Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: «После меня самым знающим и осведомленным (в религии) из моей общины является Али бин Аби Талиб». (Канзуль-Уммаль)
«Я – ГРАД ЗНАНИЙ, А АЛИ – ВРАТА ЕГО»: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) говорил: «Я – град знаний, а Али — врата его». Именно по этой причине хариджиты возненавидели Али, питая к нему черную зависть. Однажды десять человек из числа их лидеров предложили: «Пойдемте к Али, и пусть каждый из нас отдельно будет задавать ему один и тот же вопрос. Если он на все десять вопросов будет отвечать одно и то же, но по-разному, то так мы сможем понять настоящий ли он ученый». Они приходили к Али как было оговорено меж ними и задавали один и тот же вопрос: «Что лучше: знания или богатство?».
Достопочтенный Али, да осветит Аллах его лик, каждому из них отвечал по-разному:
Первому он сказал: «Знания лучше», когда его спросили доказательство этого, он сказал: «Знания – это наследие пророков, а богатство – наследие Каруна, Фараона и Хамана».
Второму он ответил: «Знания лучше, потому что знания оберегают своего носителя, а богатство оберегает его же хозяин».
Третьему: «Знания лучше, ибо у того, кто обладает богатством много недоброжелателей, а у обладателя знаний наоборот – много друзей».
Четвертому: «Знания лучше, потом что имущество при делении уменьшается, а знания — нет».
Пятому: «Знания лучше, ибо богатого поминают по его скупости, а ученого поминают высокими званиями».
Шестому: «Знания лучше, ибо богатство нужно беречь от разбойников, а знания от разбойников беречь не надо».
Седьмому: «Знания лучше, потому что богатства могут сгинуть из-за простоя, а знания не исчезнут, сколько бы они ни простаивали».
Восьмому: «Знания лучше, ибо богатство заставляет сердца черстветь, знания же освещают их».
Девятому: «Знания лучше, потому что некоторые состоятельные люди, ослепленные своим могуществом и богатством, могут впадать в заблуждение, провозглашая себя богами. Знающий же, никогда не сделает ничего подобного».
Десятому: «Знания лучше, потому что имущество – причина беспокойства и тревог, а знания – причина милости и умиротворения».
После этого случая достопочтенный Али, да осветит Аллах его лик, заключил: «Если бы эти люди так и продолжали бы мне без устали задавать этот вопрос, то пока дышу, я бы каждый раз давал бы им отличные друг от друга ответы».
Упомянутые хариджиты усвоили урок и присягнули повелителю правоверных Али на верность. Они продолжили жить, следуя идеям «Людей сунны и согласия» (Ахлю-с-сунна валь-джамаа).
(Мишкатуль-анвар).