу, чтобы блага, которые будут подарены им Всевышним Аллахом, они растратили и уничтожили в земной жизни. О Савбан! Купи Фатиме костяное ожерелье, а детям – два браслета, также сделанные из кости!» (Абу Дауд «Тараджуль», 21 / 4213)
[1] Ибн Сад, VIII, 19.
[2] Ибн Сад, VIII, 19.
[3] Насаи «Никах», 81.
[4] Это блюдо представляет собой смесь из фиников с вынутыми косточками, сливочного масла и процеженного йогурта. Иногда в него добавлялась еще и поджаренная мука.
[5] Касани, IV, 24.
fondihlas.ru