Будучи мусульманами, мы обязаны уверовать и покориться Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение). То есть у нас есть обязанности, установленные в ниспосланном Аллахом Коране и в сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение), потому что Всевышний Аллах повелел нам исполнять те указания и запреты, которые Он сообщил нам через Своего Посланника (мир ему и благословение): «… Принимайте, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам. И бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах наказывает сурово [тех, кто противился Его посланникам]» (Аль-Хашр, 59:7).
«Кто подчиняется Посланнику, тот подчиняется Аллаху. А кто отворачивается, то [не переживай о нем] ведь Мы не отправили тебя хранителем для них [и ты не отвечаешь за их поступки]» (Ан-Ниса, 4:80).
А в другом кораническом аяте сказано: «О, верующие! Ответьте Аллаху и Посланнику [проявляя повиновение и отвечая на этот призыв с покорностью], когда он призывает вас к тому, что [духовно и физически] оживляет вас. И знайте, что Аллах проникает между человеком и его сердцем [то есть знает его тайны, может сохранить веру верующему и лишить ее неверующего]. И к Нему вы будете собраны [поэтому, пока еще не поздно, спешите проявить покорность Его Посланнику]» (Аль-Анфаль, 8:24).
Тем самым покорность Своему посланнику Всевышний Аллах посчитал непременным условием, чтобы быть мусульманами, а следование его религиозному призыву определил, как следование тому, что дарует жизнь.
Основы нашей религии, тонкости в ее догматике, практика совершения религиозных обрядов, детали религиозных отношений дошли до нас благодаря личному примеру нашего Пророка (мир ему и благословение). Священный Коран иногда лишь указывает на некоторые темы, отмечает их важное значение, но не раскрывает их подробно.
Вот в таких случаях на первый план выходит сунна нашего Пророка (мир ему и благословение). Тогда мы опираемся на нее и действуем согласно ей. Например, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) научил людей тому, как надо совершать намаз. Также и относительно закята в Коране имеются лишь аяты о его обязательности и достоинствах. А что касается подробного рассмотрения вопросов об уплате закята, то в этом мы опираемся на сунну Пророка (мир ему и благословение), на его хадисы.
Вот в таких случаях на первый план выходит сунна нашего Пророка (мир ему и благословение). Тогда мы опираемся на нее и действуем согласно ей. Например, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) научил людей тому, как надо совершать намаз. Также и относительно закята в Коране имеются лишь аяты о его обязательности и достоинствах. А что касается подробного рассмотрения вопросов об уплате закята, то в этом мы опираемся на сунну Пророка (мир ему и благословение), на его хадисы.
Поэтому в рассматриваемом аяте подчеркивается, что покорность Посланнику (мир ему и благословение), разъяснившему людям повеления и запреты Аллаха и показавшему их исполнение на практике, означает покорность Аллаху. Вплоть до того, что если решение какого-то вопроса опирается на божественное откровение, то в данном вопросе у нас нет никакого права не следовать за посланником Аллаха (мир ему и благословение).
Об этом ясно сказано в следующем аяте: «Для верующего мужчины и верующей женщины, когда Аллах и Его Посланник вынесли решение о [каком-либо] деле, нет выбора [принимать или нет это решение] в этом деле. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот, без сомнения, сбился с [истинного] пути» (Аль-Ахзаб, 33:36).
Исходя из этого, Пророк (мир ему и благословение) предостерегал сахабов относительно повиновения его указаниям и запретам: «Когда кому-то из вас доходит какое-либо указание с моим повелением или запретом, чтобы я не видел, как он говорит, опершись за бока: «Ничего не знаю, мы следуем тому, что находим в Книге Аллаха».
Следовательно, покорность Пророку (мир ему и благословение) включает в себя веру в то, что он является Посланником Аллаха и повиновение ему по каждому вопросу, который он доставил от Аллаха и сообщил нам.
С другой стороны, Всевышний Аллах благоволил в четкой и ясной форме, что не будет имана у тех, кто избегает воспринимать Пророка в качестве судьи, не соглашается с объявленными им решениями и не подчиняется ему полностью: «Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 4:65).
islam-today.ru
islam-today.ru